Всего в этот раз участвовало 405 музеев, жюри выбрало двадцать победителей в шести номинациях. Глядя на то, какие проекты победили, возникает ощущение, что музейное дело возрождается, приобретая все более современные черты.
Онлайн, на расстоянии 350 километров посетители музея будут наблюдать за животными, любоваться восходами и закатами, ледоставом, штормом
В «Клубе на Брестской» состоялась церемония награждения победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2006–2007. Из 405 участников жюри выбрало 20 лучших проектов, оценивая их не только по яркости замысла и значимости для региона, но и по реалистичности воплощения.
В этом году у конкурса появился оригинальный памятный знак – стеклянный куб с лазерной гравировкой, символизирующий открытость, прозрачность и актуальность музея.
Награждение проводилось по следующим номинациям: «Музей и технологии туризма», «Музей и новые образовательные программы», «Партнерские музейные проекты», «Технологии музейной экспозиции», «Музейные исследования», «Социально ориентированные проекты». Британский совет, сотрудничающий с фондом, назвал шесть имен победителей – музейных работников, награжденных стажировкой в Великобритании.
Перед началом церемонии мы спросили у Натальи Самойленко, исполнительного директора фонда, какой проект ей, члену жюри, понравился больше всего.
– В этом году в конкурсе участвовал один особенный проект. «Фрески Александра Иванова» – мультимедийная инсталляция Третьяковской галереи. Его акварельные библейские эскизы (1840–1850-егоды) относятся к категории редко выставляемых, «невывозных» произведений, входящих в золотой фонд мирового искусства.
Иванов мечтал расписать храм, но не случилось. Проект реализовал мечту художника через много лет. Эскизы, спроецированные на стены, предстающие в реальном пространстве, эти стены держат. Просто чудо. Проект лишний раз показал величие художника и то, что музеям необходимо «сотрудничать» с современными технологиями.
Помимо этого есть еще и «Байкальский проект», вполне феерический. Опять же при помощи технологий, спутниковой связи, находясь в стенах музея, можно наблюдать за жизнью нерпы и других обитателей Ушканьих островов.
Там будут установлены камеры, управляемые из музея. В режиме онлайн, на расстоянии 350 километров посетители музея будут наблюдать за животными, любоваться восходами и закатами, ледоставом, штормом.
– Почему технологии иначе раскрывают понятие музея?
– Современный музей – не склад ненужных вещей, пыльных и скучных. Благодаря новым технологиям музей оживает. Его актуальная задача – объединить бережную, аккуратную работу с наследием и современные технологии. Быть адекватным времени, новому посетителю. Наш конкурс дает музеям такую возможность, поддерживая самые, казалось бы, нереальные или же просто финансово неподъемные проекты.
Широка страна моя родная
20 проектов-победителей, музеи, раскиданные от Подмосковья до Находки, от Архангельска до Владивостока, от Тулы до Удмуртии. Непередаваемое, восхитительное ощущение огромной страны. Но не только это.
Когда объявляли победителей, с удивлением отмечаешь, что почти все авторы проектов – молодые люди от 25 до 33 лет. Искренне занимающиеся профессией, возможно, не так финансово привлекательной, как менеджер в огромной корпорации.
Среди представленного мне особенно запомнился музей А.П. Чехова в Мелихове. Этот музей уже трижды становился победителем конкурса фонда. В этом году победу принесла очередная его программа «Живое письмо». Это образовательный проект, включающий в себя разработку системы знаний, способствующих сохранению эпистолярной культуры.
Музей в Мелихове наградили также и за лучший реализованный проект, победивший в 2005 году. «Земский врач Чехов» – уникальнейший интерактивно-музейный проект. Раньше там не было экспозиции о Чехове как враче и не было действующего фельдшерского пункта для пенсионеров. Из объединения их получился интересный музей-больница, действующий и как музей, и как реальный медицинский пункт.
Три раза участвовал в соревнованиях и Калининградский музей «ПКиО им. 40-летия ВЛКСМ», но победил только сейчас, выиграв, помимо гранта, еще и стажировку в Великобританию.
– Конкурс Потанина хитрый, – смеется автор проекта Светлана Соколова, молодая, красивая девушка. – Мы подавали проекты три раза, в финал вышли только на этот. Но все идеи мы реализовали. Когда затрачены такие усилия, ты все придумал, все написал, а тебе не дали денег, то неужели из-за такой мелочи стоит отказываться? Спасибо фонду за то, что дает деньги, и за то, что не дает. Это стимулирует не меньше.
Музей будущего
Ольга Шишко |
Такой подход дает возможность не пропустить интересные проекты, которые в силу отсутствия навыков проектирования или знания специфики новых технологий экспонирования могли бы затеряться.
Среди нынешних победителей один из проектов можно вполне назвать проектом музея будущего. Центр культуры и искусства «Медиаартлаб», представивший проект медиатеки, не имеет российских аналогов как по форме, так и по содержанию. О том, как будет устроен новый музей, рассказывает автор концепции Ольга Шишко.
– У нас обширная коллекция видео. Более полутора тысяч экспонатов медиаискусства, начиная с 60-х годов прошлого века. Сейчас нам дали на «Винзаводе» большое пространство в 500 квадратных метров, где мы открыли медиатеку.
Люди могут приходить, смотреть, выбирать ролики из базы данных. Есть места с большими экранами, удобные для зрителей, а есть и «живые» объекты, инсталляции. Все это в открытом доступе, так как мы не коммерческий проект. Зарабатываем на том, что делаем мультимедийные презентации других музеев.
Потом к медиатеке и живым выставкам добавится образовательная программа. Важно, чтобы процесс не останавливался. Посетители не только смогут смотреть, но и создавать ролики сами. По крайней мере, такие возможности мы им представим.
– Вы называете людей, пришедших в медиатику, то зрителями, то посетителями…
– …ибо мы говорим о рождении музея нового типа. Музей должен переосмыслить себя: теперь это не только хранилище, но и новые технологии экспонирования. Музейным сотрудникам важно сделать шаг к посетителю. Музей должен зажить и как театр, и как зона эксперимента. Современные музеи – это ведь не только выставочное пространство. Сейчас это зона синтеза всех искусств. Нельзя делить искусство на арт-выставки и на хранение древностей.
– Может нужно изменить что-то в образовании музейного работника?
– Музейному работнику нужно много ездить и видеть как можно больше международных музеев, разнообразных экспозиций и шедевров. К сожалению, это не все могут себе позволить. Должна быть особенная государственная программа. Даже на уровне получения виз, как у журналистов.
В институте нас заставляли учить мертвый материал. Да, любишь, рассматриваешь альбомы, но в то же время и заучиваешь. А если шедевры увидеть в реальности, то нет необходимости учить, ты просто живешь этим.
– Что такое для вас победить в этом конкурсе?
– Это долгий путь, и мы не верили в него, если честно. У нас нет поддержки государства, мы молоды и непривычны.