Жанровое кино в России – все еще больная тема. Особенно это касается таких освоенных Голливудом и благодатных территорий, как триллер и фильм ужасов. Из удачных примеров хорроров можно – с натяжкой – вспомнить лишь советский «Вий», рассчитанный, кстати говоря, на детей, и артхаусный «Господин оформитель» Олега Тепцова. Рядом с которыми все современные поделки, от «Путевого обходчика» и «С.С.Д.» до неуклюжего псевдоджей-хоррора «Мертвые дочери», выглядят как бледная девица рядом с завсегдатаем солярия.
«Фобос. Клуб страха» в той же – бледной, даже еще бледнее – компании. Хотя у создателей фильма в распоряжении имелось почти все необходимое для достойного (не шедевра, но крепкого середнячка) клаустрофобического хоррора, в котором нужны по большому счету лишь декорации, создающие атмосферу, и грамотный сценарий. Вспомните хотя бы первую часть «Пилы» или малобюджетный «Куб» Винченцо Натали.
С первым ингредиентом все еще сравнительно неплохо: обшарпанные стены заброшенного спецбункера, в котором расстреливали врагов народа, пулевые отметины на стенах, зловещий поясной портрет Сталина в натуральную величину, скелеты узников – советских диссидентов (при съемках фильма ни один диссидент не пострадал). К гнетущему антуражу и всякой нечисти добавлены и вполне реальные ловушки: мины, замаскированные со времен войны пулеметы, что должно было бы добавить экшна.
Итого: атмосфера имеется, спецэффекты, пусть минимальные, но присутствуют. Видно, что бюджет у фильма небольшой, зато, как говорят создатели «Фобоса», больше, чем у первой «Пилы». Есть лишь одна маленькая закавыка – сценарий, который без согласия на то продюсеров превратил фильм ужасов в пародию в духе «Очень страшного кино». Плохую пародию.
#{movie} Летним вечером в строящемся в бывшем бомбоубежище ночном клубе «Фобос», рассчитанном, судя по интерьеру, на так называемых готов, собирается разномастная компания молодых людей. Тут и хозяин клуба яппи Женя (Алексей Воробьев), его девушка (Татьяна Космачева), прилежная студентка, нечистый на руку подрядчик (Петр Томашевский), его девушка, постоянно визжащая блондинка (Рената Пиотровски), честный прораб Саша с открытым лицом и таинственными шрамами на запястье (Тимофей Каратаев), девушка-гот (Агния Кузнецова) и «отмороженный» диджей в «адике» (Петр Федоров).
Именно последний «герой», радующий зрителей своим гопническим лексиконом и повадками, случайно запускает аварийную систему бывшего бомбоубежища, и молодежь остается в лабиринте, за бетонными стенами и закрытыми дверьми. Телефоны вне зоны действия, электрик мертв, герои постоянно выясняют отношения, сверху время от времени, напоминая зрителю, что он все еще смотрит хоррор, доносится пугающий «БУМММ!!!», а на стенах появляются мистические черные разводы (привет поклонникам сериала «Остаться в живых»).
Одна из возможных причин того, что в России не получается снимать жанровое кино: никто не хочет блюсти чистоту собственно жанра, все норовят «тарковщины» подпустить. Здесь это – важная психологическая особенность: все герои оказываются параноиками, у каждого обнаруживается какая-нибудь фобия. Кто-то боится огня, кто-то – утонуть, одна – крыс, другой – инфекций, ну а главный положительный герой – внимание! – испытывает страх перед влюбленностью. Последняя фобия, конечно, просто обязана обостриться в военном бункере. Перед лицом смерти особенно страшно влюбиться, какие уж там мины. В общем, всем героям как-то не по себе.
Чем дальше в лес, тем грустнее. Героиня Агнии Кузнецовой, даром что «готишная» девушка, раскусила темную силу бункера – это ж зазря погибшие советские диссиденты свежим страхом питаются! Отсюда рацпредложение: всем быстренько побороть свои фобии. Поскольку психиатр недоступен, герои усаживаются в кружок и, как в обществе анонимных алкоголиков, выкладывают друг другу всю правду о себе. По-видимому, к этому моменту идеи сценариста, равно как и скромный бюджет, уже совсем иссякли, да и съемки пора было закруглять. Поэтому авторы на скорую руку покромсали несколько персонажей, дав шанс на спасение остальным. Финал, в котором непременно должен был присутствовать некий «твист», поражает своими беспомощностью и наплевательством.
Фильм ужасов из «Фобоса» не вышел еще и потому, что сценарист при работе пользовался, судя по всему, энциклопедией «Самые часто встречающиеся клише в хорроре». Заимствованные моменты из того же «Моего кровавого Валентина» даже не были обыграны, все оригинальные идеи были пущены в оформление интерьера, а героев заставили изъясняться фразами вроде «Кто здесь?», «Надо валить!», «Не нравится мне все это» и «Девчонки, не бздите».
Они пугают, а нам не то что не страшно, нам просто смешно.