После довольно скромного дебюта «Перси Джексона», в котором так же, как и в «Битве титанов», смешались боги и люди, от последней ждали чего-то особенного. Все-таки мифы – тема настолько благодатная, а формат 3D так востребован, что идешь в кинотеатр с подспудным желанием увидеть новый «Аватар». «Битва титанов» этих ожиданий не оправдывает, но оставляет двоякие чувства.
Аналогия с «Аватаром» возникает еще и потому, что в «Битве титанов» Уортингтону снова предстоит сделать выбор, под чьи знамена встать
С одной стороны, картинка и правда хороша – съемочная группа объехала полсвета, чтобы созданный ее усилиями мир казался реальным настолько, насколько это возможно. Это и потрясающие пейзажи острова Тенерифе, и скалы Лос Гигантос, где был отстроен город Аргос площадью 4 тысячи кв. метров, и бесконечные пески Эфиопии, и Уэльс, где расположился вход в Аид – царство мертвых. Спецэффекты тоже весьма впечатляют: тут тебе и скорпионы размером с дом, и летающие лошади вкупе с выписывающими крутые виражи гарпиями, и российская супермодель Наталья Водянова, покрывшаяся чешуей и отрастившая на голове целый змеиный выводок. Кстати, наша Наташа с ролью горгоны Медузы*, точнее ее лица, справилась на отлично. По крайней мере, узнав Водянову в этом образе, на мгновение каменеешь от неожиданности. Ну а с другой стороны, досмотрев до конца этот, с позволения сказав, эпос, задаешься вопросом: а мифы-то где?
Взяли лихие кинематографисты древнегреческую мифологию, порубили на пазл и сложили из его кусочков что-то невообразимое, перемешав мифы и легенды как попало, а для пущего эффекта разбавив преданья старины глубокой вполне современными страшилищами из DOOM’а, арсеналом из «Звездных войн» и главным спасителем всех и вся из «Аватара».
Сэм Уортингтон. Он же Персей. Он же Джейк Салли. Он же наполовину человек, наполовину бог в первом случае и наполовину человек, наполовину синий нави – во втором (судя по всему, Уортингтону явно по душе роли два-в-одном). Аналогия с «Аватаром» невольно возникает еще и потому, что в «Битве титанов» нашему герою снова предстоит сделать выбор, под чьи знамена встать, кому присягнуть. И в этот раз − видимо, во искупление грехов против человечества на Пандоре – в конфликте олимпийских богов и зарвавшихся людей Сэм занимает сторону последних. Его Олимпом соблазняли, да не поддался он. Персея не заманишь нарядами из фольги, в которых щеголяют олимпийцы, видом на землю с высоты птичьего полета и энергетической подпиткой, коей являются молитвы простых смертных. Ведь на земле «есть все, что ему нужно». Более того, он бы и не подумал восстать против обитателей Олимпа, если бы боги в одночасье не убили всю семью Персея. Око за око, зуб за зуб – на этом принципе выстроена вся сюжетная линия: за гибель приемных родителей – смерть Аида, за убийство спутницы Персея Ио – расправа над ее палачом Акрисием, за жизнь красавицы Андромеды – тотальное уничтожение города Аргоса и всех его жителей. Персей решает убить трех зайцев махом: и Андромеду вместе с городом спасти и отомстить Аиду за смерть близких. Цель ясна и вполне благородна. Но все же, а мифы-то где?
#{movie}Да, Персей, и правда, спасал Андромеду. Но как-то мимоходом. Просто мимо пролетал, неся на родину опасный трофей – голову горгоны Медузы. Да, в его жилах, и правда, течет кровь Зевса. Но бедняком-рыбаком он не был, кровом ему служил царский дворец. Акрисий, пособник Аида по фильму, приходился Персею ни много, ни мало родным дедом, но никак не мужем его матери Данаи. Да, Персей убил горгону Медузу. Только сделал это один, а не в разудалой компании на манер «один за всех, все за одного». Правда, мотивы киношников понятны: когда в кадре собираются герои на любой вкус и цвет, и фильм смотрится бодрее, и шутки кажутся смешнее, и каждый выберет себе персонажа, за которого можно вволю попереживать.
Крылатые сандалии, с помощью которых герой добрался до горгоны, сменили гигантские скорпионы. Заменой зеркально-сияющего щита, в котором было отлично, а главное, безопасно, видно отражение Медузы, стало его подобие из скорпионьего панциря. Шлема-невидимки в наличии тоже не было, а меч, которым орудовал Персей, подозрительно напомнил джедайский.
Пегас и вовсе почернел. И куда как эффектнее было бы, если бы этот летающий конь появился, как и положено, из крови убитой Медузы, а не просто низвергся с небес. В продолжение темы о копытных добавлю также, что Ио – спутница и помощница Персея – согласно мифологии, была, простите, коровой, а не вечно молодой девицей-красавицей.
Но самый интригующий персонаж − некто Кракен. Перед его именем трепещет и стар, и млад. Видимо, под одним из «титанов» создатели картины и имели в виду это чудовище. Только такого существа в греческой мифологии не существовало, а вот в скандинавской – пожалуйста. По легендам, спина у Кракена шириною в полторы мили, а щупальца способны охватить самый большой корабль. В общем, Кракен в «Битве титанов» − это некое подобие Ктулху. Ждешь, когда он пробудится, и тогда апокалипсис неминуем… Только не страшно ни секунды: как говорится, на каждый апокалипсис найдется свой супергерой.
В общем, в «Битве титанов» Летеррье вольно обошелся с мифами, что вполне в духе американского кинематографа, и с удовольствием «поигрался» в спецэффекты, предложив зрителям ремейк одноименной картины Десмонда Дейвиса 1981 года. Ну что тут скажешь. Это мода сейчас такая − брать хорошо забытое старое и осовременивать с помощью компьютерной графики и всяких технологий. Осовременил хорошо. Красиво. Зрелищно. Но за мифы обидно.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента