Культура

29 мая 2008, 11:53

О. Кучкина: «В воздухе летали словесные стрелы…»

Фото: yanewww.ru

В понедельник у Людмилы Петрушевской случился юбилей. В этот же день могло бы исполниться 100 лет Алексею Арбузову – ее учителю, одному из лучших русских драматургов ХХ века, театральному сказочнику. Телеканал «Культура» в субботу показывает документальный фильм «Сказки и быль», посвященный жизни и творчеству Арбузова.

Накануне этой даты Ольга Андреевна Кучкина, драматург и журналист, ученица Алексея Николаевича, которая последние часы его жизни была рядом с ним, рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Ксении Щербино о студии Арбузова, о ревностных отношениях с Петрушевской и о современной молодой драматургии.

Он любил много разного: ходить на футбол, на выставки, в рестораны, ездить и летать на свои премьеры в разные города и страны. И не захотел ни от чего отказаться

– Как вы познакомились с Алексеем Николаевичем Арбузовым?
– Как познакомилась? Обычным образом. Я работала – и работаю до сих пор – журналистом в газете «Комсомольская правда». И как журналист пришла к Алексею Николаевичу брать интервью.

В то время у меня уже была написана пьеса «Кольцо Б». Эту пьесу я ему оставила. Прошло некоторое время, и Арбузов мне позвонил. Сказал, что создает студию молодых драматургов и приглашает меня войти в нее. Невозможно описать словами, какие чувства обуревали меня.

Приглашение самого Арбузова – а я ухожу в четырехмесячное плавание на научно-исследовательском судне. И это плавание – отдельная потрясающая история. Так всё сошлось.

Пришлось объяснять Алексею Николаевичу, почему в студию я прийти не могу. Тогда он сказал: приходите, когда вернетесь, мы будем ждать. И через четыре месяца я, можно сказать, приплыла прямо в студию, точнее, в Дом литераторов, в Дубовую гостиную на втором этаже, где проходили занятия студии.

Красивая такая, вся в красном дереве гостиная. Я даже представить себе не могла тогда, сколько Арбузовская студия будет значить в моей жизни.

– Долго ли просуществовала студия?
– Пятнадцать лет. У Алексея Николаевича было два инсульта. После первого он – человек яркий, любящий жизнь, с сильным мужским характером – просто не желал смириться с болезнью, изменить образ жизни, успокоиться.

Он любил много разного: ходить на футбол, на выставки, в рестораны, ездить и летать на свои премьеры в разные города и страны. И не захотел ни от чего отказаться.

Ну а после второго инсульта мы уже по очереди дежурили у его постели…

– Сохранились ли отношения с кем-нибудь из студийцев?
– Конечно. Еще бы. Дружеские отношения сохранились со многими. Венечка Балясный, чудесная душа, очень талантливый человек, писавший потрясающие пьесы.

К сожалению, у него как-то не сложилось с признанием, его никто не знает и не ставит, но он сам – особенный человек, ему как будто и не нужно признания. У нас с ним самые нежные отношения.

Отношения с Люсей Петрушевской были сложные, ревностные. Мы как бы соперничали за любовь Арбузова. Но при всей ревности, когда она написала «Любовь», гениальную пьесу, я первая откликнулась на нее рецензией в «Комсомольской правде».

Она действительно гениальна. Арбузов сначала не очень принимал ее «чернушность», ему потребовалось время, чтобы понять и принять совсем для него новую драматургию, но он Люсю очень полюбил, как и ее пьесы.

Я никогда не забуду, как мы хоронили Арбузова и Люся нагнала меня, крепко взяла за руку, и так, не разнимая рук, мы прошли весь долгий, скорбный путь – как родные люди, как близкие.

Виктор Славкин, Марк Розовский, Аня Родионова, Аркадий Ставицкий – мы все дружим. Два наших товарища уже ушли – Саша Розанов и Саша Ремез…

– Как проходили занятия в студии?
– Алексей Николаевич во всем был удивителен. Он и занятия строил как драматург.

Каждый раз кто-то читал пьесу, и дальше устраивался разбор. Для затравки Арбузов вызывал резкого, несдержанного оратора, потом, наоборот, вежливого.

Разбирали пьесы жестко, но и ласково тоже, любя друг друга и ничего не прощая друг другу, соревновались в остроте реплик, в воздухе так и летали словесные стрелы, просто настоящие сражения шли.

Иногда после такого разбирательства я возвращалась домой, швыряла раскритикованную пьесу под диван и несколько часов лежала лицом к стене, приходя в себя, – такой эмоциональный стресс переживала.

Но теперь, когда прошло столько лет, я понимаю, насколько я была тогда счастлива, что за чудные дни у нас были. Алексей Николаевич никому из нас специально не помогал. Никогда не звонил нужным людям, ни за кого не просил. Всегда говорил: сами, сами.

Но мы всё равно знали, что он любит нас. Как он нас ругал! У меня есть его письмо, где он ругает одну мою пьесу. Читая письмо, я смеялась от счастья. Ну, вообразите: он бранит меня, а я смеюсь.

В его словах не было гнева, а только любовь и желание, чтобы мы росли. Потому, наверное, и росли. Арбузов был очень важным человеком в нашей жизни.

Бывает так, что прошлое с течением времени расплывается в туман, а тут наоборот, время словно не расфокусирует эту фигуру, а укрупняет ее. Он существовал как-то отдельно от советской власти, не сочетался с ней, хотя никогда не выступал против, не писал антисоветских пьес.

Но при этом всем существом, даже внешним обликом своим ее отрицал. Какой-нибудь яркий клетчатый пиджак, шарф, берет или кепи: он выглядел не так, как все; он выглядел иначе.

Другие ходили застегнутые на все пуговицы, такие времена, а он был другой – легкий, небрежный, свободный.

К нему как к драматургу относились по-разному.

В моде была социальная драма, а он писал про человеческую душу. Кто-то считал, что он уходит от острых конфликтов, что он сказочник, а не реалист. А он был поэт, поэт человеческого.

– А что для вас значила его драматургия?
– Я сразу приняла и полюбила его. У него – чеховское понимание драмы. И для меня он шел сразу вслед за Чеховым. Я никогда не подражала ему. Но я слышала и слушала его интонацию, его мерцающую реплику, и это каким-то образом прорастало во мне.

– Есть ли какие-то принципы Арбузова, которые воплотились в вашей жизни?
– Он как-то надписал мне на одной из своих книг: «Милая Оля! Живите весело и с удовольствием. Работайте с наслаждением и отчаяньем. Не злитесь. Необходимы ирония и жалость… Действуйте! Алексей Арбузов».

Я была грустным, рефлектирующим человеком, да и сейчас, наверное, остаюсь такой же. Он чувствовал это. В его словах – словно энергетический посыл: действуйте, а не кисните.

Что-то я всё же восприняла. Я действую.

Русский драматург Алексей Арбузов (фото:ИТАР-ТАСС)

– Какие ваши пьесы нравились Алексею Николаевичу больше всего?
– Думаю, самая первая – «Страсти по Варваре». Она шла в театре-студии Олега Табакова. И вторая пьеса – «Корабль». Я написала ее по следам того моего плавания. Арбузов ее выделял. Он говорил: если бы она у вас пошла, вы бы уже жили в другой квартире и с другим мужем.

Помню, я испытала какой-то мистический ужас от этих его слов. Но пьеса так и не пошла и не была опубликована, хотя практически все мои пьесы публиковались, и вышел сборник пьес «Белое лето».

Пьеса «Белое лето» была поставлена в театре Ермоловой. А самой большой популярностью пользовалась пьеса «Иосиф и Надежда, или Кремлевский театр», история любви Сталина и Аллилуевой, она ставилась в Англии, Франции, скандинавских странах, Японии, Словакии, но это было уже после смерти Арбузова.

– За что он вас ругал?
– За литературщину. И справедливо. Когда я начинала, я абсолютно ничего не умела. Книжная девочка. Была начитанна, и только. Литература забивала жизнь.

У Люси Петрушевской – природный, магнитофонный, как это называют, слух. Я недавно перечитывала Островского и подумала: как интересно он звучит, Люся – из него. Мы его забыли, а у него тот же природный слух на слово.

И Люся потрясающе чутко слышит слова, у нее удивительно живая речь. Я училась у Люси, у Арбузова, у самой жизни, как пробиться к себе, как выразить свое.

– Вы были в жюри премии «Дебют» по драматургии. Что вы можете сказать о молодом поколении?
– Они очень интересные молодые драматурги. Интересные тем, что странные.

Многие молодые авторы пишут очень профессионально, так, словно они проработали в театре долгие годы. Но это тоже признак литературности, когда пишут с холодным носом. А вот странные пьесы вскрывают реальность с новой стороны.

Одну из премий «Дебюта» получила Ксения Жукова. В представленной ею пьесе много несовершенства, непрофессионализма, но при этом решительная нестандартность.

Среди действующих лиц как живые, так и мертвые, которые ведут себя так же, как живые, и в этом такая полифония, такая глубина и трагизм, что невозможно остаться безучастным.

– Как вы думаете, как бы Алексей Николаевич отнесся к молодым драматургам? Есть ли среди новых авторов кто-нибудь, кто продолжает его традиции?
– Думаю, он принял бы современных драматургов – принял через преодоление себя. С нами так тоже было. Не принимал сначала – потом принимал.

Он молодел вместе с нами. И не мы, а он написал пьесу «Жестокие игры». О молодых и их проблемах. И посвятил эту пьесу студийцам. Он был развивающийся организм. И не останавливался в развитии.

А вот кто ему наследует…

Я этого просто не знаю. Но я знаю, что одному из его героев принадлежит признание: «Жить, чтобы не умереть – вот как бы я хотел жить. Жить и оставить после себя дела, мысли, вещи, которые бы имели сердце и думали моими мыслями. Жить и остаться в памяти людей своим делом, своими вещами, которые бы своей жизнью зачеркивали мою смерть».

Можно сказать, что так и случилось. Между прочим, на один день рожденья мы подарили ему чайный набор, и на каждой чашке выгравировали имя и фамилию студийца, всего тринадцать или пятнадцать. Даже эти вещи зачеркивают его смерть. Мы жили рядом с ним интуитивно, но точно.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Путин назвал цель перестановок в кабмине
Темы дня

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Либералы и русофобы доводят Словакию до гражданской войны

Покушение на премьер-министра Словакии только кажется действием фанатика-одиночки. На самом же деле за этим преступлением стоит кардинальный раскол словацкого общества, пропаганда либералов и русофобов – и, конечно же, подоплекой ко всему этому является отношение словаков и к России, и к Украине.

Путин о попытках выдвигать России условия по Украине: С дуба рухнули

Путин назвал задачи Белоусова во главе Минобороны

Путин: Планов взять Харьков пока нет

Новости

Путин назвал расходы на оборону в России некритичными

Расходы России на безопасность в данный момент некритичны, некоторые эксперты считают, что показатели могут быть повышены, заявил российский лидер Владимир Путин.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

Член СПЧ заявил, что сбежавшая от родных чеченка покинула Россию

Чеченская девушка Лия Заурбекова покинула территорию России, заверил член Совета по правам человека при президенте России и Общественной наблюдательной комиссии Москвы Александр Ионов.

Путин объяснил значение легитимности Зеленского

Президент России Владимир Путин заявил, что вопрос о легитимности президента Украины Владимира Зеленского после 20 мая будет иметь значение в случае необходимости заключения каких-либо соглашений.

Военный эксперт назвал цели массированной атаки украинских дронов

ВСУ пытаются показать Вашингтону хоть какие-то «успехи». Поскольку на линии боевого соприкосновения достижений нет, ставка делается на удары по территории России. Такое мнение в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал военный эксперт Алексей Леонков. Ранее Минобороны сообщило об уничтожении 102 дронов над регионами России.

Эстония решила застроить приграничные участки вместо обмена землями с Россией

Эстония застроит участки земли на границе с Россией, которые ранее планировалось обменять, сообщил глава МВД республики Лаури Ляэнеметс.

Путин: Планов взять Харьков пока нет

Российские военные ежедневно добиваются успехов в Харьковской области, сообщил президент Владимир Путин.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Глава ЮАР решил не участвовать в конференции по Украине в Швейцарии

Президент ЮАР Сирил Рамафоса не примет участия в международной конференции в Швейцарии, где планируется обсуждать «формулу мира» Владимира Зеленского, сообщил пресс-секретарь офиса южноафриканского президента Винсент Магвенья.

ВС России освободили более 200 кв. километров в Харьковской области

Российские войска освободили более 200 кв. километров территории Харьковской области, в том числе северную ее часть, заявил глава области Виталий Ганчев.

У сестры жены генерала Кузнецова нашли элитный коттедж в Краснодаре

Сестре жены начальника главного управления кадров Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова, обвиняемого во взяточничестве, принадлежат трехэтажный коттедж в элитном районе Краснодара, а также квартира, на данный момент хозяева находятся за границей, рассказала домработница коттеджа.

Зеленский заявил о переброске резервов под Харьков

ВСУ перебрасывают подразделения в Харьковскую область из-за сложной обстановки на фронте, частично украинских военных снимают с других направлений, сообщил президент Украины Владимир Зеленский.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?