Культура

18 апреля 2008, 15:19

Алвис Херманис: «Самый прекрасный театр в мире…»

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

Алвис Херманис – один из самых интересных, а главное – востребованных режиссеров. Обладатель Young Directors Project, Europa per il Teatro, «Золотой маски», уже четырнадцать лет руководит Новым Рижским театром, ставит спектакли в Европе и начинает постановку в Москве. На протяжении недели, в рамках театрального фестиваля НЕТ, он будет представлять свои работы в Москве.

Алвис Херманис соединяет времена и века, ставит невероятно современные спектакли, беря за основу прошлое. Ему было всего 34 года, когда начался XXI век, но в нем он чувствует себя гостем.

Шукшин потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

На гастролях Нового Рижского театра покажут три спектакля. Уже известная москвичам «Соня» – об одинокой некрасивой женщине. Насмешливая знакомая разыграла ее, присылая любовные письма от лица мужчины. Но когда наступила блокада Ленинграда, Соня спасла ее, погибнув сама, так и не узнав о розыгрыше.

И две премьеры. «Латышские истории» – шесть почти документальных историй простых людей, не совсем вписавшихся в современность.

И главную, по мнению Херманиса, премьеру – «Звук тишины», спектакль, являющийся отчасти продолжением «Долгой жизни». Если «Долгая жизнь» – спектакль о стариках, то «Звуки тишины» – об их молодости, пришедшейся на 1960-е годы.

Херманис может часами рассказывать о шестидесятых, хотя сам родился только в 1966 году. Находя в них последнюю романтику, называя их последней коллективной попыткой достигнуть всеобщего счастья, последней всеобщей идеалистической мечтой, последней утопией.

Считая XXI век веком одиночек, он как будто хочет понять, что же было тогда, как люди во всем мире, не сговариваясь, пытались изменить жизнь, и почему это не удалось.

Херманису удалось создать свой театр, где нет одиночек, нет звезд, а есть общее дыхание, творчество и жизнь. Отражение тех самых шестидесятых в современном зеркале. Это и поражает в его театре больше всего. Что такое идеальный театр, как происходит процесс создания спектаклей? На эти и другие вопросы Херманис ответил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Юлии Бурмистровой.

– Ваш театр часто приезжает в Москву. Чем отличается московский зритель от рижского?

– Я люблю Москву. Почти все свои спектакли показывал здесь. Московская публика лучше реагирует, она более открыта, и играть тут – как праздник. Рижская публика – самая лучшая для проверки спектакля на прочность. После нее можно куда угодно ехать играть.

Может быть, так проявляется прибалтийский темперамент, но рижская публика не очень заметно выражает свои эмоции. Энергетический обмен с актерами у зрителей в Риге сложный. Внутри у них, конечно, происходит то же самое, что и у московского зрителя, но рижане несколько закрыты и актерам бывает не очень легко.

– Какое влияние оказала на Вас русская культура?

– Огромное. Но одно дело, когда влияние происходит буквально. Когда мы ставим пьесу, написанную на русском языке, или рассказ Татьяны Толстой «Соня». А зимой я ставил в Цюрихе «Идиота». В моей биографии очень много постановок по текстам, написанным на русском языке.

Совсем другое влияние русской культуры в целом. Волей судьбы мне выпало родиться в Риге, а Рига – город, испытавший влияние разных культур, языков. Это не отделимо ни от меня, ни от страны.

Когда меня просят сформулировать что-нибудь про традиции латышского театра, то я отвечаю так (конечно, несколько упрощенно): это невозможная химия между традицией русского и немецкого театра. Рига всегда находилась под большим влиянием этих больших культур. В Риге жили и работали Вагнер, Михаил Чехов. Все вместе взятое подсознательно влияло на латышский театр, и наш в том числе.

– Что для Вас самое главное в театре, в актере?

– Мне сложно отвечать на такие глобальные вопросы. Когда я был студентом, наверное, я мог бы ответить. Но после всех театральных опытов я очень осторожно отношусь к любым формулировкам. Сейчас все иначе, и я больше полагаюсь на интуицию.

А что касается актера – тем более. Актера я могу почувствовать. Могу сделать рентген очень быстро, но детально сформулировать идеал актера сложно.

Когда я был молод, хотелось все определить, дать всему формулировки, пустить корни в профессию. Сейчас мне это не нужно. Знания ушли внутрь меня, стали мной, и я просто живу театром.

– Как проходит процесс репетиций в вашем театре?

– Самое главное мое открытие в том, что надо как можно меньше делать самому, предоставляя актерам такую возможность. Поэтому на наших репетициях актеры в буквальном смысле являются соавторами. Для многих спектаклей мы коллективно сочиняем литературную основу. И авторские права также делим между собой.

Актеры имеют очень большую территорию, за которую ответственны только они сами. Я просто уверен, что режиссер не должен заниматься кукольным театром, где актер всего лишь элемент композиции. Режиссер должен делать только одно – стимулировать творческий потенциал актеров и помогать им, а не материализовать виденья только одного человека – себя.

– А когда Вы ставите за рубежом, как преодолевается языковой барьер в таком совместном творчестве?

– Его нет, потому что я почти не говорю на репетициях. И это является большой проблемой в начале работы. Потому что актеры ожидают, что им будут рассказывать, объяснять, а я так никогда не поступаю. Языкового барьера нет, потому что мы говорим очень мало.

– У Вас сейчас начинаются репетиции в московском театре.

– Уже не секрет, что я буду ставить спектакль в Театре Наций с Евгением Мироновым. Это будет спектакль по рассказам Шукшина.

– Почему Шукшин?

– Его истории простые и сильные. Я ничего не знаю про русскую деревню, но хорошо знаю латышскую деревню. Они вполне могли бы произойти там. Потому что главное в них – люди, их взаимоотношения.

Шукшин – потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

– Когда планируется премьера?

– Примерно в конце октября или ноябре.

– Вам удалось осуществить свою самую большую мечту или это еще впереди?

– В детстве я не мечтал о театре. Но, наверное, как Буратино, мечтал о Золотом Ключике, который откроет волшебную дверь. И так получилось, что за дверью оказался театр. У меня самый прекрасный театр в мире, в котором работаю уже четырнадцать лет. И чего-либо другого, большего я даже не могу представить. Театр и режиссура – это возможность реализовать любые, самые фантастические, мечты. Пусть на два часа, пусть в маленьком пространстве сцены. Режиссер – самая лучшая профессия, которую только знаю. И я удивляюсь, почему остальные люди не становятся режиссерами.

– Кто-то должен быть зрителем, драматургом, художником, врачом, пекарем, в конце концов.

– Карлсон говорил, что не все могут жить на крыше. Наверное, дело не только в этом, а в том, что у каждого своя крыша.

– Что помогает людям жить в наше непростое время?

– Я сейчас нахожусь в Москве, в машине, в пробке. Смотрю за окно и вижу, что пробки стали еще бесконечнее. Москва – прекрасный город, где люди могут часами сидеть в пробках, думать, находить ответы на такие нелегкие вопросы. Мне сложно сформулировать ответ, потому что не хочется отвечать поверхностно, дежурно, а чтобы ответить по-настоящему, нужно очень большое количество времени. Больше, чем мы простоим в пробке.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Кремль назвал позитивным исчезновение «угрозы России» из стратегии США
Темы дня

Польский гонор настиг Германию

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не видел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

Лурье отказалась отзывать жалобу после заявлений Долиной о возврате денег

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Axios: Зеленский обсудил с Уиткоффом и Кушнером территории и гарантии

Президент Украины Владимир Зеленский в ходе двухчасового телефонного разговора со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом и зятем президента Джаредом Кушнером обсудил территориальный вопрос и возможные гарантии безопасности со стороны США.

Хегсет подтвердил планы США по ядерным испытаниям

Пентагон подтвердил модернизацию ядерной триады и проведение США новых ядерных испытаний наравне с другими державами. Об этом сообщил шеф Пентагона Пит Хегсет.

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

В Белоруссии заявили о национализации крупных предприятий

В Белоруссии планируют национализировать несколько крупных предприятий, среди которых производитель обуви «Белвест» и строительная компания «Минскпромстрой», заявил секретарь ЦК КПБ Петр Петровский.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Молдавия запросила помощь у Румынии из-за отключений света на Украине

Из-за перебоев в энергосетях на Украине Молдавия обратилась к Румынии с просьбой о срочных поставках электроэнергии для предотвращения масштабных отключений, сообщает госкомпания «Молдэлектрика».

Эксперт предложил наказать бойца ММА Исмаилова по примеру Долиной

Общественность должна отреагировать на спарринг бойца ММА Магомеда Исмаилова с памятником ветеранам МЧС по аналогии с «отменой» Ларисы Долиной после скандала с квартирой. К этому призвал участник спецоперации член Общественной палаты и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Проевропейские министры и оппозиция Сербии потребовали отнять NIS у России

В правительстве и оппозиции Сербии нарастают призывы к отъему российско-сербской нефтяной компании NIS из-за санкций США, заявил основатель партии «Движение социалистов» и бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин.

Нигерия заявила о намерении вступить в БРИКС

Министр иностранных дел Нигерии Юсеф Туггар выразил надежду на скорое получение страной статуса полноправного участника объединения БРИКС.

МИД назвал потери Европы за четыре года санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов