Культура

3 апреля 2007, 13:11

Модильяни заново

Фото: ИТАР-ТАСС

Выставка названа «Встреча с Модильяни». Необходимо уточнение: встреча первая. Для нас, у которых само представление о живописи уже в нескольких поколениях формировалось во многом картинами Модильяни, звучит диковато. Но работ его мы не видели никогда. Только репродукции.

Выставка сравнительно небольшая, около 60 работ. Живопись, графика, скульптура плюс фотографии, но экспозицию составила именно та живопись и графика, которую можно назвать визитной карточкой художника: широко известные портреты Хуана Гриса, Леопольда Зборовского, Жака Липшица с женой, Пикассо; женские портреты, в частности Жанны Эбютерн, и три, может быть, самых знаменитых полотна из цикла лежащих обнаженных.

Все работы, естественно, привозные, предоставленные для выставки музеями Парижа, Нью-Йорка, Филадельфии, Лондона, Милана, Иерусалима, Берна и т. д.

Организатор выставки – Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Изгой парижской школы

И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью

Самое первое впечатление, точнее, удивление, возникающее после нескольких минут, проведенных у, казалось бы, знакомых работ, формулируется фразой: «Это не тот художник, которого я знаю». И ощущение это усиливается от работы к работе.

В общем-то, реакция предсказуемая: ясно же, что репродукция – это инвентаризация того, что есть на картине: сюжет, композиция, принципы цветового разрешения, иногда обозначение фактуры.

Репродукция не в состоянии передать того, что делает все это живописью, – жизни цвета, его дыхания. В частности, неизбежно аляповатые (пусть даже чуть-чуть, но это «чуть-чуть» как раз и выхолащивает живопись) репродукции со знаменитых «Обнаженных» Модильяни представляли фон плотным, декоративно-красочным, а оказывается, что на полотнах этих фон пористый, пульсирующий. Он активно взаимодействует с изображенным телом, заставляя его светиться.

И жизнь цвета и, соответственно, тела в этих работах приглушает в изобразительном строе картин остроту эротического чувства, замещая его нежностью; той нежностью, которая рождается темпераментом, а не артистической впечатлительностью. Или невозможно было представить по репродукциям ту сложнейшую выстроенность чуть выбеленных цветов, которые и делают, например, портрет «Маленький крестьянин» шедевром.

Как раз эти «мелочи» и «частности»: цвет, свет, фактура – заставляют смотреть на хорошо знакомые картины заново.

Ну и второе, это, разумеется, контекст, который создает экспозиция и который уточняет наши представления о месте Модильяни в живописи ХХ века.

Экспозиция демонстрирует ту степень включенности и одновременно самостоятельности Модильяни в живописных процессах своего времени, которая и определила достаточно сложные взаимоотношения художника с ближайшими современниками. В отношениях этих можно проследить даже элементы противостояния – слишком демонстративно игнорировалось его творчество тогдашними идеологами нового искусства.

Причина, видимо, в том, как близко стоял Модильяни к лидерам своего поколения Пикассо и Матиссу и как при этом сохранял свою особость. Видно, как стремительно оформилась его индивидуальность и как делала она Модильяни внутренне неуязвимым для чужих влияний.

Легко почувствовать, скажем, в работе 1909 года «Виолончелист» элементы ученичества у Сезанна, но уже в 1915 году в «Портрете Пинхуса Кременя» обращение Модильяни со стилистикой Сезанна следует назвать конгениальным. Он ничего не заимствовал, он брал только свое, и спектр этого творческого сотрудничества был необыкновенно широк – от египетского искусства и негритянского примитива, от Боттичелли до Пикассо и Матисса.

Творческое противостояние Модильяни кубистам, о котором иногда упоминают критики, – миф, достаточно посмотреть, как органичны для его манеры приемы кубистов в знаменитом портрете Жанны Эбютерн «Голубые глаза».

Отличия нужно искать не в приемах, не в языке, а в тех задачах, которые ставил перед собой Модильяни.

Против китча

Вполне уместной на такой выставке воспринимается ее «биографическая составная» – фотографии Модильяни и его окружения, автографы, книги, журналы.

Знакомые фотографии становятся вдруг незнакомыми. Вот под стеклом оригинал одной из самых известных фотографий молодого Модильяни в пуловере, и фотография эта неожиданно цепляет странной для такого красивого, необыкновенно одаренного, полного сил и надежд молодого человека неуверенностью, почти смятенностью взгляда.

Ничего похожего на фотографии Пикассо с яростным свечением его глаз, как бы прожигающих перед собой пространство (кстати, здесь же выставлен портрет Пикассо 1915 года, живописный сюжет которого строится как раз на пронзительности желтых почти кошачьих глаз).

Глядя на фотографию молодого Модильяни, невозможно отделаться от мыслей не только о его драматичной судьбе, но и о двусмысленной посмертной славе. Слишком быстро он стал превращаться в фигуру культовую, а живопись его, поначалу шокировавшая публику, постепенно становилась элементом массовой культуры.

К середине века Модильяни стал фигурой почти китчевой, с обязательным набором шлягерных атрибутов непризнанного гения: молодость, красота, талант, богемность, нищета, яркие возлюбленные, гашиш, алкоголь и грядущая – разумеется, мировая – посмертная слава.

Для русского зрителя было еще и интригующее дополнение: история его взаимоотношений с юной Ахматовой, изложенная в поздних воспоминаниях поэтессы с их тщательно выстроенной недоговоренностью (сюжет этот также представлен на выставке).

И вот только одна – но какая! – акция Пушкинского музея ставит все на свои места. Перед нами предстает замечательный художник, по-прежнему требующий для своего восприятия достаточно развитой эстетической культуры, а также душевной и интеллектуальной работы.

Экспозиция не опровергает ни одного факта из мифа о Модильяни, но возвращает им изначальный смысл.

Текст: Сергей Костырко

Вам может быть интересно

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?