Кто этот человек на карнизе 21-го этажа? Что загнало его туда – несчастная любовь? («Нет, от несчастной любви совершают самоубийство только женщины», – считает один из полицейских). Экономический кризис? («А вот мужики кончают с собой только из-за денег», – он же). А может быть, что-то совершенно иное? Может, это и не самоубийство вовсе, а попытка привлечь внимание к своей жалкой персоне, собрать толпу зевак, скандирующих: «Прыгай!» – и держащих наготове свои сотовые, айпады и айфоны, чтобы запечатлеть падение и смерть. Или это попытка восстановить справедливость?
Если Кортес смог изрядно напугать зрителей-клаустрофобов, то режиссер «На грани» решил сыграть на боязни высоты
«На грани» выстроен нелинейно, но логично, так что не стоит бояться затеряться в многочисленных флешбэках. Так, в самом начале зритель узнает, что герой Сэма Уортингтона – Ник Кэссиди, бывший полицейский – попадает в тюрьму, где проводит два года. Ему удается бежать, после чего он выходит на карниз 21-го этажа в отеле на Манхэттене.
Отель принадлежит ювелирному магнату Дэвиду Инглэндеру (Эд Харрис), офис которого, а также строго засекреченный сейф с огромным бриллиантом внутри находятся как раз напротив «прыгуна» Сэма. Случайно ли это совпадение? Пока внимание полиции приковано к Сэму, мастерски разыгрывающему драму, к сейфу магната, минуя различные препятствия, подкрадываются грабители. Их цель – пресловутый бриллиант, но как они связаны с незадачливым полицейским на карнизе?
Вопросы, мастерски поставленные в самом начале фильма, и правда интригуют. Режиссер-дебютант Асгер Лет (42 года, родом из Дании, сын одного из самых знаменитых датских режиссеров Йоргена Лета, сотрудничал с Ларсом фон Триером при постановке «Пяти препятствий») не особенно торопится ввести в курс дела и придерживает козыри до конца игры.
#{image=597682}Формально «На грани» (российских прокатчиков не смутило то, что существует по меньшей мере четыре картины с аналогичным названием, в оригинале фильм назван попроще – «Человек на карнизе») напоминает «Погребенного заживо» Родриго Кортеса. В обоих случаях главный герой стеснен обстоятельствами и ему приходится выкручиваться по мере сил. Признаем сразу, что запертому в гробу Райану Рейнольдсу деваться было решительно некуда, но он справился со своей ролью куда убедительнее мечущегося по карнизу Уортингтона, чей диапазон, увы, ограничен не только карнизом: он то угрожает спрыгнуть (и толпа внизу начинает скандировать с удвоенной энергией), то обращается с призывами к собравшимся внизу зевакам, что делает его похожим на оппозиционера, забравшегося на баррикаду.
Если Кортес смог изрядно напугать зрителей-клаустрофобов, то режиссер «На грани» решил сыграть на боязни высоты. Впрочем, большую часть времени Уортингтона показывают выше пояса, так что аудитория довольно быстро привыкает к положению «стоя на карнизе». К тому же скромный бюджет и отсутствие 3D не дают камере развернуться как следует и попугать 50-метровой высотой под ногами героя. Небольшой спойлер для заскучавших и планирующих уйти с середины фильма: прыжок все-таки состоится!
#{interviewcult}Прекрасно свою роль (брат полицейского Кэссиди, молодой раздолбай) отыгрывает Джейми Белл. На грани продажного полицейского и преданного друга удачно балансирует Энтони Маки («Повелитель бури», «Малышка на миллион»). Ну и традиционно в роли алчного злодея, не знающего страха, упрека и угрызений совести, выигрышно смотрится харизматичный и очень красиво постаревший (почти Клинт Иствуд) Эд Харрис.
В целом нельзя не признать, что «На грани» сделан очень грамотно, хотя и бедновато, а неплохие и не намозолившие глаза зрителю актеры отыгрывают свой гонорар. Фильм держит в напряжении, сценарные «твисты» не раздражают своей чрезмерностью, и зрителю не дают скучать до самого финала. В сухом остатке «На грани» – качественный триллер для одноразового просмотра, более-менее удачно совместивший как формальные характеристики так называемых heist movies (фильмов про ограбление), так и полицейскую драму о предательстве и мести, проникнутую духом 80-х.