Культура

3 апреля 2007, 13:11

Модильяни заново

Фото: ИТАР-ТАСС

Выставка названа «Встреча с Модильяни». Необходимо уточнение: встреча первая. Для нас, у которых само представление о живописи уже в нескольких поколениях формировалось во многом картинами Модильяни, звучит диковато. Но работ его мы не видели никогда. Только репродукции.

Выставка сравнительно небольшая, около 60 работ. Живопись, графика, скульптура плюс фотографии, но экспозицию составила именно та живопись и графика, которую можно назвать визитной карточкой художника: широко известные портреты Хуана Гриса, Леопольда Зборовского, Жака Липшица с женой, Пикассо; женские портреты, в частности Жанны Эбютерн, и три, может быть, самых знаменитых полотна из цикла лежащих обнаженных.

Все работы, естественно, привозные, предоставленные для выставки музеями Парижа, Нью-Йорка, Филадельфии, Лондона, Милана, Иерусалима, Берна и т. д.

Организатор выставки – Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Изгой парижской школы

И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью

Самое первое впечатление, точнее, удивление, возникающее после нескольких минут, проведенных у, казалось бы, знакомых работ, формулируется фразой: «Это не тот художник, которого я знаю». И ощущение это усиливается от работы к работе.

В общем-то, реакция предсказуемая: ясно же, что репродукция – это инвентаризация того, что есть на картине: сюжет, композиция, принципы цветового разрешения, иногда обозначение фактуры.

Репродукция не в состоянии передать того, что делает все это живописью, – жизни цвета, его дыхания. В частности, неизбежно аляповатые (пусть даже чуть-чуть, но это «чуть-чуть» как раз и выхолащивает живопись) репродукции со знаменитых «Обнаженных» Модильяни представляли фон плотным, декоративно-красочным, а оказывается, что на полотнах этих фон пористый, пульсирующий. Он активно взаимодействует с изображенным телом, заставляя его светиться.

И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью; той нежностью, которая рождается темпераментом, а не артистической впечатлительностью. Или невозможно было представить по репродукциям ту сложнейшую выстроенность чуть выбеленных цветов, которые и делают, например, портрет «Маленький крестьянин» шедевром.

Как раз эти «мелочи» и «частности»: цвет, свет, фактура – заставляют смотреть на хорошо знакомые картины заново.

Ну и второе, это, разумеется, контекст, который создает экспозиция и который уточняет наши представления о месте Модильяни в живописи ХХ века.

Экспозиция демонстрирует ту степень включенности и одновременно самостоятельности Модильяни в живописных процессах своего времени, которая и определила достаточно сложные взаимоотношения художника с ближайшими современниками. В отношениях этих можно проследить даже элементы противостояния – слишком демонстративно игнорировалось его творчество тогдашними идеологами нового искусства.

Причина, видимо, в том, как близко стоял Модильяни к лидерам своего поколения Пикассо и Матиссу и как при этом сохранял свою особость. Видно, как стремительно оформилась его индивидуальность и как делала она Модильяни внутренне неуязвимым для чужих влияний.

Легко почувствовать, скажем, в работе 1909 года «Виолончелист» элементы ученичества у Сезанна, но уже в 1915 году в «Портрете Пинхуса Кременя» обращение Модильяни со стилистикой Сезанна следует назвать конгениальным. Он ничего не заимствовал, он брал только свое, и спектр этого творческого сотрудничества был необыкновенно широк – от египетского искусства и негритянского примитива, от Боттичелли до Пикассо и Матисса.

Творческое противостояние Модильяни кубистам, о котором иногда упоминают критики, – миф, достаточно посмотреть, как органичны для его манеры приемы кубистов в знаменитом портрете Жанны Эбютерн «Голубые глаза».

Отличия нужно искать не в приемах, не в языке, а в тех задачах, которые ставил перед собой Модильяни.

Против китча

Вполне уместной на такой выставке воспринимается ее «биографическая составная» – фотографии Модильяни и его окружения, автографы, книги, журналы.

Знакомые фотографии становятся вдруг незнакомыми. Вот под стеклом оригинал одной из самых известных фотографий молодого Модильяни в пуловере, и фотография эта неожиданно цепляет странной для такого красивого, необыкновенно одаренного, полного сил и надежд молодого человека неуверенностью, почти смятенностью взгляда.

Ничего похожего на фотографии Пикассо с яростным свечением его глаз, как бы прожигающих перед собой пространство (кстати, здесь же выставлен портрет Пикассо 1915 года, живописный сюжет которого строится как раз на пронзительности желтых почти кошачьих глаз).

Глядя на фотографию молодого Модильяни, невозможно отделаться от мыслей не только о его драматичной судьбе, но и о двусмысленной посмертной славе. Слишком быстро он стал превращаться в фигуру культовую, а живопись его, поначалу шокировавшая публику, постепенно становилась элементом массовой культуры.

К середине века Модильяни стал фигурой почти китчевой, с обязательным набором шлягерных атрибутов непризнанного гения: молодость, красота, талант, богемность, нищета, яркие возлюбленные, гашиш, алкоголь и грядущая – разумеется, мировая – посмертная слава.

Для русского зрителя было еще и интригующее дополнение: история его взаимоотношений с юной Ахматовой, изложенная в поздних воспоминаниях поэтессы с их тщательно выстроенной недоговоренностью (сюжет этот также представлен на выставке).

И вот только одна – но какая! – акция Пушкинского музея ставит все на свои места. Перед нами предстает замечательный художник, по-прежнему требующий для своего восприятия достаточно развитой эстетической культуры, а также душевной и интеллектуальной работы.

Экспозиция не опровергает ни одного факта из мифа о Модильяни, но возвращает им изначальный смысл.

Текст: Сергей Костырко

Вам может быть интересно

США заявили, что в 2022 году видели риск применения Россией ядерного оружия
Темы дня

У России появился свой Голливуд

Президент Владимир Путин принял участие в открытии первой очереди кинопарка «Москино», который станет главной площадкой создаваемого Московского кинокластера и составит конкуренцию Голливуду. Уже сейчас здесь одновременно снимаются десятки фильмов. За год появилось около 50 разных кинопроектов, в том числе об СВО. По мнению экспертов, кинопарк важен для развития всего отечественного кинематографа.

Новый глава МИД Украины силен своей особенной наглостью

Смена министра иностранных дел понадобилась киевскому режиму для нескольких целей, среди которых – укрепление личной власти Владимира Зеленского и необходимость более агрессивного лоббирования военных поставок для Украины. В этом плане Андрей Сибига стал идеальным кандидатом: особенная наглость сочетается в нем с особенной русофобией.

«Ахмат» ликвидировал захвативших пленных в Курской области две группы ВСУ

Bloomberg: Запад обеспокоен отступлением ВСУ из Курской области

Су-34 разнес украинские резервы в Курской области авиабомбой с УМПК

Новости

Маск cчел безумием закон о тюрьме за «неправильное» название трансгендеров

Миллиардер Илон Маск раскритиковал идею о тюремных сроках за «неправильное» гендерное обозначение человека, говоря о новом шотландском законе.

Во Франции назвали две катастрофы Зеленского

У украинского президента Владимира Зеленского происходят две катастрофы одновременно: одна связана с внутренней политикой, другая – с провалом на фронте, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Группа ВСУ попала в окружение на Покровском направлении

Подразделения вооруженных сил Украины могли оказаться в окружении между населенными пунктами Лысовка и Желанное на Покровском (Красноармейском) направлении, сообщили украинские СМИ.

Сенатор Грэм заявил о помощи Зеленскому в обмен на украинские полезные ископаемые

Американский сенатор Линдси Грэм (в списке террористов и экстремистов в России) встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и заявил, что украинцы сидят на земле ценой в 1 трлн долларов, которая будет полезна для экономики США.

Иран захотел перенести столицу на побережье Персидского залива

Необходимо перенести столицу Ирана из Тегерана на побережье Персидского залива, заявил президент страны Масуд Пезешкиан.

Преподавателя из Бауманки арестовали по делу о разжигании ненависти

Преподаватель МГТУ имени Баумана Александр Нестеренко помещен под стражу по делу о пропаганде ненависти и вражды, соответствующее решение вынес Чертановский суд Москвы.

Военкор Сладков рассказал об уголовном деле против него

Военный корреспондент Александр Сладков заявил, что Главная военная прокуратура открывала против него уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил России.

Отставной полковник СБУ Стариков предсказал обвал фронта ВСУ в Донбассе

Российские военные развили успех у Красноармейска (Покровска) в ДНР, заявил отставной полковник СБУ Олег Стариков в интервью.

FQ: Конфликт на Украине подошел к переломному моменту

Российско-украинский конфликт достиг критической точки, когда ВСУ не смогут самостоятельно избежать поражения на поле боя, сообщило издание Fatto Quotidiano.

Массовая драка произошла на Кубани из-за девушки

У Дома Культуры в поселке Афипский из-за девушки произошел конфликт, который перерос в массовую драку, сообщила администрация Северского района Краснодарского края.

В российских регионах стартовал третий день выборов

В России начался завершающий день голосования на выборах в 49 регионах, первыми избирательные участки открылись для жителей Камчатского края и Чукотки.

Белый дом решил отправить Байдена в турне

Американский 81-летний президент Джозеф Байден в последние месяцы своего президентского срока намерен ездить по США с рассказами о своих достижениях, сообщил источник в Белом доме.
Мнения

Владимир Можегов: Американские выборы решат, быть ли мировой войне

Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам сироп, не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.

Игорь Мальцев: Нормальные люди во всем мире так или иначе работают на Россию

Люди с нормальными убеждениями по всему миру так или иначе работают на Россию и этого нельзя стыдиться потому, что это исторический этап. Никакого страха и угрызений совести. Только так победим.

Игорь Караулов: Русскую культуру ждут мирные дела

Возможна ли иная, не потребительская культура мирного времени? Я полагаю, что да. Такой культурой могла бы стать культура созидания. У нас в России есть много мирных дел. Наша страна – это огромная мастерская, которая ждет работников. Место русского человека – не в вишневом садочке, а на просторах, где реализуются большие проекты.
Вопрос дня

Что такое режим ЧС федерального характера и зачем его вводят