Культура

18 апреля 2008, 15:19

Алвис Херманис: «Самый прекрасный театр в мире…»

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

Алвис Херманис – один из самых интересных, а главное – востребованных режиссеров. Обладатель Young Directors Project, Europa per il Teatro, «Золотой маски», уже четырнадцать лет руководит Новым Рижским театром, ставит спектакли в Европе и начинает постановку в Москве. На протяжении недели, в рамках театрального фестиваля НЕТ, он будет представлять свои работы в Москве.

Алвис Херманис соединяет времена и века, ставит невероятно современные спектакли, беря за основу прошлое. Ему было всего 34 года, когда начался XXI век, но в нем он чувствует себя гостем.

Шукшин потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

На гастролях Нового Рижского театра покажут три спектакля. Уже известная москвичам «Соня» – об одинокой некрасивой женщине. Насмешливая знакомая разыграла ее, присылая любовные письма от лица мужчины. Но когда наступила блокада Ленинграда, Соня спасла ее, погибнув сама, так и не узнав о розыгрыше.

И две премьеры. «Латышские истории» – шесть почти документальных историй простых людей, не совсем вписавшихся в современность.

И главную, по мнению Херманиса, премьеру – «Звук тишины», спектакль, являющийся отчасти продолжением «Долгой жизни». Если «Долгая жизнь» – спектакль о стариках, то «Звуки тишины» – об их молодости, пришедшейся на 1960-е годы.

Херманис может часами рассказывать о шестидесятых, хотя сам родился только в 1966 году. Находя в них последнюю романтику, называя их последней коллективной попыткой достигнуть всеобщего счастья, последней всеобщей идеалистической мечтой, последней утопией.

Считая XXI век веком одиночек, он как будто хочет понять, что же было тогда, как люди во всем мире, не сговариваясь, пытались изменить жизнь, и почему это не удалось.

Херманису удалось создать свой театр, где нет одиночек, нет звезд, а есть общее дыхание, творчество и жизнь. Отражение тех самых шестидесятых в современном зеркале. Это и поражает в его театре больше всего. Что такое идеальный театр, как происходит процесс создания спектаклей? На эти и другие вопросы Херманис ответил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Юлии Бурмистровой.

– Ваш театр часто приезжает в Москву. Чем отличается московский зритель от рижского?

– Я люблю Москву. Почти все свои спектакли показывал здесь. Московская публика лучше реагирует, она более открыта, и играть тут – как праздник. Рижская публика – самая лучшая для проверки спектакля на прочность. После нее можно куда угодно ехать играть.

Может быть, так проявляется прибалтийский темперамент, но рижская публика не очень заметно выражает свои эмоции. Энергетический обмен с актерами у зрителей в Риге сложный. Внутри у них, конечно, происходит то же самое, что и у московского зрителя, но рижане несколько закрыты и актерам бывает не очень легко.

– Какое влияние оказала на Вас русская культура?

– Огромное. Но одно дело, когда влияние происходит буквально. Когда мы ставим пьесу, написанную на русском языке, или рассказ Татьяны Толстой «Соня». А зимой я ставил в Цюрихе «Идиота». В моей биографии очень много постановок по текстам, написанным на русском языке.

Совсем другое влияние русской культуры в целом. Волей судьбы мне выпало родиться в Риге, а Рига – город, испытавший влияние разных культур, языков. Это не отделимо ни от меня, ни от страны.

Когда меня просят сформулировать что-нибудь про традиции латышского театра, то я отвечаю так (конечно, несколько упрощенно): это невозможная химия между традицией русского и немецкого театра. Рига всегда находилась под большим влиянием этих больших культур. В Риге жили и работали Вагнер, Михаил Чехов. Все вместе взятое подсознательно влияло на латышский театр, и наш в том числе.

– Что для Вас самое главное в театре, в актере?

– Мне сложно отвечать на такие глобальные вопросы. Когда я был студентом, наверное, я мог бы ответить. Но после всех театральных опытов я очень осторожно отношусь к любым формулировкам. Сейчас все иначе, и я больше полагаюсь на интуицию.

А что касается актера – тем более. Актера я могу почувствовать. Могу сделать рентген очень быстро, но детально сформулировать идеал актера сложно.

Когда я был молод, хотелось все определить, дать всему формулировки, пустить корни в профессию. Сейчас мне это не нужно. Знания ушли внутрь меня, стали мной, и я просто живу театром.

– Как проходит процесс репетиций в вашем театре?

– Самое главное мое открытие в том, что надо как можно меньше делать самому, предоставляя актерам такую возможность. Поэтому на наших репетициях актеры в буквальном смысле являются соавторами. Для многих спектаклей мы коллективно сочиняем литературную основу. И авторские права также делим между собой.

Актеры имеют очень большую территорию, за которую ответственны только они сами. Я просто уверен, что режиссер не должен заниматься кукольным театром, где актер всего лишь элемент композиции. Режиссер должен делать только одно – стимулировать творческий потенциал актеров и помогать им, а не материализовать виденья только одного человека – себя.

– А когда Вы ставите за рубежом, как преодолевается языковой барьер в таком совместном творчестве?

– Его нет, потому что я почти не говорю на репетициях. И это является большой проблемой в начале работы. Потому что актеры ожидают, что им будут рассказывать, объяснять, а я так никогда не поступаю. Языкового барьера нет, потому что мы говорим очень мало.

– У Вас сейчас начинаются репетиции в московском театре.

– Уже не секрет, что я буду ставить спектакль в Театре Наций с Евгением Мироновым. Это будет спектакль по рассказам Шукшина.

– Почему Шукшин?

– Его истории простые и сильные. Я ничего не знаю про русскую деревню, но хорошо знаю латышскую деревню. Они вполне могли бы произойти там. Потому что главное в них – люди, их взаимоотношения.

Шукшин – потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

– Когда планируется премьера?

– Примерно в конце октября или ноябре.

– Вам удалось осуществить свою самую большую мечту или это еще впереди?

– В детстве я не мечтал о театре. Но, наверное, как Буратино, мечтал о Золотом Ключике, который откроет волшебную дверь. И так получилось, что за дверью оказался театр. У меня самый прекрасный театр в мире, в котором работаю уже четырнадцать лет. И чего-либо другого, большего я даже не могу представить. Театр и режиссура – это возможность реализовать любые, самые фантастические, мечты. Пусть на два часа, пусть в маленьком пространстве сцены. Режиссер – самая лучшая профессия, которую только знаю. И я удивляюсь, почему остальные люди не становятся режиссерами.

– Кто-то должен быть зрителем, драматургом, художником, врачом, пекарем, в конце концов.

– Карлсон говорил, что не все могут жить на крыше. Наверное, дело не только в этом, а в том, что у каждого своя крыша.

– Что помогает людям жить в наше непростое время?

– Я сейчас нахожусь в Москве, в машине, в пробке. Смотрю за окно и вижу, что пробки стали еще бесконечнее. Москва – прекрасный город, где люди могут часами сидеть в пробках, думать, находить ответы на такие нелегкие вопросы. Мне сложно сформулировать ответ, потому что не хочется отвечать поверхностно, дежурно, а чтобы ответить по-настоящему, нужно очень большое количество времени. Больше, чем мы простоим в пробке.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

На акции протеста в Тбилиси пострадали шесть полицейских
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Сенат США одобрил законопроект о запрете импорта российского урана

Проект закона о запрете импорта российского урана принят Сенатом США, документ оставляет Вашингтону возможность продолжать закупки до 2028 года.

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев опубликовал в своих соцсетях поздравление с Праздником весны и труда с переделанным советским военным плакатом, на котором вместо Гитлера изображен президент Украины Владимир Зеленский.

Житель США признал вину в передаче технологий для БПЛА российским компаниям

Житель Нью-Йорка Николай Григорьев в федеральном суде в Бруклине признал вину в сговоре с целью незаконного экспорта технологий, которые используются в российских военных беспилотниках, сообщил минюст США.

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Минувшей ночью ВС России нанесли удар по штабу ВСУ в районе площади Куликово Поле в Одессе, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев со ссылкой на коллег.

Россия выступила против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице»

Россия выступает категорически против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице», происходит попытка «узурпации дейтонских функций», заявил на заседании СБ ООН постпред России при организации Василий Небензя.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе

На выставку трофейной техники у музея Победы на Поклонной горе доставлены американские танк M1 Abrams и штурмовая инженерная машина M1150 Assault Breacher Vehicle, сообщило Минобороны России.

У Пентагона возникли трудности с поставщиками оружия

Поставщики не хотят заключать с Пентагоном долгосрочные соглашения на поставки по фиксированным ценам оружия для пополнения американских запасов после помощи Украине, говорится в докладе контрольно-бюджетного управления страны.

Шойгу указал на необходимость наращивания поставок вооружения

Министр обороны России Сергей Шойгу заявил о необходимости повышения объемов и качества поставок вооружения и военной техники для обеспечения наращивания боевого состава группировок войск и поддержания требуемых темпов наступления в зоне спецоперации.

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

В ночь на среду жители нескольких регионов Украины видели в небе яркую вспышку «без взрывов», украинские СМИ считают ее «космическим явлением».

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?