«Премьер-министр поручил министерствам совместно с ОАО «Транснефть» проработать позиции соответствующих органов власти и местного самоуправления в отношении строительства ВСТО и представить до 10 ноября текущего года предложения по интенсификации работ, а также сетевой график проектирования строительства ВСТО с проектом доклада президенту РФ», – сказал источник «Интерфакса» в Минпромэнерго. Это министерство, а также Ростехнадзор, Минприроды, Минэкономразвития и Минрегион теперь будут думать, как ускорить строительство трубы.
Президент недоволен
На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная
Владимир Путин ранее уже высказывал недовольство темпами реализации проекта. «Создание трубопроводной системы ВСТО неоправданно затянулось, – подчеркивается в тексте президентского поручения премьеру. – Практически не реализуется один из приоритетных проектов экономического развития страны». В связи с этим в документе также содержится требование организовать работу по согласованию с федеральными и региональными органами исполнительной власти основных параметров технико-экономического обоснования проекта (ТЭО) – маршрута, технологических решений, финансирования, а также утвердить сетевой график проекта строительства ВСТО.
Фрадков подписал распоряжение о строительстве ВСТО 31 декабря 2004 года. Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн. тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей.
На первом этапе предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет – Сковородино (2,4 тыс. км) и сооружение нефтеналивного терминала в районе бухты Перевозная (Приморский край), куда нефть будет поставляться по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино – бухта Перевозная. В случае если бы было принято решение о строительстве ответвления в Китай, по нему бы поставлялось 30 млн. тонн в год. По маршруту же Сковородино – Перевозная будет поставляться 50 млн. тонн.
Министерствам поручено ежеквартально информировать правительство о проведении работ по реализации проекта. В настоящее время ТЭО первого этапа ВСТО проходит государственную экологическую экспертизу. Протяженность проектируемой системы Тайшет – Казачинское – Сковородино – Перевозная составляет 4130 км. Стоимость строительства нефтепроводной системы ВСТО оценивается в 16 млрд. долларов.
Приоритетный проект
Проект строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) (нажмите для увеличения) |
«Мы не сомневаемся, что Транснефть сможет без проблем привлечь необходимые финансовые ресурсы, – отмечает начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. – Инвесторы рассматривают обязательства Транснефти как квазисуверенные». При этом бумаги компании остаются очень привлекательными для долгосрочных инвесторов. Отказ предприятия от значительных дивидендных выплат в этом году хоть и негативно характеризует развитие компании, но не может оказать существенного влияния на котировки бумаг Транснефти.
По словам вице-президента Транснефти Евгения Школова, для строительства второго этапа нефтепровода предусматривается возможность проектного финансирования. Российские компании, которые в наибольшей степени будут участвовать в освоении Восточной Сибири, получат долгосрочные конкурентные преимущества. В консорциум по освоению региона входят: Роснефть, Газпром и Сургутнефтегаз.
От федеральных властей в деле содействия проекту пытаются не отставать и региональные, ведь трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов РФ: Иркутской, Читинской и Амурской областей, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев. На днях губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев издал распоряжение оказывать содействие в решении вопросов, связанных с проектированием и строительством трубопроводной системы ВСТО. В том числе ряду краевых министерств и ведомств он предписал оказывать содействие Транснефти в выдаче необходимых заключений и согласований, решении всех вопросов, связанных со строительством трубопровода в кратчайшие сроки.
Такие же рекомендации даны Виктором Ишаевым главам муниципальных районов, где будет проходить трубопровод. Кроме того, им поручено довести до сведения жителей районов информацию о трассе прохождения нефтепроводной системы и разработке технико-экономического обоснования проекта.
Как отмечает Разуваев, освоение Восточной Сибири является национальной задачей. «В будущем именно месторождения Восточной Сибири должны обеспечить сохранение мировых позиций России в нефтегазовой индустрии», – считает он. По мнению аналитика, власти приняли правильное решение о строительстве трубопровода именно к Тихому океану, а не в Китай. «В противном случае Россия попала бы в зависимость от одного потребителя. Проект также имеет важнейшее геополитическое значение, так как позволит серьезно усилить позиции нашей страны на Дальнем Востоке», – уверен Разуваев.