Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родился в семье казаков, отец погиб до рождения сына, поэтому поднимала и воспитывала будущего писателя мать. Образование Солженицын получал в университете Ростова-на-Дону, учился на математика, но, окончив университет, Александр Исаевич переехал в Москву и поступил в МГУ на литературные курсы.
Когда умирают люди такого масштаба, обычно пишут о том, что закончилась эпоха. На этот раз риторическая эта фраза выглядит единственно верной и уместной
Закончить их ему не удалось, началась Великая Отечественная, и Солженицына призвали на фронт, в артиллерийские войска. В одном из своих писем товарищу, перехваченном спецслужбами, Александр Исаевич критиковал военную стратегию Сталина. Этого оказалось достаточно для ареста. Последовало восемь лет лагерей возле Караганды. Солженицына освободили в день смерти Сталина и лишили права проживать на европейской территории СССР. Только после реабилитации, через три года после освобождения, будущий нобелевский лауреат смог поселиться в Рязани, где работал учителем математики и писал…
Впрочем, писать Солженицын начал раньше, еще до ареста. В лагере он сочинял стихотворные пьесы – так как поэтические, ритмизованные строки лучше запоминались. Потом все эти произведения будут восстановлены им по памяти. А пока он пишет, а редактор Твардовский публикует в «Новом мире» повесть «Один день Ивана Денисовича», с которой, собственно, и начинается отсчет хрущевской оттепели…
Критики сравнивали описание жизни рядового заключенного из советского лагеря с «Записками из мертвого дома» Достоевского. Настоящая литературная и политическая сенсация сделала Александра Исаевича знаменитым на весь мир писателем. С тех пор политика и литература сочетались в его творчестве в неразрывном единстве, и невозможно отделить одно от другого – вклад Солженицына в развитие русской литературы и его влияние на политические и общественные процессы.
Впрочем, настоящее место Александра Исаевича в нашей истории настолько шире литературы и политики, что его деятельность можно сравнивать лишь с пророками глубокого прошлого. Когда в жизни одного человека объединяются мощный интеллект, неколебимая воля и Божий промысел, создающий из жизни Пророка отдельное и, может быть, самое главное произведение.
Годом позже «Новый мир» публикует несколько рассказов Солженицына: «Матренин двор», «Для пользы дела», «Случай на станции Кречетовка». Писатель был выдвинут на Ленинскую премию по литературе, однако премии не получил. Смещение Никиты Хрущева и изменение политического курса КПСС способствовало сворачиванию свобод. Последним официально опубликованным текстом Солженицына в СССР стал рассказ «Захар-Калита» (1966). Больше цензурный комитет промашек не допускал.
И началась совсем другая история, точнее, новый виток жизни опального пророка, который в 1967 году обращается к съезду писателей с открытым письмом, где рассказывает об изъятии у него рукописей романов «В круге первом» (1968) и «Раковый корпус» (1968–1969), тексты которых уже некоторое время гуляют на Западе. Солженицын предлагает покончить с цензурой и после этого письма окончательно становится запрещенным.
В 1970-м Солженицыну, который в то время жил еще в Советском Союзе, присуждается Нобелевская премия. Руководство страны посчитало это жестом недружественным и политически вредным, запретив писателю покидать территорию СССР.
Александр Исаевич покинет родину, но не по своей воле. Его вышлют из СССР, лишив гражданства, арестовав 12 февраля 1974 года по обвинению в государственной измене, а затем выслав в ФРГ, где его будет встречать Генрих Белль. К тому времени, по воспоминаниям более двух сотен заключенных и по памяти, Солженицын создал грандиозный документальный труд – «Архипелаг ГУЛАГ», обеспечивший ему место в истории литературы (фактически Солженицын изобрел для этого повествования новый жанр) и освободительного движения.
Тогда же писатель начал работать над исторической эпопеей «Красное колесо». После нескольких лет жизни в Европе Солженицын переезжает в американский штат Вермонт, где и будет жить до своего триумфального возвращения в свободную Россию.
В Вермонте к нему присоединяется вторая жена, Наталья Дмитриевна, и три сына. Солженицын продолжает напряженно работать, выпуская на собственной типографии один за другим романы «Красного колеса» о том, как «русские уничтожили и свое прошлое, и свое будущее».
Вокруг имени Солженицына, постоянно критикующего не только социализм, но и капитализм, постоянно ведется полемика. Солженицын показывает себя пламенным, бескомпромиссным публицистом со стойким и бойцовским характером, закаленным советской властью. В то же время, закончив многотомное фундаментальное «Красное колесо», писатель работает над воспоминаниями «Бодался теленок с дубом» и «Угодило зернышко меж двух жерновов».
В конце перестройки «Комсомольская правда» публикует манифест Солженицына «Как нам обустроить Россию» тиражом в 27 млн экземпляров. Однако озабоченное сиюминутными проблемами общество его не принимает. И лишь сейчас, спустя почти 20 лет, становится ясно, насколько рецепты писателя были точнее тех, что предлагали стране политики того времени. В обмен на роспуск обреченного СССР выторговать возвращение в состав России Восточной Украины и Северного Казахстана, обратить самое пристальное внимание на Чечню, в которой возможны проблемы, приструнить региональных феодалов, активно развивая местное самоуправление, и так далее и тому подобное…
В 1994 году Солженицын возвращается в Россию как триумфатор – на специальном поезде, который провозит его через всю страну. Он начинает появляться в телевизоре и в газетах.
Многие ждут активного участия писателя в общественно-политической жизни. Ждут, что он начнет поддерживать «демократов» в их противостоянии с вновь набирающей силу коммунистической оппозицией. Однако пророки не обращают внимания на сиюминутную конъюнктуру. Поэтому в 1997 году Солженицын выпускает книгу «Россия в обвале», содержащую жесткую критику порядков, установившихся в новой России...
Впрочем, и этот период жизни Пророка, вернувшегося в свое отечество, оказывается исчерпанным. Затворившись в Троице-Лыкове, Александр Исаевич приводит в порядок свои рукописи и архивы, выпускает вызвавшее целую бурю полемики двухтомное исследование русско-еврейских отношений «Двести лет вместе», занимается расширением словаря великорусского языка, учреждает литературную премию. Его деятельность по-прежнему кипуча и могуча, однако возраст дает знать о себе, болезни и хвори одолевают. Писатель перестает показываться на публике, затворяется в кругу родных и близких, болеет. Последний раз мы видели его на телеэкране во время визита в Троице-Лыково Владимира Путина, и «картинка» была настолько красноречива, что не нуждалась в дополнительных комментариях.
А сегодня мы узнаем о его смерти, которая, несмотря на грандиозность сделанного, кажется нам безвременной, преждевременной… Ведь крайне важно, чтобы был в стране человек, являющийся ее совестью. Как писал сам Александр Исаевич, «не стоит село без праведника… Ни город. Ни вся земля наша».
Сегодня многие скажут о том, что Солженицын прожил долгую, крайне насыщенную и тем не менее счастливую жизнь. Божий промысел, гигантское количество чудес (чего стоит одно только излечение от рака!) и совпадений делают существование Солженицына особенно символичным. Как и должно быть, когда мы сталкиваемся с деяниями истинного пророка.
Несмотря на превратности судьбы и сопротивление беспримерной государственной системы, Александр Исаевич сумел осуществить и осуществиться, дожить до развала системы, с которой боролся, и выйти из этой борьбы победителем.
Когда умирают люди такого масштаба, обычно пишут о том, что закончилась эпоха. На этот раз риторическая эта фраза выглядит единственно верной и уместной.