Девушка с жемчужной сережкой (20 июня, среда, «Культура», 23.55) 8/10
Вместо щекочущей восточной пряности – жирный размытый лейбл «Зделано на Вастоке». За который, собственно, и платят
Жанр «оживших картин» всегда притягивал кинохудожников. Игра тут может развертываться в сколь угодно широком пространстве вымысла, главное условие – чтобы сюжетное движение привело-таки к намеченной точке, которой является широко известное полотно. В данном случае – портрет Вермеера Делфтского.
За дело реконструкции вымысла взялись режиссер Питер Уэббер и знаменитые художники-постановщики Бен ван Ос и Дин ван Стрален, незабываемо декорировавшие в свое время знаменитые фильмы Гринуэя «Дитя Макона» и «Книги Просперо». Исходным материалом фильма, кроме, собственно, картины, послужил бестселлер Трейси Шевалье.
История молоденькой горничной, ставшей моделью художника, рассказана в жанре «погружения в эпоху», не столь жесткого, как в ранних фильмах Йоса Стеллинга, но и далекого от лакированных пустышек исторических мелодрам.
Эд Вуд (20 июня, среда, ТВ-3, 00.00) 8/10
Фильм самого «готичного» режиссера современности Тима Бертона, снятый в 1994 году. Готики, так привычной нам в его лентах («Труп невесты», «Сонная лощина», «Чарли и шоколадная фабрика»), тут практически нет. Буйство режиссерской фантазии, каковое Бертон к радости зрителей демонстрировал от фильма к фильму, здесь передоверено главному персонажу, которого играет еще не «забуревший» Джонни Депп.
Фильм посвящен Эду Вуду, голливудскому режиссеру, снимавшему малобюджетные ужастики. Фишка в том, что Вуд давно и окончательно признан самым худшим режиссером Америки. А слово «самый» делает все слова, что стоят после него, второстепенными. Где та грань, когда минус переходит в плюс, когда стрелка полюса меняет направление? Как можно снимать настолько плохо, чтобы это было интересно? Откуда берутся и как живут такие уникумы, как Эд Вуд, – об этом и фильм.
Дом летающих кинжалов (19 июня, вторник, ТВ-3, 16.00) 6/10
«Домом летающих кинжалов» |
Фильм Чжана Имоу, снятый в 2004 году. Этот китайский режиссер – своего рода зеркало практически любой национальной кинематографии, попадающей (по тем или иным причинам) в сферу пристального внимания западных зрителей и кинокритиков.
Нечто похожее было с иранским кино, когда через несколько лет после восхищений и тютюшканий фильмов Киаростами и Махмальбафа, внезапно обнаружили, что новые иранские ленты снимаются уже с учетом предсказуемой реакции публики.
Получается как бы работа на заказ, пусть не социальный, но эстетический. Сравните ранние ленты Имоу с «Домом летающих кинжалов»: вместо щекочущей восточной пряности – жирный размытый лейбл «Зделано на Вастоке». За который, собственно, и платят.
Этот парадокс, наверное, свойственен любому взрослению культурного феномена. Как только этот фильм (или книга, или живопись) становится востребованным рынком, он теряет какие-то изначально присущие ему качества, и сделавшие его в свое время интересным. Но он многое и приобретает -- уверенность, профессионализм и умение заинтересовать покупателя.
Не стоит говорить о том, что покупателю впаривают подделку – эндемичная продукция интересна лишь специалистам. Широкий потребитель хочет модного в этом сезоне определенного национального колорита, предпочитая добротность подлинности.
Впрочем, о какой подлинности можно говорить в данном случае, когда «Дом летающих кинжалов» может предъявить в качестве исторической правды только определенный временной отрезок: упадок династии Тан. Все остальное – сказка, рассказанная в мифологическом пространстве.
Мушкетер (19 июня, вторник, СТС, 21.30) 6/10
Фильм Петера Хайамса снят в 2001 году. Говорим «мушкетер» – подразумеваем д’Артаньяна из романа Дюма-отца. Так и есть. Впрочем, экранизация романа довольно вольная, и это хорошо, потому что сколько же можно снимать одно и то же? Смотреть этот фильм интересно по нескольким причинам. Во-первых, следить, в чем режиссер отошел от приевшейся сюжетной канвы.
Во-вторых, наблюдать, как Тим Рот и Катрин Денев играют в то, что они играют в приключенческом кино. В-третьих, забавляться сценами сражений, которые поставлены китайским специалистом и представляют собой нечто среднее между дракой на шпагах, балетом и восточными единоборствами.
Страсти Христовы (21 июня, четверг, «Россия», 00.30) 6/10
«Страсти Христовы» |
Про Христа никогда не прекратят снимать фильмы. Большинство из них заведомо будут провальными. Те, что хоть что-то собой представляют, будут пристально и пристрастно изучаться критиками и заинтересованной стороной, суждение которой в данном случае значимо для многих зрителей, – Церковью.
Эти суждения бывают сдержанными, как в случае с «Евангелием от Матфея» Пазолини, запретительными, как в случае с «Последним искушением Христа» Скорсезе, или ободряющими, как в случае со «Страстями Христовыми» Мела Гибсона.
Отличие этого фильма, снятого в 2005 году, от десятков других подобного рода еще и в том, что он снят с шокирующими своей жестокостью подробностями бичевания и распятия Христа.
Но Папа Иоанн Павел II сказал после просмотра фильма, что все так и было. А если кто-то отворачивается от экрана, не в силах смотреть на то, что ему показывают, – пусть откроет Евангелие и попробует по-новому прочитать известные страницы.
Рим (24 июня, воскресенье, НТВ, 23.05) 6/10
Завершающие серии эпического полотна, которое начал снимать в 2005 году Майкл Эптид, а продолжали, как и водится в сериалах, менее известные режиссеры. Тема, конечно, благодатная. Тут тебе и война, и политика, и любовь, и упадок с разложением. Собственно, этот сериал отличается от «римского жанра» предельной насыщенностью вышеупомянутыми темами с явными кивками зрителю: «Смотри-ка, и у них была безработица! Глянь-ка, Рим – прям как современный мегаполис!»