В пятницу на Первом канале стартует премьера сериала «После школы», который, возможно, станет неким обнадеживающим ответом на памятную многим депрессивную «Школу» Валерии Гай-Германики. В главных ролях снялись Сергей Шакуров, Ксения Раппопорт, Михаил Пореченков и Александр Гордон, а в некоторых эпизодах появится также Федор Бондарчук. В качестве постановщика выступил главный режиссер Первого канала Андрей Болтенко, разделивший роль главного на площадке с авторами сценария, известными екатеринбургскими драматургами Олегом и Владимиром Пресняковыми, для которых этот сериал стал режиссерским дебютом. О замысле картины и его воплощении братья Пресняковы рассказали в интервью газете ВЗГЛЯД.
Как бы это ни было тяжело и ужасно, выглядеть это должно как легко и здорово
ВЗГЛЯД: Как бы вы определили жанр проекта «После школы»?
Владимир Пресняков: Кино как человек: есть смешные люди, грустные, непоседливые, мечтательные. В нашем фильме девять серий, и у каждой есть свой характер. Поскольку наш фильм музыкальный, то и характер того или иного эпизода можно соотнести с образом или звучанием кого-то из героев современной музыкальной культуры. Где-то это Джон Леннон, где-то Курт Кобейн, Брендон Флауэрс (The Killers), Виктор Цой. Такие истории под гитару и барабаны, со скретчами.
ВЗГЛЯД: Это ваш первый режиссерский опыт? Каково это – быть с другой стороны камеры и видеть, как режиссер меняет ваш сценарий?
Олег Пресняков: Да, это наш режиссёрский дебют в кино. В одной из серий есть такой эпизод: наши герои, школьные учителя, выходят на паруснике в открытое море. Снимая эту сцену, конечно же, мы были рядом с нашими персонажами, мы были с ними в одной лодке, на настоящем паруснике, который был построен более 100 лет назад, и мы летели вперёд, ловя брызги волн и обжигающие порывы ветра. Тогда мы над этим не задумывались, а сейчас можем сказать, что, став режиссёрами, мы оказались в одной лодке с персонажами, которых придумали на бумаге, мы уже не виртуально, а буквально должны были проживать с ними одну общую судьбу. Наш опыт показал нам: когда сценарист и режиссёр в одной команде, корабль точно не утонет.
ВЗГЛЯД: Менялся ли сценарий по ходу съемок?
Олег и Владимир Пресняковы: Наш первый фильм очень напоминал по сюжету фильм «Сумерки», только это был 1989 год (фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ) |
В. П.: По ходу съёмок менялись мы сами, и это находило отражение в том, что мы делали. А с персонажами всё было в порядке. В каждой серии есть кто-то главный: Гарик, Фрида, Родя, Стасик, и вокруг них вертится целый мир – школа, родители, друзья. Нам самим было интересно наблюдать за ними: как они справляются с тем, что с ними происходит, как и в каких ситуациях возникает то, что мы называем характером человека.
ВЗГЛЯД: В чем разница между театральным режиссером и режиссером в кино?
О. П.: Кино – это большое производство, и режиссёр, в нашем понимании, это тот, кто умеет контролировать весь этот сложный процесс, знает все его нюансы, умеет и любит работать не только с актёрами, но и с людьми, перед которыми стоят многочисленные технические задачи. В театре у режиссёра тоже есть соприкосновение с реальностью, выходящей за рамки чистого творчества, но оно не такое масштабное. У нас есть планы и дальше снимать кино, и это планы общие с Андреем Болтенко.
ВЗГЛЯД: С кем понравилось работать больше – с детьми или со взрослыми? И вообще – как вам работа с детьми, есть ли тут специфические сложности?
О. П.: В нашем фильме взрослые должны были хотя бы чуть-чуть стать детьми, а дети хотя бы на какие-то мгновения почувствовать, что это такое – быть взрослыми. И для тех, и для других это были непростые актёрские задачи. У нас много сцен, где наши юные актёры и наши звёзды взаимодействуют на равных – на это стоит посмотреть. Наверное, в этом и была особенность работы с юными актёрами: нам хотелось, чтобы они учились решать сложные творческие задачи, чтобы они почувствовали вкус к актёрской профессии в самых высоких её проявлениях.
ВЗГЛЯД: Отвечает ли «После школы» мировым трендам, удалось ли вам сделать уникальный продукт?
В. П.: Было бы лукавством сказать, что это дело зрителей, критиков – определять, кому и что удалось. У нас есть внутренние ориентиры и представления, есть внутренняя оценка того, что мы сделали. Кино «После школы» такое, какие мы есть здесь и сейчас – со всеми нашими мечтами и надеждами жить в более радостной и более человечной реальности.
ВЗГЛЯД: В какой школе вы учились в Екатеринбурге?
О. П.: Мы учились в той школе, про которую и сняли это кино. Она, конечно, выглядела не так, и одевались все по-другому, и песни пели гораздо грустнее, но благодаря нашей фантазии и нашим учителям мы видели её именно такой. У нас была выдающаяся учительница русского языка и литературы Людмила Петровна. Её уроки – самое яркое воспоминание из школы. А ещё самыми добрыми словами мы вспоминаем нашу учительницу физики Марину Леонидовну. Она отдала нам свою 16-миллиметровую кинокамеру «Киев», и мы сняли на неё наш первый фильм. Очень напоминал по сюжету фильм «Сумерки», только это был 1989 год.
ВЗГЛЯД: Над чем будете работать дальше?
В. П.: В России – кино, есть пара сценариев, над которыми мы сейчас работаем и надеемся с ними запуститься. Театр – в основном за рубежом. Пока снимали «После школы», вышли две премьеры, в Германии и Уругвае.
ВЗГЛЯД: У вас все легко и здорово получается, в чем секрет?
В. П.: Секрет в том, что как бы это ни было тяжело и ужасно, выглядеть это должно как легко и здорово.