Культура

20 июля 2008, 16:33

Аморальная история

Фото: ИТАР-ТАСС

Житинкина не случайно называют «режиссер-аншлаг». Формула, кстати, не такая уж комплиментарная, наоборот, в профессиональной среде ее чаще произносят с плохо скрытым пренебрежением, нежели с пиететом. Тем не менее, некую важную черту режиссерской манеры Житинкина она отражает точно: Андрей Альбертович не просто всегда знает, что нужно публике, но и умеет ей это преподнести.

Причем такую универсальную, на любой вкус конфетку он способен изготовить из материала практически любого. Ставит ли он «Калигулу» Камю в бытность свою худруком на Малой Бронной, или инсценировку классического реалистического романа («Каренина»), или бродвейскую мелодраму «Эти свободные бабочки». Переименованную для большего коммерческого успеха в «Свободную любовь».

Свободные бабочки любви

Однако Андрею Житинкину заложенных в пьесе интриг и юмора показалось, как обычно, недостаточно – он решил добавить и от себя

Слово «любовь» и его производные в названиях спектаклей Житинкина вообще встречаются всё чаще и чаще, даже если оригинальное название пьесы вовсе того не предлагает.

Помимо «Свободных бабочек», «Школой любви» обернулась постановка в Театре Армии (с Людмилой Касаткиной в главной роли) известной пьесы Хиггинса «Гарольд и Мод», а «Круг» Сомерсета Моэма в филиале Малого (в главной роли – Элина Быстрицкая) превратился в «Любовный круг».

Новой работе Житинкина в Сатире, где он ставит регулярно (предыдущий спектакль – «Хомо Эректус, или Свинг по-русски» по пьесе Юрия Полякова), тоже подошло бы название в духе «Любовный распутник», или, к примеру, «Распутства любви», или еще что-нибудь в том же духе.

Тем более, что это позволило бы уйти от сравнения спектакля со знаменитым фильмом Габриэля Агьона по мотивам той же пьесы, где блистали в главных ролях Фанни Ардан, Венсан Перес и Жозиан Баласко.

Но на этот раз, видимо, было решено, что и просто «Распутника», без «любовных» эпитетов, будет достаточно.

И в самом деле – хватило с избытком.

Загадочные вариации

За последние несколько лет Шмитт стал одним из самых репертуарных драматургов.

На московских сценах одновременно идут практически все написанные им пьесы: «Фредерик, или Бульвар преступлений» – в театре им. Вахтангова, «Ночь в Валлони» (под названием «Эшафот любви, или Последняя любовь Дон Жуана») – в Театре Романа Виктюка, «Отель двух миров» – в антрепризном проекте, «Оскар и Розовая Дама» – в Театре Луны (хотя московской публике более известен спектакль Театра имени Ленсовета, поставленный под Алису Фрейндлих), а «Загадочные вариации» – одновременно в Театре им. В. Маяковского и, под названием «Посвящение Еве», в театре им. Е. Вахтангова.

Однако «Распутник» среди драматических сочинений популярного французского автора занимает особое место.

За десять лет до того, как написать пьесу о знаменитом философе XVIII века, просветителе и энциклопедисте Дени Дидро, Шмитт еще в 1986 году защитил диссертацию по теме «Дидро и метафизика».

А спустя десять лет, в 1997-м, вернулся к теме еще раз, причем дважды, в эссе «Дидро, или Философия обольщения» и в пьесе, буквальное название которой – «Либертен» – имеет несколько иное значение, нежели бытовое «Распутник».

Либертен, если уж совсем грубо, – человек, свободный от ограничений, который ставит свои желания, в первую очередь, телесные влечения, выше общественной морали.

Крайним и самым известным выражением философии либертинажа стали творчество и жизнь маркиза де Сада. Дидро в пьесе Шмитта – не певец либертинажа, но аналитик, хотя и не чуждый «практического интереса» к экспериментам по расширению моральных норм.

По сюжету «Распутника» (это традиционный перевод, под этим же названием в российском прокате шел и фильм Агьона), Дидро должен в кратчайший срок сдать для энциклопедии статью о Морали.

Но философ постоянно отвлекается.

Главным «раздражителем» выступает художница и, как выяснится чуть позже, авантюристка Тербуш, которая втирается в доверие к Дидро под предлогом создания его портрета, хотя преследует совсем другие цели.

Кроме нее, философа беспокоят ревнивая жена Антуанетта, взбалмошная дочь Анжелика, а также дочь хозяина поместья, где живет Дидро с семьей, мадемуазель Гольбах – они отвлекают его от работы над статьей.

А также секретарь Баронне, который, в свою очередь, отвлекает Дидро от женщин, постоянно напоминая о статье.

Сюжет пьесы, что называется, «самоигральный». Диалоги – искрометны. Задача постановщика, казалось бы, большой трудности не составляет. Однако Андрею Житинкину заложенных в пьесе интриг и юмора показалось, как обычно, недостаточно – он решил добавить и от себя.

Контракт рисовальщика

Действие важно эффектно начать – и Житинкин начинает его с выстрела. Дальше неплохо бы дать какую-нибудь подходящую случаю, но запоминающуюся музыкальную тему.

И Житинкин использует музыку Майкла Наймана к фильму Питера Гринуэя «Контракт рисовальщика» (необыкновенно тонкую и точную, насколько это возможно в современной музыке, стилизацию «под старину»).

Постоянный соавтор режиссера художник Андрей Шаров выстроил на сцене нечто, напоминающее декорации к «Контракту рисовальщика». Правда, похожий «ландшафт» совсем недавно можно было видеть в другом спектакле Житинкина, «Любовный круг»: ярко-зеленый искусственный газон, кубики кустов...

В «Распутнике» в центре пьесы установлен стеклянный подиум с намеком на купол шатра над ним (всё это – «маленький охотничий домик в глубине Гранвальского парка», как обозначено в ремарке Шмитта) – то есть место и время действия вполне условны.

На ярко-зеленом фоне пластиковой травы и кустарников особенно резко выделяются платья героинь, которые одеты Шаровым все, как одна, в розовое, что можно понимать как прозрачный намек, хотя по сюжету лесбийские отношения связывают только двух из них – госпожу Тербуш и мадемуазель Гольбах.

На головах у героинь феерические парики, до каких не додумались бы и парикмахеры галантной эпохи – а уж они, казалось бы, умели отравить жизнь дамам века Просвещения своими безумно неудобными в быту прическами.

Так же условны и детские игрушки на авансцене. Шмитт упоминает о них в ремарках, но у Шарова они вырастают до гигантских размеров.

А главное, и конь на колесиках, и качели позднее будут использоваться героями для игр отнюдь не детских, с ярко выраженным сексуальным подтекстом, зато очень подходящих для размышлений о морали. Которые, собственно, и составляют основное содержание пьесы.

Философия в будуаре

Комизм ситуации, обрисованной Шмиттом, строится на противоречиях между идеями, которые герой-философ на каждом шагу декларирует, и эмоциями, которые он при этом действительно переживает.

Дидро проповедует, что брак – отжившая свое условность.

Но стоит дочери заикнуться, что она хочет родить ребенка от мужчины, женатого на другой, как просвещенный и лишенный предрассудков отец приходит в ярость, требует, чтобы дочь хранила девственность до свадьбы, чтобы вышла за «порядочного» человека. И уже только после этого смела думать о материнстве.

Дидро выстраивает целую доктрину о пользе супружеской измены на собственном примере – но как только жена намекает, что тоже изменяет ему, философ испытывает приступ ревности.

И так далее, и так далее – реальная жизнь на каждом шагу опровергает рационалистическую философию.

В результате следующих одно за другим разочарований и саморазоблачений философ, уставший менять свои представления о морали в соответствии с «текущим моментом», отказывается дать морали «энциклопедическое» толкование.

И приходит к выводу, что нельзя в жизни довольствоваться как одной-единственной женщиной, так и единственной истиной. Лучше быть «распутником» и просыпаться каждое утро с новыми идеями.

Выводы героя во многом близки, но не тождественны взглядам автора. Шмитт – писатель конца ХХ века, свидетель последствий нравственного релятивизма.

В отличие от либертена XVIII века, не знающего даже самых первых его плодов (вроде якобинского террора и культа Наполеона), не говоря уже об ужасах тираний, пережитых человечеством далее (а в основе – всё те же либертианские представления о морали как об условности), Шмитт пусть либеральный, пусть политкорректный, но всё же – моралист.

И моралист, не лишенный сентиментальности. Поэтому либертен Дидро у него хоть и выглядит блестящим интеллектуалом, но по сути оказывается кругом обманутым. Он заслуживает сочувствия, а не восхищения.

И еще один важный момент. Пару лет назад, будучи в Москве и отвечая на мой вопрос о соотношении в его творчестве рационального и эмоционального начал, Эрик-Эммануэль Шмитт процитировал именно финал своей пьесы «Распутник», где Дидро обещает госпоже Тербуш, что после того, как они будут заниматься любовью всю ночь, они предадутся еще более сладостному занятию... они будут беседовать.

Надо полагать, для Шмитта Дидро-интеллектуал интереснее Дидро-бабника. Но не для Житинкина. Пока Дидро философствует, а Шмитт морализирует, Житинкин развлекает.

В ход идут подручные средства, простые и доступные. Помимо эротических игр на качелях и деревянных лошадках, режиссер забавляет публику игрой в «ассоциации». С чем у французов должна ассоциироваться Россия? Правильно – с меховой шапкой и валенками. Поэтому секретарь Дидро Баронне, собравшись с миссией ко двору Екатерины Второй, вваливается к «боссу» в ушанке и с валенками в руках.

А евреи с чем ассоциируются? Видимо, с семисвечником. Значит, пускай мадемуазель Гольбах, когда Дидро «признается» ей, что он еврей (ему это нужно, чтобы соблазнить девушку, которой авантюристка Тербуш предсказала потерю девственности от обрезанного мужчины), зажжет невесть откуда взявшийся (не рояль, зато буквально «в кустах») ритуальный подсвечник. Ну, и всё в том же ключе.

Самым сложным для постановщика, видимо, было раздеть исполнителя главной роли Юрия Васильева. Хочешь не хочешь, но это необходимо – сюжет требует, чтобы философ, рассуждающий о природе морали, позировал художнице-авантюристке обнаженным. У Шмитта на сей счет есть прямое и недвусмысленное указание в ремарках: «Он больше не прячет свой половой член».

В некоторых других театрах проблемы бы не возникло, но у Сатиры свои традиции. В итоге Дидро, скинув халат на глазах у изумленной публики, остается действительно голым – но... в стрингах телесного цвета. Чтобы они не бросались в глаза, Народный артист России Васильев принимает соответствующую позу, которая в контексте прописанной драматургом ситуации выглядит вдвойне нелепо. Да и другие персонажи ведут себя не как высокообразованные люди (хотя рассуждают вроде бы на отвлеченные темы), а как опереточные ряженые.

Особенно преуспела в этом исполнительница роли Тербуш Алена Яковлева. Отчасти ее резкую пластику и манеру речи можно было бы оправдать польско-немецкими корнями госпожи Тербуш. Но при всём при этом Яковлева всё же излишне манерна, а главное, эти манеры совершенно не предполагают той силы обольщения, какую Тербуш имеет над Дидро. Тем не менее, Дидро «ведется» на ее примитивные уловки.

Такой Дидро и в таком окружении действительно выглядит не «либертеном», но распутником в самом вульгарном смысле слова. Не сомневающимся философом, а простым лицемером, фарисеем от Просвещения. И адресованная герою Васильева реплика «Не компрометируйте себя, не пишите о морали» обретает в подобном контексте дополнительный смысл.

Житинкин, в отличие от кинорежиссера Агьона, отказавшегося, среди многих прочих изменений и купюр, от авторского финала пьесы (где герой то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что беседа – наслаждение большее, чем секс), следует тексту первоисточника более или менее точно. Но для финала спектакля реплика «мы будем беседовать» кажется ему слишком пресной. Как и в самом начале, требуется что-то более броское.

И в результате на сцену под занавес вылетает на велосипеде с криком «Дидро освободил нас от морали!!!» юный секретарь философа Баронне. Абсолютно голый. Но в стрингах телесного цвета.

Текст: Валентин Колесников

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?