26-летний рэпер под псевдонимом Orelsan еще на заре своей карьеры написал сатирическую песенку «Грязная шлюха», в которой его лирический герой изуверствует над девушкой-изменщицей и убеждает устроить поножовщину среди ей подобных. Прошли годы, и политическая элита Франции расценила содержание песни как призыв к убийству.
Сегодня во Франции каждые три дня умирает женщина от побоев. Объединение женщин по борьбе с насилием не будет мириться со вседозволенностью
Вообще, оскандалившийся музыкант – человек безобидный. Поет, а точнее – читает, он по большей части о непонимании и утрате связей между поколениями, что вполне укладывается в контекст провинциальной рэп-культуры (Orelsan – уроженец самой известной кинопровинции Франции – Канн). Никто бы и не вспомнил о той «грязной» песенке, если бы не появившийся в Сети весной этого года клип.
Разумеется, он не получил широкой ротации, но привлек внимание блюстителей морали, после чего «вошел» в большую политику. Полемика началась с того, что ряд женщин в своих блогах призвали бойкотировать фестиваль в Бурже, где планировал появиться Orelsan. При этом госсекретарь Франции по защите прав женщин Валери Летар попросила исключить рэпера из числа участников данного фестиваля в принципе. В итоге он все-таки выступил, но без протестных пикетов не обошлось.
Наконец, дело дошло до Бурбонского дворца. Французские парламентарии песню послушали, поспорили, отправили ее на экспертизу и занялись более насущными делами. Словом, про рэпера забыли. Но ненадолго.
В начале июля в городе Ла-Рошель проходил знаменитый музыкальный фестиваль Francofolies, где должен был выступать и Orelsan, однако накануне открытия форума ему сообщили, что он исключен из программы и на сцену не выйдет. Ему, конечно, к такому не привыкать, но, поскольку в дело вмешалась политика, обиженный рэпер решил раскрутить скандал на полную катушку. И преуспел.
После фестиваля Orelsan стал почти что национальным героем: в прессе он представлялся не иначе как главный борец против цензуры. При этом главным виновником частного случая оной была названа Сеголен Руаяль – член Национальной ассамблеи, экс-кандидат в президенты Франции от социалистов и глава региона Пуату-Шарант, частью которого является Ла-Рошель.
Один из организаторов фестиваля – Жан-Луи Фулкье – прямо обвинил Руаяль в административном давлении на оргкомитет, а также в шантаже. Якобы она пригрозила оргкомитету прекращением спонсорской помощи со стороны региона.
Сама Руаяль, которая является известным защитником прав женщин, после отмены выступления рэпера выразила полное удовлетворение данным фактом. Но при этом отвергла все претензии организаторов. «Все обвинения в мой адрес по поводу срыва выступления путем шантажа ложны и являются клеветой», – заявила она в специально выпущенном коммюнике, уточнив, что оценила ситуацию с рэпером не только с позиции политика, но «в первую очередь как женщина».
Позднее в ее интервью журналу Sud-Ouest факт шантажа все-таки нашел косвенное подтверждение. «С позиции президента региона Пуату-Шарант, а также с позиции женщины я не желаю спонсировать на своей территории того, кто превозносит насилие над женщиной», – отрезала Рауяль.
Стоит отметить, что в период парламентского разбирательства музыканта поддержали как раз социалисты. И непоследовательность Руаяль певца возмутила до глубины души.
В своем ответном заявлении Сеголен Руаяль попросила правых «попридержать язык и не нести всякую чушь» |
«Это даже не вопрос правых или левых. Несколько недель назад социалистическая партия меня поддержала, сегодня Сеголен Руаяль мне препятствует, и на этот раз за меня вступилась партия Николя Саркози «Союз за народное движение, – заметил он. – Я рад, что трения в политических кругах наконец затронули главную проблему – цензуру, которая сломила уже многих артистов во Франции. Мне и раньше запрещали выступать в маленьких городах, и до сегодняшнего момента всем на это было плевать. С фестиваля в Ла-Рошель все и началось. Сразу стало понятно, что у организаторов часто руки связаны и они часто испытывают политическое давление».
Мэр города Ла-Рошель Максим Боно данные слова музыканта опротестовал. «За всю историю фестиваля власти никогда не оказывали влияния на составление программы участников или отмену их выступления. Это же касается любых других музыкальных форумов города, его округа или региона», – приводит заявление мэра журнал Express.
Тем не менее скандал распалился нешуточный. Левые провозгласили рэпера врагом общества и провозвестником насилия, а для правых он стал символом свободы выражения, поруганной социалистами. В коммюнике партии «Союз за народное движение» говорится, что действия в отношении рэпера не могут расцениваться иначе, чем «покушение на свободу самовыражения со стороны президента совета региона Пуату-Шарант Сеголен Руаяль».
Официальные представители партии Саркози позже добавили, что «запрет выступления из принципа – неприемлемая мера», а «бойкотирование артиста путем шантажа о прекращении субсидирования нестерпимо вдвойне». Они же назвали Руаяль – основного соперника Саркози на предыдущих выборах – «подстрекательницей к разжиганию конфликта».
Фадела Амара, в прошлом возглавлявшая женское движение «Ни путаны, ни покорившиеся», даже предложила организовать круглый стол для рэперов
В своем ответном заявлении Руаяль попросила правых «попридержать язык и не нести всякую чушь». «Сегодня во Франции каждые три дня умирает женщина от побоев. Объединение женщин по борьбе с насилием не будет мириться со вседозволенностью», – приводит слова Руаяль The Associated Press.
Надо сказать, что ответственное за культуру речи министерство культуры Франции также поддержало рэпера, а точнее – «свободу самовыражения». Первым на эту тему выступил бывший министр культуры Жак Лэнг, заявив, что «отмена выступления является формой моральной цензуры и вписывается в общий контекст». «Муниципалитеты и регионы, как левые, так и правые, устанавливают свои нормы поведения и нравственные законы», – пояснил он.
В свою очередь, действующий министр культуры Фредерик Миттеран (племянник экс-президента Франции Франсуа Миттерана) не только выступил в защиту «мальчиша-плохиша», но и поставил его в один ряд с легендарными поэтами. «Я не нахожу здесь ничего шокирующего и тем более никакой уголовщины в его манере исполнения. Рембо в свое время писал более резкие вещи, и впоследствии они становились классикой. Весь этот ажиотаж необоснован», – заявил он в интервью RTL (у Миттерана, к слову, довольно широкие взгляды на мораль – в прошлом он был ведущим телепрограммы «Любовники века» и канала для геев Pink-TV).
На праздновании Дня взятия Бастилии в Елисейском дворце министр вновь вернулся к проблеме, назвав «всю эту полемику с примесью политики» «смехотворной». По его мнению, «молодой человек» выражает свои «любовные терзания» теми словами, которые больше отражают его состояние. «Но это не мои слова. Я такие выражения не использую, но тем не менее он имеет право на самовыражение, каким бы оно ни было», – добавил он.
#{movie}По факту из стана правых Руаяль открыто поддержал лишь госсекретарь Франции по транспортной связи Доминик Бюссро, и то не как представителя власти, а как женщину: «Я читал некоторые тексты его песен. Абсолютно отвратительные. Это неистовое неуважение и насилие над женщиной. Лично меня отмена его выступления не сильно-то расстроила».
Самое забавное в данной истории то, что песни «Грязная шлюха» и «Святой Валентин», из-за которых и разгорелся скандал, не входят в репертуар рэпера и даже не вошли в его дебютный альбом.
Тем не менее данная история еще может сильно осложнить музыканту жизнь, ибо расследование пока не закончилось. Тогда, в марте, после презентации «скандального, сексистского видео», как его обозначили политики, первыми взбунтовались коммунисты, затем к ним подключились социалисты, причем часть из них, как уже было сказано выше, певца поддержали. В итоге госсекретарь Франции по защите прав женщин Валери Летар обратилась в суд с просьбой изучить тексты песен и объяснить, какой именно закон нарушает их публичное исполнение и распространение в сети.
Жалоба была подана со ссылкой на статью, предусматривающую осуждение «за подстрекательство к насилию или убийству», «за посягательство на личную неприкосновенность», а также «за сексуальную агрессию». Статья эта предусматривает тюремное заключение сроком от пяти лет и 45 тыс. евро штрафа.
«Такое отношение к творчеству мне совсем не нравится, когда фигуральное выражение воспринимается буквально как призыв к действию. Я могу привести пример с фильмом «Заводной апельсин», который тоже можно обвинить в подстрекательстве к насилию», – замечает по этому поводу сам Orelsan.
По его словам, история из песни «Грязная шлюха», безусловно, вымышлена и не нужно ее воспринимать как руководство к действию. «На сцене я не устраиваю никаких дискурсов, я не хочу мешать артистическую деятельность с политикой. Просто я говорю от лица персонажа, так скажем, зависимого от алкоголя. Все эти слова, произнесенные в песне, вполне укладываются в образ алкаша, который выражается именно так, но ведь это не значит, что это мои слова и я алкоголик. Нельзя же всегда быть политкорректным. Это ведь реальная жизнь, от нее никуда не деться», – резюмировал он.
Как бы там ни было, есть у этой истории и положительные последствия. Скандал все-таки заставил правых и левых сесть за стол переговоров, дабы выработать наконец общую позицию в отношении того, что такое цензура. А госсекретарь Франции по городской политике Фадела Амара, в прошлом возглавлявшая женское движение «Ни путаны, ни покорившиеся», даже предложила организовать круглый стол для рэперов.