Культура

16 сентября 2010, 15:33

Алексей Федорченко: Ограничение «18+» для «Овсянок» излишне

Фото: kinopoisk.ru

«Мне кажется, что «Овсянки» – история куда более православная, чем многие другие. Просто потому, что начиная снимать «православные фильмы», многие забывают о главном, о том, что лежит в основе всех мировых религий, – о любви», – рассказал Алексей Федорченко газете ВЗГЛЯД о своем самом успешном на данный момент фильме.

Российский фильм «Овсянки» удостоился целого букета призов на завершившемся недавно 67-м Венецианском кинофестивале. Картина отмечена премией FIPRESCI, присуждаемой Международной федерацией кинопрессы, премией содружества интернет-критиков Mouse d'oro («Золотая мышь»), призом католического жюри и особой наградой, носящей имя ученого, проповедника и режиссера Назарено Таддеи. Наконец, главное венецианское жюри, председатель которого Квентин Тарантино долго аплодировал «Овсянкам» стоя, наградило оператора Михаила Кричмана специальной премией «Озелла» за лучшее визуальное решение.

В России не было никогда традиции эротического кино – либо ханжество, либо порнография

Режиссер фильма-призера Алексей Федорченко рассказал газете ВЗГЛЯД, как будет устроен российский прокат картины и что нужно сделать, чтобы изменить вкусы зрителя.

ВЗГЛЯД: «Первые на луне», ваша предыдущая работа, отмеченная в Венеции, – это mocumentary, псевдодокументальное кино. «Овсянки» тоже основаны на вымышленной мифологии. Вас привлекают мистификации?

Алексей Федорченко: Я вовсе не стараюсь нарочно снимать исключительно мистификации, это просто совпадение. Когда мой друг, казанский писатель Денис Осокин, показал мне текст «Овсянок», я сразу решил его снять. Нужно было найти на это деньги я обращался за помощью к Госкино, но денег не получил, зато нашел продюсера Игоря Мишина, который профинансировал фильм.

ВЗГЛЯД: Что вам самому, как зрителю и как режиссеру, интересно смотреть?

А.Ф.: Я вообще благодарный зритель, очень много смотрю и отечественные картины, и зарубежное кино. Стараюсь не пропускать программу «Кинотавра» как правило, это действительно лучшие отечественные фильмы. Любимые режиссеры? Ну, их много, сами понимаете, даже не знаю, кого назвать: Такеши Китано, Данелия...

#{interviewcult}Мне кажется, в современном отечественном кино не хватает каких-то необычных, интересных фильмов, все какое-то похожее, почти одно и то же. А хочется чего-нибудь свеженького. Я, кстати, ничего не имею против коммерческих фильмов. Ведь что такое коммерческая лента? Та, которая окупилась в прокате и принесла прибыль. При этом фильм вполне может быть авторским и очень хорошим.

ВЗГЛЯД: Думаете, если начать показывать хорошие авторские фильмы, люди автоматически начнут их смотреть?

А.Ф.: Вы знаете, вот в Екатеринбурге проходит фестиваль документального кино «Россия», и залы на показах забиты. Люди приходят и смотрят. Выросло уже целое молодое поколение, которое любит хорошие документальные фильмы.

Мне кажется, народ смотрит то, что ему показывают. Засилье бандитских сериалов и американских блокбастеров существует потому, что именно эти фильмы у нас и показывают в надежде на прибыль, на скорый успех. Если, например, показывать только хорошее, качественное авторское кино, люди довольно скоро привыкнут к нему и станут смотреть и его.

Другое дело, что, наверное, такая инициатива должна идти сверху, ну как можно серьезно требовать частных инициатив? Любой инвестор ориентирован на прибыль, его нельзя за это осуждать, так что, видимо, государство должно как-то помогать.

Режиссер «Овсянок» полагает, что фильм вполне могут смотреть даже дети младшего возраста (кадр из фильма «Овсянки») (Фото: kinopoisk.ru)

ВЗГЛЯД: Повлиял ли как-то успех на фестивале на вашу внутреннюю самооценку?

А.Ф.: Я очень самокритичный человек. Понимаете, успех у публики, широкий прокат, фестивальные призы и награды – это такие очень приятные бонусы, но они никак не меняют моего отношения к фильму. По большому счету, вся эта инфраструктура кино мне неважна.

Кино – это искусство, и фильмы я снимаю, в первую очередь, для себя. Ну, то есть как: ориентируясь на свой вкус, свой опыт радости и страданий. Если фильм получает какой-то успех, признание, это очень приятно, но не более того.

К тому же я верю, что хорошее кино всегда найдет своего зрителя, рано или поздно.

ВЗГЛЯД: Но это «поздно» может затянуться на неопределенный срок. Скажем, вся страна радовалась успеху «Овсянок» как триумфу России, но мало кто фильм видел и собирается увидеть. Уже известно, что в России «Овсянки» выйдут в очень ограниченном прокате: в одном Париже картину покажут чуть ли не в большем количестве кинотеатров, чем у нас по всей стране.

А.Ф.: Я слабо знаком с системой проката, это совсем другая профессия. Ориентируясь на опыт других успешных фестивальных проектов, я не очень расстраиваюсь от того, что «Овсянки» не выйдут в широкий прокат. Наверное, это даже правильно. К тому же, у нас будет очень интересная система: во всех городах-миллионниках фильм будет идти в одном-единственном кинотеатре на весь город, зато не пару недель, а несколько месяцев. Так все, кто хочет, смогут его посмотреть, надеюсь, люди даже привыкнут, что вот в этом месте в определенное время показывают этот фильм.

#{movie}ВЗГЛЯД: Есть ли у вас какая-то кинематографическая цель, к которой вы стремитесь, святой Грааль? Снять то-то, получить такую-то награду?

А.Ф.: У меня в данный момент есть четыре готовых сценария. Очень хотелось бы их снять. Думаю, если бы у меня получилось их реализовать – по фильму в год – я был бы вполне счастлив. Да я бы с радостью приступил к съемкам хоть завтра, но пока мы, как обычно, в поиске денег...

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, с чем связан успех фильма в Венеции? В этом году была едва ли не лучшая программа за последние несколько лет, и у вас было много сильных конкурентов...

А.Ф.: Даже не знаю. Мне кажется, что «Овсянки» действительно неплохое кино по классному сценарию с прекрасной операторской работой. В основе простая человеческая история, апеллирующая к каждому. Трудно судить, потому что, к сожалению, в Венеции у меня не получилось посмотреть другие конкурсные картины, хотя было очень интересно. Но все время ушло на общение с журналистами.

ВЗГЛЯД: Мне показалось, что в основе успеха картины – новое видение России. Наше фестивальное кино это либо официальное «православие-самодержавие-народность», либо радикальная социальная критика. А у вас дохристианская языческая Русь. Европейцам, чья современная культура основана на древней, мифологической, бэкграунд импонирует. Многие критики вообще приняли все за чистую монету.

А.Ф.: Ну, а чем плоха такая концепция, такое видение России? Уж во всяком случае, это лучше, чем то, что мы имеем сейчас.

ВЗГЛЯД: То есть вы сознательно противопоставляете это мифологическое видение господствующему православному?

А.Ф.: Честно говоря, мне кажется, что «Овсянки» история куда более православная, чем многие фильмы о православии. Просто потому, что начиная снимать «православные» фильмы, многие забывают о самом главном, о том, что лежит в основе всех мировых религий, о любви. Я, правда, считаю, что во главе всего стоит любовь.

ВЗГЛЯД: Одна из наград фильма – приз экуменического жюри за духовные поиски. А сами вы принадлежите к какой-либо конфессии?

А.Ф.: Я атеист, но не вижу никакого диссонанса в том, чтобы быть атеистом и заниматься духовными поисками. Что плохого в том, чтобы придумать новую общечеловеческую религию? Это никому не помешает.

ВЗГЛЯД: Вы так считаете? Но именно межрелигиозные столкновения часто лежали в основе множества конфликтов.

А.Ф.: Мне кажется, все «религиозные» проблемы – от недостатка образования. Думаю, что продвинутые и образованные священники всех конфессий довольно терпимо относятся к другим религиям, другим моральным системам.

ВЗГЛЯД: Большинство отечественных журналистов, в том числе и не смотревших фильм, писали о ярком эротизме, к которому русский зритель непривычен. Что характерно, западные критики особого эротизма в ленте не заметили...

А.Ф.: Отечественный зритель не привык к качественной красивой эротике. Я говорю не о порнографии и не о сексуальности, а об эротике как искусстве. Вообще-то, мне кажется, что ограничение «18+», выставленное фильму, совершенно излишне, его вполне могут смотреть люди младшего возраста. Просто в России не было никогда традиции эротического кино либо ханжество, либо порнография.

ВЗГЛЯД: Как вы полагаете, в чем причина такой ситуации?

А.Ф.: Мне кажется, что из-за той же церковной православной традиции.

ВЗГЛЯД: Вы подчеркиваете: «церковной» православной...

А.Ф.: На самом деле Церковь, Религия и Вера – это три совершенно разные вещи, вовсе не обязательно соприкасающиеся. Вера – это личные убеждения каждого, Религия – это свод мифов и традиций. Обычный верующий человек в религию не углубляется, ему достаточно несколько основных пунктов и канонов. Может, кстати, и к лучшему, что не углубляется, ему это ни к чему.

А Церковь – это просто аппарат, довольно бюрократический. Извините, но я вообще к Церкви не очень хорошо отношусь.

Текст: Владислав Поляковский

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?