Культура

13 июня 2008, 13:22

Совесть концептуализма

Фото: ИТАР-ТАСС

Первая (и, к сожалению, посмертная) музейная персональная выставка выдающегося авангардного поэта и художника Дмитрия Александровича Пригова (1940–2007) в Московском музее современного искусства (в Ермолаевском переулке) выстроена с упором на слово, а не на изображение.

Пригов, в отличие от большинства авангардистов, не старался расшатать общественные устои, он, скорее, наоборот, пытался вернуть граждан к норме.

Поскольку начало его творческой биографии пришлось на советское общество, живущее по принципу «Наше дело правое», Дмитрий Александрович стал «левым» художником.

Именно с «левого» края ему сподручнее было будить гражданское сознание советского обывателя, спящее почти летаргическим сном под сенью родного государства.

Пригов взял на себя роль будильника. Советская культура была теперь не только под пристальным вниманием компетентных органов, но и под его, Пригова, личным присмотром (из-за чего некоторые недальновидные представители богемы, как часто говорил в интервью сам Пригов, поначалу считали его сотрудником КГБ), альтернативным, конечно, официальной власти.

Небесная лестница

Пригов оказался художником, который не вписывается в рынок, но найдет свое место в музеях

Сперва это был пристальный взгляд Милицанера – некоего условного представителя государства. С одного из экранов в ММИИ Дмитрий Александрович в милицейской фуражке читал, быть может, самое знаменитое свое стихотворение:

«Когда здесь на посту стоит Милицанер,
Ему до Внукова простор весь открывается.
На Запад и Восток глядит Милицанер,
И пустота за ними открывается
И центр, где стоит Милицанер, –
Взгляд на него отвсюду открывается.
Отвсюду виден Милиционер.
С Востока виден Милиционер,
И с Юга виден Милиционер
,И с моря виден Милиционер,
И с неба виден Милиционер,
И с-под земли...
Да он и не скрывается».

Милицанер – пародия на реального, и в тоже время – это инспектор фальшивой культуры и защитник подлинной. Однако этой анекдотической фигуры в духе Хармса Пригову было недостаточно.

Дабы подняться над «вездесущестью» государственного аппарата, он обратился к метафизике; так возникло Око – гигантский нарисованный Божественный Глаз. Дмитрий Александрович сделал с ним десятки рисунков и инсталляций. Сквозь официальную ложь, сквозь мусор тысяч газет – зрит Око Правды.

В ранней графике основным для Пригова был образ скважины, пробуравленной в стене – к небу. А в поздней – словно бы художник уже добрался до небес и ему явлен был этот мистический Третий Глаз, ставший его истинным зрением.

Око внезапно «проявляется» на множестве приговских картин: в стандартных русских пейзажах, в музейных интерьерах, в абстрактных комнатах.

Иногда Око изображено с капелькой крови или с красной точкой сверху. Или с другим частым атрибутом приговских работ – бокалом красного вина (крови?). Это аналогия той самой Чаши, которую Иисус просил Отца «мимо пронести». Пригов на видео 2001 года исступленно исполнял свою вариацию на эту библейскую тему: «Отец мой, убер-ри или пр-ронеси эту Чашу!»

В советское время поэт под видом частных объявлений расклеивал цитаты из Библии. Крики кикиморы, прочие эпатажно-стебные проявления приговского творчества, включая чтение филосософско-иронических стихов, заслоняли желание Дмитрия Александровича быть пастырем «вверенного» ему человеческого стада. В этом смысле он выполнял писательскую миссию, типичную для русской земли – поводыря.

«Граждане! Солнце скрылось за облаками, а вы уже и поверили!» – увещевал он соотечественников в объявлениях, где библейские фразы заменил на собственные.

Идею экспозиции «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста!» подсказал куратору Екатерине Деготь именно этот перформанс Пригова 1986 года, когда поэт сотни своих нравоучений-афоризмов развесил на столбах, за что угодил в психушку, откуда был вызволен друзьями и поклонниками.

Пригов являл собой смесь Сократа и Козьмы Пруткова. Как древнегреческий мудрец, он, словно «овод ленивого коня», пробуждал в обывателях гражданскую совесть, а форму для этого выбрал сатирическую, псевдопафосную и маскарадную.

Не могу удержаться, чтобы не привести с десяток приговских «воззваний», настолько они емки и блистательны. Учитывая что поэт был услышан, само обращение «Граждане!» можно убрать.

«Резко похолодало, а еще по привычке в легкой одежонке бегаем, и даже не холодно поначалу!»

«Мы этого никогда не видели, но ведь и оно нас видит впервые!»

«Белым снегом запорошило поля – эта чистота напомнила нам о чистоте души нашей – вспомним ли?!»

«Тяготы души прекрасны, они делают ее грузоподъемной, что ли!»

«Как входишь в коридор темный, сразу бежать хочется, но ты себя удерживай!»

«Слово наше крепко, но тело слабо, так ведь телу все равно погибать!»

«Я бы вас не беспокоил, если бы не верил в вас!»

«Только любовь к вам толкает меня на это!»

«Это дано не вам одному – так что подождите, может, кто достойней найдется!»

«Природа разлюбила нас, поэтому летом как-то не хочется из города выезжать!»

«Что есть более историческое, чем решительный поступок в данное конкретное время!»

К вершине!

Мощный энергетический и нравственный стержень Пригова, его творческая одержимость привлекала к нему множество народу. По видеозаписям 90-х видно, что вокруг Дмитрия Александровича крутилось немало молодых художников, среди которых мелькает и один из самых заметных сегодня – Анатолий Осмоловский.

Пригов был лидером, выпадающим из любых систем. Сначала из советской, поскольку его не устраивало лицемерие господствующей идеологии, но не стал он жить и по законам рынка, поскольку в этой системе координат цинизма не меньше (если не больше).

Открываю наугад одну из сотен отпечатанных на машинке «самоизданных» книжечек («Диалогизмы», 1998 год, Лондон), образующих на стене верхнего этажа нечто вроде иконостаса.

Как горный молодой козел
По имени старик Димитрий,
Я лез и лез, безумно зол,
По-хорошему зол,
К седой, снегом покрытой митре
Вершинной.
Не озираясь, вверх и вверх.
Ты скажешь: «Это ж чистый смех!
В твоем возрасте и положении!» –
Поколебавшись, я так и не найдусь, что ответить.
Как сваленная в кучу шерсть,
Под нами облака бежали
И ангелы на них лежали,
Я посчитал – их было шесть
Ровно –
Или семь.
– Так сколько, шесть или семь? –
Спросила ты, и я совсем
Растерялся:
Ну, шесть!
Или семь.

В этом небольшом стихотворении изложена всё та же внутренняя установка Дмитрия Александровича – быть пастырем. Митра – головной убор митрополита. «Шесть» и «Семь» – священные числа. Пригов полон иронии к себе, но не к этой своей роли. Мистико-религиозные образы и понятия заполняют всё его творчество.

На выставке есть приговские «Газеты», «Банки» и «Стихограммы». Есть его «Бестиарий» – каталог монстров, которых он извлекал из души. Но лейтмотивом экспозиции стали всё-таки афоризмы-обращения, которые расклеены на планках по всем четырем этажам. В особо большой концентрации они на лестнице. Словно бы слова Пригова сопровождают нас на жизненном пути, который напоминает подъем по ступеням: «Граждане! По обе стороны пути вашего пропасти разверсты, а вы как думали?!»

Как призналась одна из смотрительниц: «Когда никто не видит, я тихонько переписываю его фразы в блокнотик». Я сам наблюдал, как девушка вернулась перечитать какое-то приговское напутствие. Лично мне близким показалось его «восточное» высказывание: «Фудзи колышется в каждом сердце, а объектно является лишь японцу – за какие-то отдельные заслуги!»

Каждый может найти строчки для себя. А значит, цель Екатерины Деготь как куратора выставки – максимально популяризировать творчество Мастера – выполнена. Об этом и поговорим с известным искусствоведом.

Нравственный ориентир

– Складывается впечатление, что Пригов такой авангардист- моралист. Смесь Сократа с Козьмой Прутковым. Как в одном из его обращений: «Граждане! Я предупреждал вас, ваше дело поступать по своему усмотрению!»
– Это верно. Аналогии с Прутковым и мне приходили в голову. В советское время, Прутков особенно нравился интеллигенции. Думаю, этот литературный персонаж повлиял и на Пригова. Что касается морали, то в своем творчестве он постоянно использовал христианские образы, поскольку принадлежал к этой культуре. Но сам он никому не читал моралей. К примеру, он сделал скульптуру, в которой явно угадывается Христос. Я назвала ее «Фигура в терновом венце», потому что это одновременно и приговский автопортрет, и Христос, и просто человек. Однако мне хотелось подчеркнуть морально-реалистический момент.

– Современное западное искусство антирелигиозно, в то время как авангардный художник Пригов делает серьезные перформансы на библейские темы: «Страсти по Матфею», «Евангелист». Если Херст и Чапмены пытаются разрушать сакральные основы, Пригов, напротив, утверждает их.
– Я согласна. Он вырос в советской идеологически крайне «правой» реальности, но при этом у нее была левая риторика. Если говорить о социальных приговских идеях, то, конечно, они «левые». Вроде бы он боролся с советской властью, а это как бы коммунисты. Но на самом деле борьба была не с коммунистами, а с носителями перерожденной коммунистической идеи – аппаратчиками. Он боролся с «правизной» советской власти!

От советского авангарда Пригов унаследовал желание обращаться к народу. Он был такой один, может, еще Комар и Меламид. У всех остальных, типа Кабакова, не было «гражданского органа чувств», желания апеллировать к широким народным массам. А у Пригова социальный темперамент, как у Маяковского.

– Сейчас наблюдается поворот российского современного искусства «вправо»: это и Кулик с проектом «Верю», и победа на «Кандинском» иконостасных «Хлебов» Осмоловского. Но Пригов изначально выполнял эту функцию – совести. В то время как многие современные творцы дальше провокаций не идут.
– Но сейчас же вообще нет совести! Исчез такой элемент в организме! Поэтому Пригову трудно было в последнее время. Его не понимали даже соратники. Осмоловский, кстати, пытается поднимать этический момент, но Кулик – это полный релятивизм. Его основная идея – все мы дети природы.

– И все же Кулик организовал проект «Верю». И это было достаточно неожиданно.
– Мне кажется, это была симуляция: и нашим, и вашим. Насчет совести не знаю, а нюх у Кулика точно есть.

– Пусть так: значит, в воздухе что-то появилось, на что он обратил внимание. Он первым публично поднял тему духовности в современном искусстве.
– В этом смысле выставка «Верю» была важна. Она сформулировала желание строить фундаментальные ценности. Но скорее Осмоловский действительно занимается сейчас бурной общественной деятельностью. Противостоит разрушению ЦДХ, как я слышала.

– На видео в ММСИ юный и тощий Анатолий бегает вокруг Пригова. Может, Дмитрию Александровичу удалось вырастить молодое поколение, которому он передал эстафету?
– Надеюсь, что да. Пригов был нравственным ориентиром для всей художественной среды. Хочется верить, что такие художники, как Осмоловский, или еще более молодые, которых мы пока не знаем, воспримут этот этический импульс. Он состоит в каком-то внутреннем достоинстве художника: что нужно делать, как себя вести в конкретной ситуации, уметь видеть позитивные стороны. Пригов говорил: «Мне в жизни повезло. Во-первых, что я вообще родился. Во-вторых, что я родился в Москве». Но за это надо отдавать своим творчеством, которым, по большому счету, нужно что-то изменить в мире. Эта идея всегда занимала Пригова.

– По этой экспозиции видно, что при этом он не руководствовался рыночными соображениями.
– Коллекционеры интересуются Приговым. Я советую им: «Придите, посмотрите». После выставки говорят: «Все интересно, но купить нечего». Пригов оказался художником, который не вписывается в рынок, но найдет свое место в музеях.

– На этой выставке доминирует его писательская ипостась. Если убрать афоризмы-обращения, экспозиция много потеряет.
– Да, но эти фразы не есть произведения литературы, они были сделаны как произведения искусства, литература существует в тираже. Это если бы Пригов написал роман от руки – и подарил его вам. Это не произведения литературы, а арт-объекты.

– Но его глубокие высказывания остаются в памяти. И там они уже перестают быть арт-объектами, а превращаются в некие премудрости на уровне пословиц. Должна начаться вторая жизнь Пригова – именно тиражно-литературная.
– Она уже идет. Хотя «обращения» были опубликованы всего один раз и пока никто не торопится их переиздавать.

– А «НЛО»?
– «НЛО» переиздает его романы. Это издательство ориентировано на более традиционную литературу, а он был авангардистом. Авангардисты работают на территории искусства, там, где нет индустрии.

– Фразы Пригова – не авангард. Они, как и прутковские выражения, обладают силой воздействия на любую аудиторию. Их хочется перечитывать. Я видел, как девушка возвращалась что-то перечитать, смотрительницы переписывают…
– Это приятно слышать. Меня тоже многие спрашивают, где их можно почитать?

– Имеет смысл разместить их в Интернете. Пригов сложноват для восприятия даже в своих многочисленных интервью. А здесь он предельно ясен и лаконичен.
– Мне и хотелось показать его именно таким. Его надо было «очистить», довести до уровня ясности. Что ж, теперь у фонда Пригова будет задача – издать эти его вещи и разместить в Интернете.

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?