Культура

26 июля 2007, 16:19

Слово и жест, цвет и рифма

Фото: chekhovfest.ru

Так называемый синтетический театр становится все более популярным. Режиссерам, как молодым, так и со стажем, нравится создавать спектакли, где практически не используется текст, зато в изобилии другие средства. Здесь пение и пластика, цирковые фокусы и пантомима, куклы и игра со светом…

Таким образом, отпадает надобность в закрепленном сквозном сюжете: достаточно смысловых связок между эпизодами. Смотреть такие спектакли всегда интересно, тем более что привозимые образцы – хорошего качества. А у нас такому театру только учатся.

Ускользающая любовь

Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места

Француз Филипп Жанти столицу посещает периодически. Первый раз это было еще в восьмидесятые, последний раз – год назад, в рамках фестиваля «Другой театр из Франции», проводимого Театром Наций.

Каждый раз режиссер показывал что-то принципиально новое, и те, кто посещали спектакли впервые, могли не узнать его работы при новой встрече. Героем для Жанти может стать что или кто угодно; кукольник и иллюзионист, он виртуозен и прост, как всякий великий сказочник.

На Чеховском фестивале спектакль Жанти «Край света» показывался на огромной сцене Театра Моссовета. Что немного обеднило восприятие: некоторые придумки можно было разглядеть только из первых рядов, поэтому зрители, сидевшие дальше, печалились, что спектакль воспринимался «как по телевизору».

Но, несмотря на это, «Край света» оказался чудесным зрелищем, пленительным и печальным. Любитель разглядывать мир через хитросплетения психоанализа (недаром один из его спектаклей называется «Проделки Зигмунда»), Жанти делает основной темой «Края» стремление мужчины к женщине, не удовлетворенное до конца. Он соединяет внятность мысли и причудливость сна – на что, как не на сон, похож его спектакль?

Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места. Вот любовно выстроенный крошечный городок с башенками под печальное пение уплывает в неизвестном направлении.

Вот две огромные куклы, мальчик со змеей в штанах и девочка с ногами-ножницами, безрезультатно пытаются узнать друг друга. Бесконечные перемещения, превращения делаются так быстро, что еле успеваешь следить.

И несложно окажется вычленить из этого многообразия историю двоих. Он и она, попавшие в круговорот, стремятся друг к другу – и сами же ускользают. Прячутся за множество масок, превращаются в призраков и чудовищ, отчаянно боятся одиночества – но в одиночестве и оказываются.

Режиссер не оставляет им шанса, но при этом так нежно сочувствует, что в горле встает ком. И понимаешь, что вот это томление, погоня за неизвестным и желанным и составляет суть человеческого существования.

Смерть в порту

Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний
Аргентинское танго – музыка безумно привлекательная. И поклонников у знойного танца множество, в том числе и у нас. Поэтому спектакль «Тангера. Любовь и смерть в Буэнос-Айресе», поставленный на основе танго, да еще и на его родине, стал одним из самых желанных в афише Чеховского фестиваля.

И ожидания оправдались. Несмотря на довольно скромный внешний антураж: порт обозначается помостом и стрелой крана, кабаре – несколькими столиками и лестницей в глубине, улица – стеной и балконом. Собственно, можно было бы обойтись и вовсе без декораций, поскольку на них никто не смотрит. Главное и единственно достойное внимания здесь – танец. Далекий от распространенного спортивного эквивалента, где точность движений важнее энергетики.

Жанр спектакля обозначен как мюзикл, но пения здесь мало. Хотя низкий хрипловатый голос иногда появляющейся печальной дамы, выводящий томные мотивы о любви и одиночестве, впечатляет. Большего и не требуется: сюжет внятно излагается за счет пластики.

История, если ее рассказывать, кажется банальной мелодрамой: девушка Жизель приезжает в Аргентину, влюбляется в портового работника Лоренцо, но поддается силе головореза Гауденсио, увлекшего ее в мир кабаре. В итоге она станет звездой «местного разлива», а возлюбленный погибнет от руки злодея. Накал страстей и печальная развязка вполне соответствуют настроению танго.

А танцевальных вариаций здесь – множество. Дуэты-признания, дуэты-объяснения, дуэты-ненависть и дуэты-чувства. Несколько эпизодов танцуют мужчины: это как раз соответствует истории танго, изначально бывшего мужским танцем.

Отточенность каждого па сочетается у исполнителей с упоением танцем, что передается зрителям.

В глубину сознания

Легендарный японский режиссер Тадаси Судзуки в Москве – свой человек. Постоянный гость Чеховского фестиваля, он еще и много работает с русскими режиссерами и актерами, участвующими в его знаменитых тренингах в Центре исполнительских искусств в Сидзуоке.

В МХАТ им. Чехова несколько лет назад Судзуки поставил «Короля Лира», а в наступающем сезоне выпустит «Электру» в Театре на Таганке. Поэтому его визит на нынешний фестиваль – одновременно радость и закономерность.

В этот раз Судзуки решил пойти необычным путем: соединил в один вечер свой спектакль «Бог вина Дионис» и программу буддийской ритуальной музыки. И обе истории слились воедино мгновенно и точно.

Надо сказать, что воспринимать ритуальную музыку непросто. Настолько размеренный у нее ритм, что неподготовленного слушателя может начать клонить в сон.

Однако для того, чтобы войти в ритм, требуется лишь несколько минут – и организм перестраивается с дикого темпа окружающей жизни на неторопливую медитативность.

Шестеро монахов-певцов (группа Сингонсеме) сидят на круглых платформах, а внизу расположилась известнейшая перкуссионистка Мидори Такада. Она поочередно работает с гонгами, барабанами разной величины, а также извлекает звуки из воды, металлических цепей и экзотического фонаря.

Сочетание нежного, волнами поднимающегося звучания инструментов и обволакивающего, гулкого пения завораживает. Кажется, что голоса заполняют все вокруг, настраивая организм на особенные вибрации, позволяя заглянуть за пределы реальности.

«Бог вина Дионис», хотя и сделан в традиционной для Тадаси Судзуки манере, напоминает продолжение ритуала. Нас словно бы ввели в транс, а потом показывают возможные последствия.

Другую версию «Диониса» Чеховский фестиваль когда-то показывал; сейчас спектакль видоизменился. Стал жестче, трагичнее. Нарочито замедленные, плавные, невесомые движения и резкая, нервная подача реплик делают атмосферу «Диониса» уплотненной до предела. Если бы не текст, «Дионис» напоминал бы балет – настолько важную роль играет движение.

Ключевая сцена спектакля – убийство молодого царя Пенфея жрецами Диониса, когда шесть безликих фигур медленно идут вокруг него, потом их движения ускоряются и завершаются невероятно мощным смертельным ударом. Режиссеру не нужна на сцене фигура самого бога. Ибо рассказывает он о людях. Павших жертвой собственной слепоты.

Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний. И режиссеры, понимая это, осваивают самые разные умения. Однако все познается в сравнении: и синтетические спектакли могут стать однообразными, не будь у них «традиционной» альтернативы.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

МВД объявило в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?