Культура

26 марта 2011, 20:47

«В субботу»: Чернобыль через призму карнавала

Фото: kinopoisk.ru

Среди популярных в Рунете демотиваторов есть и такой: пьяная компания расслабляется в бассейне, и тут же, в бассейне, плавает резиновый тапочек с закрепленным на нем переходником – господа не страшатся смерти, господа изволят слушать музыку. В узком смысле «В субботу» тоже снят про соискателей премии Дарвина. Только посвящен он не частному случаю идиотизма, а катастрофе мирового масштаба.

В ночь на уикенд комсомольский инструктор Валерка подслушал разговор старших товарищей – на четвертом энергоблоке ЧАЭС случилось то, что в отчетах позднее назовут «следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом». Асфальта уж не видно под графитом, зашкаливает счетчик Гейгера, на лицах пожарных – нездоровый ночной загар, но начальство в локальный апокалипсис не верит – реактор не может взорваться, потому что не может взорваться никогда. Валерка пока еще не начальство, а потому – верит. Верит и бежит. Спотыкается, падает, ползет по жухлой траве, эротоманом врывается в женское общежитие и хватает под руку давнюю симпатию – всё, чтобы успеть с ней на утренний поезд.

#{image=487845}Не успеет. Ни на утренний, ни на ночной. Сначала у симпатии сломается каблук, потом в магазин завезут румынские «лодочки», следом грянет комсомольская свадьба – бессмысленная и беспощадная. Пляскам, дракам, пьяным мужским объятиям посвящена большая часть хронометража – всё, что осталось после беготни. И лишь трижды в фокус камеры попадет сияние разрушенного реактора, оком Саурона взирающего на Припять – советский город-сад.

«Пусть будет у нас больше радостных глаз», – поют герои. Суббота ведь, в конце-то концов. И металлический привкус во рту уверенно глушится каберне.

Вторая по счету режиссерская работа маститого сценариста Миндадзе вошла в основной конкурс Берлинского кинофестиваля, а то, что наград не взяла, говорит скорее в её пользу. Прогрессорский стиль Берлинале подразумевает куда более лобовое (до дебильности) высказывание на темы зла и политкорректности, чем позволил себе постановщик. Сними он кино про ужасы социализма, про гибельность атомной энергетики, про упырей из обкома – другой был бы разговор. Однако «В субботу» можно трактовать по-разному – есть в нем и то, что оценит славянофил, и то, чему возрадуется русофоб, и то, под чем подпишется «освободитель», и то, что одобрит совок-ностальгиант. Импрессионистский, дерганый стиль делает фильм типичной кляксой Роршаха, в которой каждый видит, что хочет увидеть.

Так, мысль о том, что партийные начальники, опасаясь паники, лишили людей выбора между жизнью и смертью, хотя и озвучена, но как-то невнятно, в проброс. Более того, Миндадзе фактически оправдывает замалчивание катастрофы, ибо его герои об аварии знают, а кто не знает – тот догадывается, только вот не пытаются спастись, закусывая стронций-90 салатом «Мимоза».

Сквозь ресторанный пир во время чумы просматривается вся та «азиатчина», по которой любят пройтись авторы журнала «Сноб»: жадность, ухарство, эгоизм, пьяные в дупель невесты. Но авторы почти любого журнала со словом «русский» в названии вправе, в свою очередь, сделать акцент на «самурайской» составляющей национального характера, который лишь закаляется в огне, не размокает в грязи, словом, «даже тысяча рентген не опустит русский член», как замечает один из героев. В таких раскладах и бухая невеста, априори жалкое и отвратительное существо, получает свою индульгенцию: новоиспеченный муж нежно погладит проявившийся её животик, и отвращение сменится щемящей жалостью у всякого, кто знает, как радиация действует на плод.

#{movie}Одно бесспорно: атмосферу тупого ужаса и надвигающейся смерти Миндадзе передал блестяще. Там, где фильмы-катастрофы подключают компьютерную графику, у него правит бал дрожащая камера гениального румынского оператора Муту. Суета затылков и спин, мельтешение бетона под ногами и ветвей-плёток на уровне лица, гортанные крики и аккорды лабухов сливаются в сплошной danse macabre. Эта пляска гипнотизирует зрителя не хуже, чем персонажей, погребая под собой логику самосохранения, вытаскивает на свет фатализм и прочную ассоциацию с тонущим «Титаником», на палубе которого играл оркестр. «Пусть всё кругом горит огнем, а мы с тобой споем», – замечал затейник Карлсон по другому поводу.

Логика у происходящего, впрочем, есть. История русской нации в XX веке – это выживание на пределе человеческих возможностей, необходимость довольствоваться минимумом комфорта ради достижения великих целей, существование не благодаря, а вопреки. К 80-м люди устали. Надорвались. Махнули рукой. Отказаться от долгожданной сытости, от румынских «лодочек» и мятых, легких рублей, от крепленых вин и танцев до упаду в законный выходной у них уже не было ни сил, ни желания. На взгляд современника, герои «В субботу» вроде бы сходят с ума, но на деле из последних сил хватаются за скудный быт и мещанские радости именно для того, чтобы с ума не сойти. Для них всё это – последняя иллюзия благополучия и стабильности. А бежать, спасаться, воевать, пахать в три смены они больше не могут – моченьки нет. Вслед за моченькой спустя всего несколько лет кончится и страна, что могла существовать лишь благодаря нескончаемым подвигам и человеческому самоотречению.

Другое дело, что подобная оценка – полуправда. За взрывом реактора всё равно последовали самоотречение и подвиг ликвидаторов, в обиде за память которых фильм не допустили к прокату в Белоруссии. Да вот только не великие герои, а именно маленькие люди на фоне катастрофы – излюбленная тема Миндадзе еще со времен дуэта с режиссером Абдрашитовым, причем катастрофа – именно что фон, она вторична, а первичен – человек в своих инстинктах, рефлексиях, шорах. Поступки персонажей не взяты с потолка – в основу картины легли воспоминания жителей Припяти о «том самом дне», когда хотелось погрешить напоследок – задрать лишнюю юбку, затеять лишнюю драку, выпить лишнюю бутылку вина (по признанию самого Миндадзе, узнав о трагедии, он тоже дезактивировался «красненьким»). Экстремальная ситуация несет за собой катарсис, присутствие смерти – инстинктивное желание жить взахлеб, фатализм делает счастливее. Говорят, кровати в женских общежитиях чернобыльской зоны потом фонили особенно – девушки привечали ликвидаторов после тяжелого рабочего дня.

Наконец, стоит учитывать, что трагедия одного человека всегда воспринимается острее, чем трагедия многих, то есть статистика. Смести Миндадзе камеру с изуродованного усами Антона Шагина – Валерки (весьма неожиданная и крайне удачная роль, особенно в свете его статичности в «Стилягах»), дай общий ракурс, чернобыльская катастрофа рисковала бы попросту затеряться. От лучевой болезни погибли «всего лишь» 150 человек (в основном персонал станции и ликвидаторы), тогда как счет жертвам текущей японской трагедии перевалил за десять тысяч, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – за двести. В этих жутких цифрах невозможно узнать себя, а в мечущемся от чужой любовницы к чужим друзьям Валерке – можно, как узнаешь недавнюю рок-звезду в бессознательно пьяном барабанщике – одном из эпизодических персонажей фильма.

«В субботу» – лента не для всех, но это чрезвычайно сильное высказывание пусть не о Чернобыльской катастрофе, но о непредсказуемости жизни на рандеву со смертью. То, что жизнь в конце концов побеждает смерть, доказала сама катастрофа, правда, если кому и не стоит от этого обольщаться, так это людям: сейчас в зоне отчуждения цветут сто цветов и активно размножаются краснокнижные виды животных. Радиацию они переносят куда менее болезненно, чем соседство с человеческой цивилизацией – шумной, агрессивной, бессмысленной и буквально заточенной на уничтожение себя.

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Новости

ВС Польши предупредили о передвижении военной техники у границы с Россией

Армия Польши массово передислоцирует технику на север страны в начале мая в связи с учениями НАТО Steadfast Defender 2024.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

ФСБ сообщила о выдворении нелегальных мигрантов после рейдов в ДНР

В Мариуполе и Тельмановском районе Донецкой народной республики выявлены нарушения миграционного законодательства, сообщила пресс-служба управления ФСБ по региону.

Маск: Украине нужно было соглашаться на сделку с Россией в Стамбуле

Американский предприниматель Илон Маск выразил мнение, что Киеву и его западным союзникам нужно было пойти на сделку с Россией в ходе переговоров в Турции в 2022 году.

В Госдуме высказались об отказе США признавать уничтожение ракет ATACMS

Отказ Вашингтона признавать уничтожение американских оперативно-тактических ракет ATACMS средствами противовоздушной обороны России обусловлен страхом, заявил депутат Госдумы от Крымского региона, член комитета по безопасности Михаил Шеремет.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе

На выставку трофейной техники у музея Победы на Поклонной горе доставлены американские танк M1 Abrams и штурмовая инженерная машина M1150 Assault Breacher Vehicle, сообщило Минобороны России.

У Пентагона возникли трудности с поставщиками оружия

Поставщики не хотят заключать с Пентагоном долгосрочные соглашения на поставки по фиксированным ценам оружия для пополнения американских запасов после помощи Украине, говорится в докладе контрольно-бюджетного управления страны.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

В ночь на среду жители нескольких регионов Украины видели в небе яркую вспышку «без взрывов», украинские СМИ считают ее «космическим явлением».

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Борис Акимов: Почему мы не хотим работать

День труда – праздник со слезами на глазах, праздник для людей, которые перестали видеть в труде ценность. Почему это случилось и как нам с этим жить дальше?

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?