Фильм манил красивыми картинками и суперзвездами, хотя книга отнюдь не однозначна и не однородна – не у всех даже хватило сил и желания дочитать ее до конца. На поверку выяснилось, что экранизация еще более неоднозначна.
«Темные начала: Золотой компас»
Топить Лондон – это ли не мечта любого кинематографиста?
Главная отличительная особенность «Темных начал» в том, что при всём сходстве с тем же «Поттером» и прочими фэнтези-сагами о похождениях малолетних героев, этот цикл явно рассчитан на более взрослую аудиторию. Если Пулман вообще что-то рассчитывал. Интрига, спиралью закручивающаяся вокруг Лиры, столь тяжеловесна, что дети, скорее всего, ее просто не поймут. А значит, дальнейшая судьба девочки их едва ли заинтересует.
По сюжету, юная Лира Белаква живет в мире, где у каждого человека есть свой даймон – животное, в котором заключена его душа. Пока хозяин еще мал, даймон может менять обличье, но потом он останавливается на одном – точно отражающем характер человека.
В этом мире всем заправляет Магистериум – могущественная организация, пытающаяся влиять на всё, что делают люди. И именно она имеет отношение к участившимся в последнее время пропажам детей. Кое-какие подробности об этом узнает Лира, которая учится в Иордан-колледже, куда ее определил дядя, лорд Азриэл.
Учеба доставляет девочке куда меньшее удовольствие, чем игры с цыганскими детьми и лазанье по крышам с другом-поваренком. Хотя ее все время пытается отговорить даймон Пантелеймон, Лира постоянно сует нос, куда не следует.
Так она узнает, что ее дядя собирается на Северный полюс, чтобы доказать существование какой-то пыли и параллельных миров. А вскоре отправляется туда сама…
Как часто бывает, весьма толстое «Северное сияние» получило далеко не самую подробную экранизацию, что пагубно сказалось на его удобоваримости и понятности.
Так, всё, что связано с пылью, подано столь невнятно, что зрители, не читавшие книгу, гарантировано останутся в недоумении. Какая пыль? Что она делает? Почему вокруг нее столько суеты? Имеет ли к ней отношение «Золотая пыль»?
Вообще, при всей красоте отдельных моментов картины значительный процент зрителей будут выходить из зала разочарованными. Сюжет получился слишком линейным, спецэффекты малочисленными и не такими яркими, как хотелось бы, да и любимым актерам отвели до обидного мало экранного времени. Да, говорящие животные – это здорово, но, во-первых, этим уже давно никого не удивить, а во-вторых, после дубляжа фокус с артикуляцией не работает. Что же до бронированных медведей, то эффект от них подмочила российская «Элька».
Просто поразительно, как авторам фильма удалось оставить за бортом практически всё то, что составляло прелесть оригинальной книги. И если старательное упразднение параллелей между Магистериумом и Ватиканом вполне понятно, то всё остальное кроме как глупостью и не назовешь. Причем глупостью фатальной, потому что славы и прибылей «Властелина Колец», другого продукта студии New Line, «Темным началам» уже точно не видать.
«Пила IV»
Кадр из фильма «Пила 4» |
Так и оказывается. Сначала жертвами хитроумных орудий пыток и убийств становятся два безымянных мужчины, у одного из которых нет глаз, а у другого – языка.
Потом еще один детектив, чернокожий Ригг, который до сих пор не может прийти в себя из-за Конструктора, узнает, что его друг детектив Мэтьюз жив, но, похоже, ненадолго. А между тем полиция пытается оперативно расколоть вдову маньяка, чтобы с ее помощью избавиться от его кровавых посмертных издевательств над родом человеческим.
Первая часть франшизы была своего рода глотком свежего воздуха. При всей вопиющей малобюджетности в ней были и стиль, и оригинальность, и драйв, и саспенс. Не удивительно, что фанаты жанра в большинстве своем приняли фильм на ура. Как не удивительно и то, что авторы картины тут же бросились клепать продолжения, выдавая их со скоростью, пугающей больше, чем деяния Конструктора.
Уже вторая расставила все точки на «i», а к третьей с «Пилой» остались лишь преданные фанаты, потому что это явно не тот случай, когда «интересно, чем кончится». Понятно, что «эта музыка будет вечной», даже если Конструктора не просто убьют, а пустят на фарш. Именно поэтому минут пять детально-тошнотного вскрытия маньяка, с которого начинается «Пила IV», не вызывает ничего, кроме физиологических реакций.
Критиковать фильм – дело неблагодарное. Ибо понятно, что, как говаривал Михал Михалыч Жванецкий, «и не стоит включать – не для вас это все». «Пила IV» – продукт вроде «Восставшего из ада VII» – у него есть своя сложившаяся аудитория, и всем остальным туда нет входа. Ведь, скажем, и юмор «Монти Пайтона» тоже не всем понятен, так стоит ли слушать, что думает о нем фанат Петросяна?
«Наводнение»
Кадр из фильма «Наводнение» |
И опять все спохватились слишком поздно. По оценке специалистов, на полноценную эвакуацию города нужно около 12 часов, а в распоряжении армии остается чуть больше часа. Судьба города оказывается в руках троих людей – ученого, инженера и сотрудницы плотины, по удивительному совпадению приходящихся друг другу соответственно отцом, сыном и святым… (простите!) бывшей женой.
Даже при описании сего опуса трудно отделаться от ерничества. Судя по всему, это был британский ответ голливудским фильмам-катастрофам типа «Идеального шторма», «Послезавтра» и «Посейдона». Но у Тони Митчелла даже на ответ мини-сериалу «Супершторм» таланта и средств не хватило. А ведь какой материал в руках был! Топить Лондон – это ли не мечта любого кинематографиста?
Как водится, катастрофа проистекает на фоне личных драм – упомянутый инженер в исполнении неожиданно привлекательно выглядящего Роберта Карлайла не может похвастаться счастливой личной жизнью и в один из моментов в сердцах говорит об отце: «Он думает только о себе!» И уже в тот момент ясно, что это ружье обязательно выстрелит самым банальным образом. Так и случается.
Все сюжетные повороты не только не отличаются оригинальностью – это сплошь набившие оскомину штампы. И, конечно, последняя капля – это истребитель, летящий с приказом взорвать плотину, на которой главные герои пытаются спасти город.
Если же прибавить к этому крайнюю бедность визуального ряда, что для подобного жанра – нонсенс, главным вопросом остается: на фига, простите, было затевать этот большой пшик, превращающий оригинальное название фильма в говорящее, если рассматривать его сетевое значение?
«Темные начала: Золотой компас» (The Golden Compass)
Звезды – Николь Кидман, Дэниел Крейг, Сэм Эллиотт, Ева Грин
Жанр – фэнтези
Про что – про параллельный мир, в котором похищают детей, чтобы вырастить из них поколение новых, во всём послушных людей.
«Пила IV» (Saw IV)
Звезды – Донни Уолберг
Жанр – ужасы
Про что – про новые игры безумного Конструктора, который и после смерти продолжает свое черное дело.
«Наводнение» (Flood)
Звезды – Роберт Карлайл, Дэвид Суше
Жанр – фильм-катастрофа
Про что – про буйство стихий, грозящих затопить Лондон.