Что, кстати, свидетельствует о фильме с лучшей стороны: стало быть, у фильма есть и зрительский, и фестивальный потенциал, это то самое «арт-кино», которое интересно смотреть и подросткам, и интеллектуалам-киноманам.
Победители и побежденные
Если бы «Нефть» удалось заманить на Московский кинофестиваль, именно он, думаю, отхватил бы главную награду
Недаром у себя на родине фильм вызвал бурную реакцию по всей стране, спровоцировав горячие дискуссии о процветающей там коррупции и наркомафии.
Приз жюри получила документальная картина Эррола Морриса, названная намеренно протокольно – «Стандартная процедура» – и повествующая об издевательствах над заключенными в американских тюрьмах во время иракской кампании 2003 года.
Аскетичная, целиком построенная на фотографиях, запечатлевших голых, прикованных наручниками людей с трусами на голове (фотографировали сами палачи, невольно предоставив компромат на самих себя), эта картина ужасает тем, что философы называют «обыденностью зла».
Возможно, «Стандартная процедура» еще более шоковое произведение, нежели «Катынь» Анджея Вайды, показанная вне конкурса сага о погубленных душах – расстреле по личному приказу Сталина нескольких тысяч польских офицеров.
Вообще фестивальная интрига – помимо светских событий, за которые отвечали Мик Джаггер и Мадонна, посетившие Берлинале, – крутилась вокруг «фильмов насилия».
Среди которых самыми сильными высказываниями стали, разумеется, «Катынь» и «Стандартная процедура». И хотя, как мы уже писали, фильм об убийстве Анны Политковской на Берлинале показать не осмелились, тень этого фильма, почему-то отправленного в гетто спецпросмотра, удаленного от Потсдамерплатц, где проходят все основные события Берлинале, так и витала над фестивалем.
Всем хороши
По сравнению со столь жгучими темами и остросовременными фильмами «Нефть» Пола Томаса Андерсона с выдающимся Даниэлем Дей-Льюисом в роли бездушного нефтяного дельца, видимо, показалась жюри несколько академичной.
Если бы этот фильм удалось заманить на Московский кинофестиваль, именно он, думаю, отхватил бы главную награду, ибо именно в нашей стране проблема перераспределения так называемых народных богатств особенно актуальна.
Для Европы и Америки, где все давно поделено и работает более или менее равномерно, обеспечивая относительно безбедное существование и среднему классу в том числе, это, разумеется, ретро.
Хотя, если быть честным, именно «Нефть» должна была получить «Золотого медведя» – как наиболее последовательное художественное высказывание.
Тем не менее, несмотря на довольно слабую программу в целом, жюри в этом году сработало на славу, отметив действительно лучших.
Можно оспаривать его решения, признавая, тем не менее, их взвешенность. Такого безобразия, какое было на одном из Каннских фестивалей, когда без награды уехал безусловный лидер фестиваля, Ларс фон Триер со своим «Догвилем», здесь, слава богу, не случилось.
Я, честно говоря, немного опасалась, что наградят немецкую картину «Цвет вишни» – неудавшуюся реплику к великому фильму прошлого, «Токийской истории» великого японца Одзу.
Но жюри, слава богу, не проявило к хозяевам фестиваля ни малейшей снисходительности, хотя, между нами говоря, могло бы наградить актрису, сыгравшую пожилую даму со сдержанным, аскетичным мастерством.
Однако благодаря умной политике жюри (куда, кстати, входил и наш соотечественник, один из виднейших продюсеров России Александр Роднянский*) фестиваль, поначалу возмущавший критиков несбалансированной, слабой программой, сумел-таки приобрести некоторую респектабельность.
В сознании мирового киносообщества Берлианле-58, по-видимому, останется как фестиваль, где победили яркие фильмы и который посетили такие мегазвезды, как Мадонна и Мик Джаггер со своей командой.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом