Обсуждая итоги года
Как обычно, и победитель, и другие фотографии конкурса вызвали ожесточенные споры в фотографической среде.
Ни малолетних проституток, ни беженцев, ни зачисток, увы, не становится меньше от того, что фотографы из штанов выпрыгивают в поисках новых форм их описания…
Основные претензии были как эстетического плана – какими такими соображениями руководствовалось жюри при награждении Гран-при, так и к расхожести сюжетов: военные конфликты, беженцы, инвалиды.
Говоря о World Press Photo, намекают на спекуляции на теме насилия и потакании низменным интересам публики, жаждущей зрелища. Честно говоря, после просмотра выставки не совсем понимаешь, что могло дать пищу для подобных споров.
Темы и сюжеты, представленные на выставке, крайне разнообразны – тут можно увидеть бразильских боксеров-любителей, пытающихся пробиться из трущоб в мир большого спорта; пушистого и пятнистого детеныша семейства кошачьих, доверчиво смотрящего в камеру; портрет легенды американского кинематографа Клинта Иствуда; репортаж из Туркменистана; конфликт между известными футболистами Зиданом и Матерацци.
Лауреат World Press Photo известный российский фоторепортер Сергей Максимишин высказывался в своем блоге: «Все это было в прошлом году и, готов поспорить, повторится в следующем, поскольку ни малолетних проституток, ни беженцев, ни зачисток, увы, не становится меньше от того, что фотографы из штанов выпрыгивают в поисках новых форм их описания».
Безусловно и то, что военные конфликты и страдания жителей третьего мира не могут быть обойдены объективами фотокамер и отлично отображены и в работах победителей этого сезона.
Ведь гуманистический посыл является важнейшей составляющей журналистской работы. В противном случае никто не видел бы разницы между гигабайтами свадебных фотографий и пленками, отснятыми с риском для жизни в Чечне и Ираке.
К тому же все заявленные темы можно видеть и в работах победителей таких крупных международных конкурсов, как Visa Pour l'Image и Best Of Photojournalism.
Да и сам конкурс дает простор работе фотожурналиста, не хочешь снимать военные конфликты – есть категории «Спорт», «Природа», «Портрет», «Искусство и развлечения», «Повседневная жизнь».
Тут более важным является сам подход к съемке – умение найти тему, выразительно схватить момент, почувствовать в происходящем то, что может быть интересно людям во всем мире, – выставка итогов World Press Photo демонстрируется в 40 странах.
Моим личным фаворитом конкурса стала работа фотографа агентства Associated Press – Oded Balilty, занявшая первое место как одиночный снимок в категории «Люди в новостях».
Пусть само событие – женщина сдерживает натиск толпы полицейских, бросившись на щит одного из них, – заняло не больше нескольких секунд, впечатление снимок производит сильнейшее и, прямо скажем, сюрреалистическое.
World Press Photo и Россия
В России сложилась тяжелая ситуация с национальными конкурсами фотожурналистики, регулярно проводятся только городские.
Организованный фотографами Люшеном Перкинсом (The Washington Post), Энтони Сво (Time Magazine) и Биллом Сверси (Gamma-Laison) в 1995 году конкурс «Пресс Фото России» не проводился с 2004 года, несмотря на просьбу о помощи его организатора Люшена Перкинса: «Люди всегда обвиняют конкурсы, но, пожалуйста, сделайте нам и себе одолжение и помогите нашему конкурсу».
В этом году он был возобновлен на общественных началах фотографом-фрилансером Игорем Кубединовым по модели World Press Photo.
В отборе работ для конкурса приняли участие фоторедакторы, фотографы и директора фотослужб ведущих российских СМИ («AFP-Россия», «Русский Newsweek», РИА «Новости», «Деловой Петербург», ИД «Коммерсантъ»), в работе онлайн-жюри приняли участие фотографы – призеры конкурса World Press Photo 2005–2007.
В настоящее время организуется еще один российский конкурс фотожурналистики, его организаторами выступили уже упомянутый Максимишин и также директора фотослужб, фотожурналисты и фоторедакторы (ИД «Афиша», Agency.Photographer.ru, газета «Известия», агентство Epsilon, журнал «Русский репортер», журнал Geo/Россия).
По какой схеме будет действовать этот конкурс – неясно, но, так же как и «Пресс Фото России – 2007», он будет полностью сетевым. Выставка работ победителей данного конкурса, скорее всего, будет проведена.