Холмс возник не на пустом месте. Детективная литература конца XIX века развивалась довольно активно, и среди популярных персонажей бульварного чтива были такие знаменитости, как Огюст Дюпен – самый первый сыщик, созданный Эдгаром По, детектив Лекок, придуманный Эмилем Габорио.
В недавнее время в «холмсиане» отметились Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Леонид Костюков и Борис Акунин
Дальше уже были Нат Пинкертон и Ник Картер (здесь потрудились коллективы авторов) и образ, принадлежащий Морису Леблану, – джентльмен-грабитель Арсен Люпен, вечный соперник и конкурент Шерлока Холмса.
Любопытна ситуация с авторскими правами в эту эпоху. Очень скоро Холмс перестал принадлежать автору и стал героем множества имитаций и продолжений еще при жизни своего «отца» – сэра Артура Конан Дойла. Произведения выходили как под именами реальных авторов, так и анонимно, их качество было как вполне адекватно оригинальным произведениям, так и ниже среднего. Был даже цикл «Шерлок Холмс в России», подписанный псевдонимами П.Никитин и П.Орловец. В недавнее время в «холмсиане» отметились Стивен Кинг, Сергей Лукьяненко, Леонид Костюков и Борис Акунин.
Наиболее интересны рассказы, созданные знаменитым детективным писателем Джоном Диксоном Карром совместно с сыном Конан Дойла Адрианом. Они наиболее уместны, так как построены на развертывании в цельное повествование намеков и упоминаний о когда-то имевших место расследованиях Холмса, которые содержатся в каноническом своде произведений
Феномен Холмса любопытен не только сверхпопулярностью этого персонажа (о нем снято более 200 фильмов), не только миллионными тиражами книг, но и тем, что читательская энергия творит чудеса, воскрешая героя и даже в какой-то степени воплощая его в реальном мире. Впору вспомнить о гипотезе энергоинформационного поля, которое при наличии зашкаливающей энергии может вызывать к материализации некоторые объекты.
Например, дом. Строение под номером 221В, что по Бейкер-стрит в стольном граде Лондоне, не существовало во время появления первых «писаний» о Холмсе. Однако теперь это здание стоит уже многие десятилетия и, само собой, является «домом-музеем» гениального сыщика. И эта история с воскрешением после падения в водопад с профессором Мориарти – выходит, герой просто не может умереть, пока на него есть спрос. Или, если выражаться менее брутально, – пока его любят.
Холмс в силу своей бешеной популярности явился своего рода эталоном для создания образа сыщика. В какой-то степени Холмс – продукт эволюции, о которой так долго рассказывали нам многочисленные эзотерики. Его наблюдательность можно расценивать как, с одной стороны, снятие гипноза обыденности, который предлагает обывателю весьма малый набор шаблонов восприятия. Важно то, что это не интуитивный талант, а профессионально оформленное знание. Другая сторона этого дарования – доскональное представление о тех фильтрах, которые присутствуют в нашем контакте с миром и мешают видеть вещи и людей «такими, как они есть».
Еще одно качество – способность к синтезу полученных данных. И неважно, что Конан Дойл перепутал дедукцию с индукцией, «ведь роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет».
И характерологические особенности Шерлока Холмса также весьма привлекательны. Узкий специалист, которому нет дела до дисциплин, которые впрямую не касаются его работы. Наличие хобби – игра на скрипке. Личное одиночество, которое не может не вызвать читательского сочувствия.
Пренебрежение буквой закона во имя некоей высшей моральной справедливости. Доступ в высшие сферы – через брата Майкрофта, который может свести с кем надо или снабдить дополнительной информацией.
Есть и два зеркала: одно для героя – контакт, всегда сопернический, с полицией, которая представлена в лице недалекого сыщика Лестрейда, другое для читателя – доктор Ватсон, на котором мы можем поверять свои наблюдения.
Единственное, что выбивается из светлого образа Холмса, – его пагубные пристрастия, для читателя это еще один крючок – всё-таки великие люди имеют свои слабости. Творческие способности знаменитый сыщик стимулировал, увы, наркотиками.
Этот мотив многократно обыгран как в кинофильмах, где Холмс прилюдно ширяется, так и в многочисленных анекдотах:
– Холмс, вы действительно видели собаку Баскервилей?
– Покурите мою трубочку, Ватсон, еще и не такое увидите…