Культура

3 октября 2007, 13:11

Охотники за фантомами

Фото: mdf.ru

Как следствие фотографического бума, захлестнувшего Москву - грандиозные выставки художественной фотографии. Многомерные снимки доказывают что из вроде бы документального воспроизведения действительности способна образоваться мистика.

Александра Слюсарева знает не одно поколение как любителей фотографии, так и профессионалов (Сан Саныч – это бренд). Его произведения – в ГМИИ имени Пушкина, в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), Музее фотоискусства (Оденс, Дания) и т.д. Однако у него практически нет альбомов (и сейчас не выпущено каталога выставки). И хотя написано о нем немало, ясного мнения о его необычайном стиле нет.

Медиум и волшебник

Пусть неизвестный посетитель не сможет объяснить, ЧТО происходит, но он должен почувствовать, что он уже не столько здесь, сколько ТАМ, в Зазеркалье

Галерея «Глаз» представила работы мастера с 80-х по 2000-е. К сожалению, и эта выставка дает фрагментарное представление о Слюсареве. Наряду с мощными произведениями есть проходные, которые смазывают общий тон.

Слюсарев принес на открытие стандартный фотоальбом со своими преимущественно сентябрьскими работами. Он регулярно выкладывает снимки на своем блоге. О Слюсареве как о бесподобном фотохудожнике действительно можно получить больше представления в Интернете, чем на экспозициях.

Натюрморт, пейзаж, жанр, портрет – он не только владеет всем арсеналом художественного фото, но и уверенно работает на стыке форматов, выработав свою феноменальную манеру. Правы и те, кто сравнивают его искусство с Тарковским, и те, кто утверждают, что он – «созерцательный папарацци». Как большинство фотографов, он является «охотником за моментом», но его снимок демонстрирует объект на нескольких уровнях реальности.

Снятый снизу потолок с люстрой превращаются в затейливую абстрактную картину. Вода в тазу под напором струи из крана становится прозрачным караваем. Слюсарев и нож заботливо положил на край тары. «Каравай» в Инете и все произведения на выставке – «Без названия». Как гениальные художники-интуиты (Слюсарев относится именно к таковым), он не в ладах со словом. Увидеть – да! Но объяснить…

Время и пространство на его работах образуют единую составляющую. Сан Саныч словно ведет репортаж из пространственно-временного тоннеля, соединяющего несколько миров. Художник, будто сталкер, чует, где эти точки пересечения.

Порталом, «воротами» для Слюсарева может послужить любой предмет. Вот, к примеру, пейзаж отражается в блестящей крыше автомобиля. То есть машина служит «окном в природу». Или вот шепчутся на стене тени деревьев. Тени – отражение их душ. И тени, и отражения – излюбленная тема художника. Лужа в камне – калитка, через которую открывается небосвод, поскольку в этой крошке запросто поместилось солнце с облаками.

Трент Парк, как и Слюсарев, виртуозно изображает метафизическую реальность

Часто «проводниками» между Небом и Землей для Слюсарева служат столбы: от электрических до мемориальных. Солнце венчает вертикальный обелиск – тот выглядит венцом творения. Обелиск горд – он словно волшебная палочка Господа. А на другом снимке фонарный столб смиренно согнул тонкую шею, поклонившись светилу.

У Слюсарева все персонажи (одушевленные и неодушевленные) общаются между собой: проволоки, листья, трубы отопления.

Но и этого ему мало. Иногда он показывает сущность персонажа не только при помощи теней и отражений, но и вспомогательными образами, служащими метафорой.

К примеру, на портрете мужик с всклокоченной бородой, а из-за его правого плеча выглядывает сосна на фоне кирпичных построек – такая же хвойно-лохматая. Она вросла корнями в городскую почву, но в ее дремучести чувствуется ностальгия по лесу. Она – двойник мужика.

Сан Саныч рассеян, поскольку постоянно «просеивает» через свое сознание окружающую действительность, он всегда «на стреме»: где откроются «врата»?

«У меня асфальтовая болезнь, – сказал он, улыбаясь в казацкие усы и указывая на две ссадины на голове, – перед каждой выставкой обостряется». Да, репортер с гиперчувствительностью художника, пытающийся ориентироваться в нескольких измерениях, может неожиданно для себя обнаружить, что асфальт довольно твердый...

Что касается экспозиций, то, чтобы в полной мене оценить слюсаревский дар, нужно гораздо более грамотно и скрупулезно отбирать работы. Это раз. И два – желательно, чтобы они были крупных габаритов.

Пусть неизвестный посетитель не сможет объяснить, ЧТО происходит, но он должен почувствовать, что он уже не столько здесь, сколько ТАМ, в Зазеркалье. А это восхитительное ощущение. В работах Сан Саныча, как бы динамичны они ни были (вроде размытого скоростью автобуса, «упирающегося» в Колизей), всегда покой, поскольку ты находишься в божественной точке соединения всего со всем.

Обрести себя

Австралиец Трент Парк, спортивный фотокорреспондент, пять лет снимал Сидней «для себя». Однако рискнул и выдал в 1999 году за свой счет альбом этих фотографий, назвав его Dream/Life («Сон/Жизнь»).

Книга сразу принесла ему первый успех и стала стартовой площадкой для последующих (Dream/Life была удостоена высшей награды на международном конкурсе «Фотография года» в США, Трент стал четырехкратным лауреатом конкурса World Press Photo и двукратным премии Олимпийского комитета Gold Lenses, он первый австралиец, ставший членом престижного международного агентства Magnum Photos).

Новая Gallery.Photographer.ru устроила беспроигрышный вариант для своего премьерного показа. Трент Парк, как и Слюсарев, виртуозно изображает метафизическую реальность. Хотя она у него не такая сложная и многоступенчатая.

Сидней Трента напоминает Кордильеры, состоящие из небоскребов. Люди по-муравьиному шныряют по дну многоэтажных ущелий, где от бешеных скоростей не только машины превращаются в фантомы, но и сами жители. Парк сумел запечатлеть даму так, что от нее остались одни спешащие ноги в туфлях – остальное растворилось в воздухе. Беспощадное давление Большого Города – один из главных мотивов Трента.

Однако потоки света, иногда пробивающиеся между стометровыми бетонными плоскостями, внезапно освещают усталые лица, которые в это мгновение обретают наконец индивидуальность. Потоки воды делают то же самое: пойманные ливнем прохожие словно впервые получили возможность остановиться и разглядеть друг друга. И как возрожденная надежда – малыш, который мчится на трехколесном велосипеде, дерзко рассекая лужи.

Формула России

Американец Эндрю Мур работает в более социальном ключе, чем его коллеги по художественному фото. В Московском центре искусств выставлены снимки из его серий «Россия», «Куба», «Вьетнам».

Мур любит бывать в странах, где происходят социальные сдвиги, но вылавливает оттуда все равно легкие, поэтические картины. В России и Вьетнаме видны масштабные обновления, архитектурная модернизация, в то время как многие районы Гаваны выглядят неухоженными.

Зато немолодой негр в белых носках и бейсболке так уютно сидит на стуле посреди улицы, что понимаешь: так упоенно ничего не делать можно только в социалистическом прошлом.

Колоритную фигуру ленивца (хотя, может, он швейцар или зазывала, но в любом случае – не слишком напрягается) оттеняет красный дом. У которого не только красные ставни, но и на балконе второго этажа сушатся две пары красных спортивных штанов.

Мур поведен на красном. Перекинувшись с Кубы на Россию, Эндрю запечатлел и красный ледокол «Академик Федоров», и, главное, красный рояль.

Сам по себе это инструмент царственный, торжественный, тяжелый. А красный цвет – революционный, агрессивный, кипучий. В совмещении этих двух крайностей – Русь. Эндрю, сделав снимок артековского фоно с надписью золотыми буквами «Москва», удалось вывести эстетическую формулу России.

Ну и конечно, только живописец мог назвать фото с военными радиолокационными машинами на фоне соловецких монастырей «Зеленые грузовики». Так бесхитростно и лаконично называл свои полотна сам Ван Гог.

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Финляндия решила срочно построить завод по производству тротила
Темы дня

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Провалы ВСУ разочаровали западных кредиторов Украины

«Их терпение начинает иссякать» – так американские СМИ описали требование частных кредиторов к Украине начать выплаты по госдолгу после каникул, которые длятся с 2022 года. Однако данная позиция вошла в противоречие с интересами США и их партнеров из ЕС. В чем заключается суть разногласий, о каких суммах идет речь и чем это может обернуться для Украины?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?