Культура

16 сентября 2010, 15:33

Алексей Федорченко: Ограничение «18+» для «Овсянок» излишне

Фото: kinopoisk.ru

«Мне кажется, что «Овсянки» – история куда более православная, чем многие другие. Просто потому, что начиная снимать «православные фильмы», многие забывают о главном, о том, что лежит в основе всех мировых религий, – о любви», – рассказал Алексей Федорченко газете ВЗГЛЯД о своем самом успешном на данный момент фильме.

Российский фильм «Овсянки» удостоился целого букета призов на завершившемся недавно 67-м Венецианском кинофестивале. Картина отмечена премией FIPRESCI, присуждаемой Международной федерацией кинопрессы, премией содружества интернет-критиков Mouse d'oro («Золотая мышь»), призом католического жюри и особой наградой, носящей имя ученого, проповедника и режиссера Назарено Таддеи. Наконец, главное венецианское жюри, председатель которого Квентин Тарантино долго аплодировал «Овсянкам» стоя, наградило оператора Михаила Кричмана специальной премией «Озелла» за лучшее визуальное решение.

В России не было никогда традиции эротического кино – либо ханжество, либо порнография

Режиссер фильма-призера Алексей Федорченко рассказал газете ВЗГЛЯД, как будет устроен российский прокат картины и что нужно сделать, чтобы изменить вкусы зрителя.

ВЗГЛЯД: «Первые на луне», ваша предыдущая работа, отмеченная в Венеции, – это mocumentary, псевдодокументальное кино. «Овсянки» тоже основаны на вымышленной мифологии. Вас привлекают мистификации?

Алексей Федорченко: Я вовсе не стараюсь нарочно снимать исключительно мистификации, это просто совпадение. Когда мой друг, казанский писатель Денис Осокин, показал мне текст «Овсянок», я сразу решил его снять. Нужно было найти на это деньги я обращался за помощью к Госкино, но денег не получил, зато нашел продюсера Игоря Мишина, который профинансировал фильм.

ВЗГЛЯД: Что вам самому, как зрителю и как режиссеру, интересно смотреть?

А.Ф.: Я вообще благодарный зритель, очень много смотрю и отечественные картины, и зарубежное кино. Стараюсь не пропускать программу «Кинотавра» как правило, это действительно лучшие отечественные фильмы. Любимые режиссеры? Ну, их много, сами понимаете, даже не знаю, кого назвать: Такеши Китано, Данелия...

#{interviewcult}Мне кажется, в современном отечественном кино не хватает каких-то необычных, интересных фильмов, все какое-то похожее, почти одно и то же. А хочется чего-нибудь свеженького. Я, кстати, ничего не имею против коммерческих фильмов. Ведь что такое коммерческая лента? Та, которая окупилась в прокате и принесла прибыль. При этом фильм вполне может быть авторским и очень хорошим.

ВЗГЛЯД: Думаете, если начать показывать хорошие авторские фильмы, люди автоматически начнут их смотреть?

А.Ф.: Вы знаете, вот в Екатеринбурге проходит фестиваль документального кино «Россия», и залы на показах забиты. Люди приходят и смотрят. Выросло уже целое молодое поколение, которое любит хорошие документальные фильмы.

Мне кажется, народ смотрит то, что ему показывают. Засилье бандитских сериалов и американских блокбастеров существует потому, что именно эти фильмы у нас и показывают в надежде на прибыль, на скорый успех. Если, например, показывать только хорошее, качественное авторское кино, люди довольно скоро привыкнут к нему и станут смотреть и его.

Другое дело, что, наверное, такая инициатива должна идти сверху, ну как можно серьезно требовать частных инициатив? Любой инвестор ориентирован на прибыль, его нельзя за это осуждать, так что, видимо, государство должно как-то помогать.

Режиссер «Овсянок» полагает, что фильм вполне могут смотреть даже дети младшего возраста (кадр из фильма «Овсянки») (Фото: kinopoisk.ru)

ВЗГЛЯД: Повлиял ли как-то успех на фестивале на вашу внутреннюю самооценку?

А.Ф.: Я очень самокритичный человек. Понимаете, успех у публики, широкий прокат, фестивальные призы и награды – это такие очень приятные бонусы, но они никак не меняют моего отношения к фильму. По большому счету, вся эта инфраструктура кино мне неважна.

Кино – это искусство, и фильмы я снимаю, в первую очередь, для себя. Ну, то есть как: ориентируясь на свой вкус, свой опыт радости и страданий. Если фильм получает какой-то успех, признание, это очень приятно, но не более того.

К тому же я верю, что хорошее кино всегда найдет своего зрителя, рано или поздно.

ВЗГЛЯД: Но это «поздно» может затянуться на неопределенный срок. Скажем, вся страна радовалась успеху «Овсянок» как триумфу России, но мало кто фильм видел и собирается увидеть. Уже известно, что в России «Овсянки» выйдут в очень ограниченном прокате: в одном Париже картину покажут чуть ли не в большем количестве кинотеатров, чем у нас по всей стране.

А.Ф.: Я слабо знаком с системой проката, это совсем другая профессия. Ориентируясь на опыт других успешных фестивальных проектов, я не очень расстраиваюсь от того, что «Овсянки» не выйдут в широкий прокат. Наверное, это даже правильно. К тому же, у нас будет очень интересная система: во всех городах-миллионниках фильм будет идти в одном-единственном кинотеатре на весь город, зато не пару недель, а несколько месяцев. Так все, кто хочет, смогут его посмотреть, надеюсь, люди даже привыкнут, что вот в этом месте в определенное время показывают этот фильм.

#{movie}ВЗГЛЯД: Есть ли у вас какая-то кинематографическая цель, к которой вы стремитесь, святой Грааль? Снять то-то, получить такую-то награду?

А.Ф.: У меня в данный момент есть четыре готовых сценария. Очень хотелось бы их снять. Думаю, если бы у меня получилось их реализовать – по фильму в год – я был бы вполне счастлив. Да я бы с радостью приступил к съемкам хоть завтра, но пока мы, как обычно, в поиске денег...

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, с чем связан успех фильма в Венеции? В этом году была едва ли не лучшая программа за последние несколько лет, и у вас было много сильных конкурентов...

А.Ф.: Даже не знаю. Мне кажется, что «Овсянки» действительно неплохое кино по классному сценарию с прекрасной операторской работой. В основе простая человеческая история, апеллирующая к каждому. Трудно судить, потому что, к сожалению, в Венеции у меня не получилось посмотреть другие конкурсные картины, хотя было очень интересно. Но все время ушло на общение с журналистами.

ВЗГЛЯД: Мне показалось, что в основе успеха картины – новое видение России. Наше фестивальное кино это либо официальное «православие-самодержавие-народность», либо радикальная социальная критика. А у вас дохристианская языческая Русь. Европейцам, чья современная культура основана на древней, мифологической, бэкграунд импонирует. Многие критики вообще приняли все за чистую монету.

А.Ф.: Ну, а чем плоха такая концепция, такое видение России? Уж во всяком случае, это лучше, чем то, что мы имеем сейчас.

ВЗГЛЯД: То есть вы сознательно противопоставляете это мифологическое видение господствующему православному?

А.Ф.: Честно говоря, мне кажется, что «Овсянки» история куда более православная, чем многие фильмы о православии. Просто потому, что начиная снимать «православные» фильмы, многие забывают о самом главном, о том, что лежит в основе всех мировых религий, о любви. Я, правда, считаю, что во главе всего стоит любовь.

ВЗГЛЯД: Одна из наград фильма – приз экуменического жюри за духовные поиски. А сами вы принадлежите к какой-либо конфессии?

А.Ф.: Я атеист, но не вижу никакого диссонанса в том, чтобы быть атеистом и заниматься духовными поисками. Что плохого в том, чтобы придумать новую общечеловеческую религию? Это никому не помешает.

ВЗГЛЯД: Вы так считаете? Но именно межрелигиозные столкновения часто лежали в основе множества конфликтов.

А.Ф.: Мне кажется, все «религиозные» проблемы – от недостатка образования. Думаю, что продвинутые и образованные священники всех конфессий довольно терпимо относятся к другим религиям, другим моральным системам.

ВЗГЛЯД: Большинство отечественных журналистов, в том числе и не смотревших фильм, писали о ярком эротизме, к которому русский зритель непривычен. Что характерно, западные критики особого эротизма в ленте не заметили...

А.Ф.: Отечественный зритель не привык к качественной красивой эротике. Я говорю не о порнографии и не о сексуальности, а об эротике как искусстве. Вообще-то, мне кажется, что ограничение «18+», выставленное фильму, совершенно излишне, его вполне могут смотреть люди младшего возраста. Просто в России не было никогда традиции эротического кино либо ханжество, либо порнография.

ВЗГЛЯД: Как вы полагаете, в чем причина такой ситуации?

А.Ф.: Мне кажется, что из-за той же церковной православной традиции.

ВЗГЛЯД: Вы подчеркиваете: «церковной» православной...

А.Ф.: На самом деле Церковь, Религия и Вера – это три совершенно разные вещи, вовсе не обязательно соприкасающиеся. Вера – это личные убеждения каждого, Религия – это свод мифов и традиций. Обычный верующий человек в религию не углубляется, ему достаточно несколько основных пунктов и канонов. Может, кстати, и к лучшему, что не углубляется, ему это ни к чему.

А Церковь – это просто аппарат, довольно бюрократический. Извините, но я вообще к Церкви не очень хорошо отношусь.

Текст: Владислав Поляковский

Вам может быть интересно

Свет, вода и тепло пропали в нескольких районах Киева
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов