Культура

13 июня 2008, 19:14

Не хватило оптимизма

Фото: ИТАР-ТАСС

В Колонном зале Дома союзов завершился фестиваль симфонических оркестров мира, проходивший с 1 по 12 июня. На третьем году существования форум по-прежнему не вполне соответствует своему названию и не имеет внятной репертуарной политики.

Зато если прежде публика относилась к фестивалю с недоверием и не без опаски, то теперь к нему привыкли, его ждут, о нем спорят. Форум, впервые состоявшийся в полном соответствии с объявленной заранее программой, твердо встал на ноги и даже обзавелся собственным оркестром, как положено всякому уважающему себя фестивалю.

Геополитика

Симфония Рыбникова написана весьма традиционным языком, и борьба добра и зла изображена в ней с кинематографической убедительностью

Израиль, Италия, Россия, Великобритания, Франция, Германия – шесть стран, представлявших свои коллективы на московском форуме в предыдущие годы. «Мир» – ключевое слово в названии фестиваля – таким образом сжимается до Западной Европы, Ближнего Востока и России.

На этот раз, правда, еще и Скандинавский полуостров оказался включен в географию форума, что немедленно пошло ему на пользу: концерт Симфонического оркестра Шведского радио стал гвоздем программы, а маэстро Лейф Сегерстам заслуженно удостоился самой искренней и долгой овации за прошедшие дни.

Стокгольмский коллектив стал третьим из пяти выступивших, счастливым образом попав в середину фестиваля и отметив его пик. Заоблачное качество игры, невероятный контакт между дирижером и оркестром, сильнейшая харизма Сегерстама – всё это сразило публику наповал так же, как сбивает с ног обаяние маэстро в личном общении.

Программа, в духе фестиваля, была однородной, и даже «Море» Дебюсси прозвучало между «Легендами шхер» шведа Альвена и Второй симфонией финна Сибелиуса вполне в северно-романтическом духе. В финале оркестр трижды играл на бис, и как забыть волшебное piano в «Грустном вальсе» Сибелиуса? Казалось, у музыкантов и дирижера хватило бы сил и на второй концерт, причем немедленно!

Однако дважды на форуме играл лишь один оркестр – Королевский филармонический из Лондона под управлением Даниэле Гатти. Руководство фестиваля не сочло возможным отказываться от двух программ, предложенных лондонцами, – в первой Штраус и Брамс, во второй Бетховен и снова Штраус.

Трудно сказать, кому это сослужило более дурную службу – фестивалю или самому оркестру. На первом их концерте отменно хороши были «Дон Жуан» и «Тиль Уленшпигель» Штрауса – чудесные оркестровые соло, чутко переданный австрийский дух, томительные медленные эпизоды...

Похуже обстояло дело с Первой симфонией Брамса, заставившей заскучать после первой части. Однако бис – Девятая из вариаций Элгара «Энигма» – расставил точки над i: английскую музыку лондонцы играли превосходно.

Второй концерт лишь подтвердил, что быть самым именитым участником фестиваля – еще не значит быть лучшим. Четвертую симфонию Бетховена играли по-немецки тяжеловесно, особенно последние две части – в неадекватно медленных темпах.

Ситуацию не слишком улучшила и поэма Штрауса «Так говорил Заратустра» – смазанное финальное piano лишь утвердило в мысли, что лондонцам хватило бы и одного концерта. А главное, две их программы с особенной отчетливостью указали на ложные репертуарные ориентиры фестиваля, которые дирижер Дмитрий Лисс год назад безжалостно определил как «симфоническую попсу».

Правда, программа самого Лисса, представившего за пультом Уральского академического симфонического оркестра две симфонии Мясковского, стала тогда счастливым отклонением от этой линии.

Среди других исключений из правила можно вспомнить и редко звучащие в Москве симфонии Брукнера (одну из них исполняли на закрытии Первого фестиваля, другую – на открытии Третьего).

Архаисты и новаторы

В остальном же рамки форума настолько скованы европейским симфонизмом XIX – начала XX века, что на этом фоне смелостью выглядят даже Дебюсси и Равель. «Продуманная программная политика – симфоническая классика и произведения современных композиторов» выглядит не более чем декларацией: на Первом фестивале самым современным сочинением стала «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина, на Втором – опусы Мясковского, Прокофьева и Бриттена более чем полувековой давности.

Во вступительном слове к финальному концерту ведущий Святослав Бэлза посетовал на то, что сегодня в мире мало создается симфоний. Опровергнуть это явное преувеличение мог бы и один из участников фестиваля – собственно маэстро Лейф Сегерстам: ему принадлежит около двухсот симфоний, по преимуществу достаточно коротких.

Одну из них Сегерстам предлагал для исполнения на фестивале, но получил отказ. Безусловно, на фоне сплошного Брамса-Бетховена-Штрауса любая из симфоний экстравагантного финна прозвучала бы шокирующе; но маэстро очаровал нашу публику настолько, что она наверняка простила бы ему подобный фокус. Более того, легенда о двухстах симфониях Сегерстама, исполняющихся без дирижера, гораздо известнее его музыки, и исполнить ее в Москве было бы полезно во всех отношениях.

Руководство, однако, рассудило иначе, и роль современной музыки на Третьем фестивале играла свежая Шестая симфония Алексея Рыбникова. Ее под управлением Валерия Гергиева представил Объединенный Российский Симфонический оркестр (ОРСО), в состав которого вошли музыканты из тридцати городов страны. За достаточно короткое время они успели подготовить программу, где звучала также кантата Чайковского «Москва» на достойном уровне, и игра фестивального оркестра не разочаровала.

Не разочаровала и симфония Рыбникова: после его недавнего диска «Concerto grosso XXI» было впору ожидать худшего. Все тот же Бэлза не слукавил, сказав, будто Рыбников «избежал искушений псевдоновациями – его волнуют краеугольные вопросы бытия, такие как борьба света и тьмы». Симфония Рыбникова действительно написана весьма традиционным языком, и борьба добра и зла изображена в ней с кинематографической убедительностью.

Слушать сорокапятиминутную симфонию ничуть не скучно, хотя постичь логику чередования эпизодов можно отнюдь не всегда. Зато весьма занятно следить за токкатой, напоминающей все скерцо Брукнера, Малера и Шостаковича вместе взятые и развертываемой по принципу «Болеро» Равеля.

Увлекательны и «ложные финалы» второй и третьей частей, где оркестр вдруг резко останавливается, чтобы после паузы сыграть еще несколько тактов. Минут за пять до финала кажется, что симфонию уж точно пора заканчивать, но здесь-то слушателя и поджидает катарсис – тихая мажорная кода.

«Сколько трагизма, безысходности, почему так мало оптимизма?» – сказала по окончании симфонии моя соседка по ряду. Для сравнения стоило бы, например, посоветовать послушать ей некоторые сочинения Альфреда Шнитке, где оптимизма еще меньше. Правда, не менее замысловатые сюжеты о борьбе добра со злом Шнитке умел излагать гораздо короче. К счастью, его музыка совсем не подходит Дню России, а Чайковский и Рыбников в исполнении ОРСО подошли ему вполне.

Еще более убедительно представлял Россию на форуме Ростовский симфонический оркестр, исполнивший под управлением Юрия Ткаченко сочинения Стравинского и Скрябина.

Так подтвердилось отнюдь не универсальное утверждение: на международном фестивале оркестр, как правило, убедительнее всего исполняет музыку своей страны, своего региона. Это подтвердили и лондонцы, блистательно завершавшие обе программы фрагментом «Энигмы». Особенно кстати это было во второй вечер, после Пятого Венгерского танца Брамса, сыгранного на бис в самой что ни на есть разухабисто-кабацкой манере.

И как же негромко, неторопливо, интеллигентно звучал Второй Венгерский танец на открытии фестиваля в исполнении Бамбергского симфонического оркестра!

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?