Культура

18 апреля 2008, 15:19

Алвис Херманис: «Самый прекрасный театр в мире…»

Фото: Юлия Бурмистрова/ВЗГЛЯД

Алвис Херманис – один из самых интересных, а главное – востребованных режиссеров. Обладатель Young Directors Project, Europa per il Teatro, «Золотой маски», уже четырнадцать лет руководит Новым Рижским театром, ставит спектакли в Европе и начинает постановку в Москве. На протяжении недели, в рамках театрального фестиваля НЕТ, он будет представлять свои работы в Москве.

Алвис Херманис соединяет времена и века, ставит невероятно современные спектакли, беря за основу прошлое. Ему было всего 34 года, когда начался XXI век, но в нем он чувствует себя гостем.

Шукшин потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

На гастролях Нового Рижского театра покажут три спектакля. Уже известная москвичам «Соня» – об одинокой некрасивой женщине. Насмешливая знакомая разыграла ее, присылая любовные письма от лица мужчины. Но когда наступила блокада Ленинграда, Соня спасла ее, погибнув сама, так и не узнав о розыгрыше.

И две премьеры. «Латышские истории» – шесть почти документальных историй простых людей, не совсем вписавшихся в современность.

И главную, по мнению Херманиса, премьеру – «Звук тишины», спектакль, являющийся отчасти продолжением «Долгой жизни». Если «Долгая жизнь» – спектакль о стариках, то «Звуки тишины» – об их молодости, пришедшейся на 1960-е годы.

Херманис может часами рассказывать о шестидесятых, хотя сам родился только в 1966 году. Находя в них последнюю романтику, называя их последней коллективной попыткой достигнуть всеобщего счастья, последней всеобщей идеалистической мечтой, последней утопией.

Считая XXI век веком одиночек, он как будто хочет понять, что же было тогда, как люди во всем мире, не сговариваясь, пытались изменить жизнь, и почему это не удалось.

Херманису удалось создать свой театр, где нет одиночек, нет звезд, а есть общее дыхание, творчество и жизнь. Отражение тех самых шестидесятых в современном зеркале. Это и поражает в его театре больше всего. Что такое идеальный театр, как происходит процесс создания спектаклей? На эти и другие вопросы Херманис ответил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Юлии Бурмистровой.

– Ваш театр часто приезжает в Москву. Чем отличается московский зритель от рижского?

– Я люблю Москву. Почти все свои спектакли показывал здесь. Московская публика лучше реагирует, она более открыта, и играть тут – как праздник. Рижская публика – самая лучшая для проверки спектакля на прочность. После нее можно куда угодно ехать играть.

Может быть, так проявляется прибалтийский темперамент, но рижская публика не очень заметно выражает свои эмоции. Энергетический обмен с актерами у зрителей в Риге сложный. Внутри у них, конечно, происходит то же самое, что и у московского зрителя, но рижане несколько закрыты и актерам бывает не очень легко.

– Какое влияние оказала на Вас русская культура?

– Огромное. Но одно дело, когда влияние происходит буквально. Когда мы ставим пьесу, написанную на русском языке, или рассказ Татьяны Толстой «Соня». А зимой я ставил в Цюрихе «Идиота». В моей биографии очень много постановок по текстам, написанным на русском языке.

Совсем другое влияние русской культуры в целом. Волей судьбы мне выпало родиться в Риге, а Рига – город, испытавший влияние разных культур, языков. Это не отделимо ни от меня, ни от страны.

Когда меня просят сформулировать что-нибудь про традиции латышского театра, то я отвечаю так (конечно, несколько упрощенно): это невозможная химия между традицией русского и немецкого театра. Рига всегда находилась под большим влиянием этих больших культур. В Риге жили и работали Вагнер, Михаил Чехов. Все вместе взятое подсознательно влияло на латышский театр, и наш в том числе.

– Что для Вас самое главное в театре, в актере?

– Мне сложно отвечать на такие глобальные вопросы. Когда я был студентом, наверное, я мог бы ответить. Но после всех театральных опытов я очень осторожно отношусь к любым формулировкам. Сейчас все иначе, и я больше полагаюсь на интуицию.

А что касается актера – тем более. Актера я могу почувствовать. Могу сделать рентген очень быстро, но детально сформулировать идеал актера сложно.

Когда я был молод, хотелось все определить, дать всему формулировки, пустить корни в профессию. Сейчас мне это не нужно. Знания ушли внутрь меня, стали мной, и я просто живу театром.

– Как проходит процесс репетиций в вашем театре?

– Самое главное мое открытие в том, что надо как можно меньше делать самому, предоставляя актерам такую возможность. Поэтому на наших репетициях актеры в буквальном смысле являются соавторами. Для многих спектаклей мы коллективно сочиняем литературную основу. И авторские права также делим между собой.

Актеры имеют очень большую территорию, за которую ответственны только они сами. Я просто уверен, что режиссер не должен заниматься кукольным театром, где актер всего лишь элемент композиции. Режиссер должен делать только одно – стимулировать творческий потенциал актеров и помогать им, а не материализовать виденья только одного человека – себя.

– А когда Вы ставите за рубежом, как преодолевается языковой барьер в таком совместном творчестве?

– Его нет, потому что я почти не говорю на репетициях. И это является большой проблемой в начале работы. Потому что актеры ожидают, что им будут рассказывать, объяснять, а я так никогда не поступаю. Языкового барьера нет, потому что мы говорим очень мало.

– У Вас сейчас начинаются репетиции в московском театре.

– Уже не секрет, что я буду ставить спектакль в Театре Наций с Евгением Мироновым. Это будет спектакль по рассказам Шукшина.

– Почему Шукшин?

– Его истории простые и сильные. Я ничего не знаю про русскую деревню, но хорошо знаю латышскую деревню. Они вполне могли бы произойти там. Потому что главное в них – люди, их взаимоотношения.

Шукшин – потрясающий автор, я завидую, что у вас есть такие книги. Почему его не ставят в России, ведь для театра не придумаешь лучше текста…

– Когда планируется премьера?

– Примерно в конце октября или ноябре.

– Вам удалось осуществить свою самую большую мечту или это еще впереди?

– В детстве я не мечтал о театре. Но, наверное, как Буратино, мечтал о Золотом Ключике, который откроет волшебную дверь. И так получилось, что за дверью оказался театр. У меня самый прекрасный театр в мире, в котором работаю уже четырнадцать лет. И чего-либо другого, большего я даже не могу представить. Театр и режиссура – это возможность реализовать любые, самые фантастические, мечты. Пусть на два часа, пусть в маленьком пространстве сцены. Режиссер – самая лучшая профессия, которую только знаю. И я удивляюсь, почему остальные люди не становятся режиссерами.

– Кто-то должен быть зрителем, драматургом, художником, врачом, пекарем, в конце концов.

– Карлсон говорил, что не все могут жить на крыше. Наверное, дело не только в этом, а в том, что у каждого своя крыша.

– Что помогает людям жить в наше непростое время?

– Я сейчас нахожусь в Москве, в машине, в пробке. Смотрю за окно и вижу, что пробки стали еще бесконечнее. Москва – прекрасный город, где люди могут часами сидеть в пробках, думать, находить ответы на такие нелегкие вопросы. Мне сложно сформулировать ответ, потому что не хочется отвечать поверхностно, дежурно, а чтобы ответить по-настоящему, нужно очень большое количество времени. Больше, чем мы простоим в пробке.

Текст: Юлия Бурмистрова

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?