Культура

26 июля 2007, 16:19

Слово и жест, цвет и рифма

Фото: chekhovfest.ru

Так называемый синтетический театр становится все более популярным. Режиссерам, как молодым, так и со стажем, нравится создавать спектакли, где практически не используется текст, зато в изобилии другие средства. Здесь пение и пластика, цирковые фокусы и пантомима, куклы и игра со светом…

Таким образом, отпадает надобность в закрепленном сквозном сюжете: достаточно смысловых связок между эпизодами. Смотреть такие спектакли всегда интересно, тем более что привозимые образцы – хорошего качества. А у нас такому театру только учатся.

Ускользающая любовь

Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места

Француз Филипп Жанти столицу посещает периодически. Первый раз это было еще в восьмидесятые, последний раз – год назад, в рамках фестиваля «Другой театр из Франции», проводимого Театром Наций.

Каждый раз режиссер показывал что-то принципиально новое, и те, кто посещали спектакли впервые, могли не узнать его работы при новой встрече. Героем для Жанти может стать что или кто угодно; кукольник и иллюзионист, он виртуозен и прост, как всякий великий сказочник.

На Чеховском фестивале спектакль Жанти «Край света» показывался на огромной сцене Театра Моссовета. Что немного обеднило восприятие: некоторые придумки можно было разглядеть только из первых рядов, поэтому зрители, сидевшие дальше, печалились, что спектакль воспринимался «как по телевизору».

Но, несмотря на это, «Край света» оказался чудесным зрелищем, пленительным и печальным. Любитель разглядывать мир через хитросплетения психоанализа (недаром один из его спектаклей называется «Проделки Зигмунда»), Жанти делает основной темой «Края» стремление мужчины к женщине, не удовлетворенное до конца. Он соединяет внятность мысли и причудливость сна – на что, как не на сон, похож его спектакль?

Вот толпа людей со стрелками вместо лиц изображает стремительное движение – будто никто не замечает, что не сходит с места. Вот любовно выстроенный крошечный городок с башенками под печальное пение уплывает в неизвестном направлении.

Вот две огромные куклы, мальчик со змеей в штанах и девочка с ногами-ножницами, безрезультатно пытаются узнать друг друга. Бесконечные перемещения, превращения делаются так быстро, что еле успеваешь следить.

И несложно окажется вычленить из этого многообразия историю двоих. Он и она, попавшие в круговорот, стремятся друг к другу – и сами же ускользают. Прячутся за множество масок, превращаются в призраков и чудовищ, отчаянно боятся одиночества – но в одиночестве и оказываются.

Режиссер не оставляет им шанса, но при этом так нежно сочувствует, что в горле встает ком. И понимаешь, что вот это томление, погоня за неизвестным и желанным и составляет суть человеческого существования.

Смерть в порту

Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний
Аргентинское танго – музыка безумно привлекательная. И поклонников у знойного танца множество, в том числе и у нас. Поэтому спектакль «Тангера. Любовь и смерть в Буэнос-Айресе», поставленный на основе танго, да еще и на его родине, стал одним из самых желанных в афише Чеховского фестиваля.

И ожидания оправдались. Несмотря на довольно скромный внешний антураж: порт обозначается помостом и стрелой крана, кабаре – несколькими столиками и лестницей в глубине, улица – стеной и балконом. Собственно, можно было бы обойтись и вовсе без декораций, поскольку на них никто не смотрит. Главное и единственно достойное внимания здесь – танец. Далекий от распространенного спортивного эквивалента, где точность движений важнее энергетики.

Жанр спектакля обозначен как мюзикл, но пения здесь мало. Хотя низкий хрипловатый голос иногда появляющейся печальной дамы, выводящий томные мотивы о любви и одиночестве, впечатляет. Большего и не требуется: сюжет внятно излагается за счет пластики.

История, если ее рассказывать, кажется банальной мелодрамой: девушка Жизель приезжает в Аргентину, влюбляется в портового работника Лоренцо, но поддается силе головореза Гауденсио, увлекшего ее в мир кабаре. В итоге она станет звездой «местного разлива», а возлюбленный погибнет от руки злодея. Накал страстей и печальная развязка вполне соответствуют настроению танго.

А танцевальных вариаций здесь – множество. Дуэты-признания, дуэты-объяснения, дуэты-ненависть и дуэты-чувства. Несколько эпизодов танцуют мужчины: это как раз соответствует истории танго, изначально бывшего мужским танцем.

Отточенность каждого па сочетается у исполнителей с упоением танцем, что передается зрителям.

В глубину сознания

Легендарный японский режиссер Тадаси Судзуки в Москве – свой человек. Постоянный гость Чеховского фестиваля, он еще и много работает с русскими режиссерами и актерами, участвующими в его знаменитых тренингах в Центре исполнительских искусств в Сидзуоке.

В МХАТ им. Чехова несколько лет назад Судзуки поставил «Короля Лира», а в наступающем сезоне выпустит «Электру» в Театре на Таганке. Поэтому его визит на нынешний фестиваль – одновременно радость и закономерность.

В этот раз Судзуки решил пойти необычным путем: соединил в один вечер свой спектакль «Бог вина Дионис» и программу буддийской ритуальной музыки. И обе истории слились воедино мгновенно и точно.

Надо сказать, что воспринимать ритуальную музыку непросто. Настолько размеренный у нее ритм, что неподготовленного слушателя может начать клонить в сон.

Однако для того, чтобы войти в ритм, требуется лишь несколько минут – и организм перестраивается с дикого темпа окружающей жизни на неторопливую медитативность.

Шестеро монахов-певцов (группа Сингонсеме) сидят на круглых платформах, а внизу расположилась известнейшая перкуссионистка Мидори Такада. Она поочередно работает с гонгами, барабанами разной величины, а также извлекает звуки из воды, металлических цепей и экзотического фонаря.

Сочетание нежного, волнами поднимающегося звучания инструментов и обволакивающего, гулкого пения завораживает. Кажется, что голоса заполняют все вокруг, настраивая организм на особенные вибрации, позволяя заглянуть за пределы реальности.

«Бог вина Дионис», хотя и сделан в традиционной для Тадаси Судзуки манере, напоминает продолжение ритуала. Нас словно бы ввели в транс, а потом показывают возможные последствия.

Другую версию «Диониса» Чеховский фестиваль когда-то показывал; сейчас спектакль видоизменился. Стал жестче, трагичнее. Нарочито замедленные, плавные, невесомые движения и резкая, нервная подача реплик делают атмосферу «Диониса» уплотненной до предела. Если бы не текст, «Дионис» напоминал бы балет – настолько важную роль играет движение.

Ключевая сцена спектакля – убийство молодого царя Пенфея жрецами Диониса, когда шесть безликих фигур медленно идут вокруг него, потом их движения ускоряются и завершаются невероятно мощным смертельным ударом. Режиссеру не нужна на сцене фигура самого бога. Ибо рассказывает он о людях. Павших жертвой собственной слепоты.

Окружающий мир столь многообразен, что для сценических рассказов о нем уже мало слов и психологических переживаний. И режиссеры, понимая это, осваивают самые разные умения. Однако все познается в сравнении: и синтетические спектакли могут стать однообразными, не будь у них «традиционной» альтернативы.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили 121 украинский беспилотник за ночь
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео со странно танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Глава МИД Польши созвал экстренное совещание совета стран Балтийского моря

Глава польского МИД Радослав Сикорский созвал экстренное онлайн-совещание Совета государств Балтийского моря.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Военкор сообщил о сбитом украинском Су-27 на Запорожском направлении

Украинский истребитель Су-27 под управлением подполковника ВСУ Евгения Иванова был уничтожен ВС России, сообщил военкор Евгений Поддубный.

Суд вернул Туапсинский морской порт государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру Туапсинского морского коммерческого порта, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Суд приговорил грузчика из «Пятерочка», оправдывавшего террористов ради рекламы

Уроженец Чечни Мансур Хаджиев получил три года шесть месяцев колонии общего режима за публичные оправдания действий Хаттаба, Дудаева и Масхадова ради раскрутки Telegram-канала.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов