Культура

7 января 2007, 10:23

Итоги года: Классическая музыка. Шостакович

Фото: ИТАР-ТАСС

Над рифмой двух юбилеев задумывались куда меньше, чем могли бы. Между двумя юбилярами, однако, немало общего. Моцарт не был новатором - писал такую же музыку, как и многие его современники, только гораздо лучше. Шостакович в ряде ранних и поздних сочинений новатором все же был, но его произведения, слившиеся с веком наиболее тесно (в первую очередь пятнадцать симфоний и опера «Леди Макбет Мценского уезда»), едва ли можно назвать новаторскими - это сплав традиций Мусоргского, Малера, Прокофьева.

Результатом стала удивительная музыка, в ХХ столетии воспринимавшаяся как летопись эпохи и сегодня обнаруживающая в себе все больше загадок. О некоторых из них напомнил уходящий год.

Композитор XXI века

Наряду с записями сочинений Шостаковича не менее важным событием стала книга его писем к Соллертинскому

В событиях, посвященных Шостаковичу, недостатка не было: Мариинский театр, Московская филармония и Московская консерватория приурочили к столетию масштабные фестивали.

И все же огромное количество музыки, имеющей к Шостаковичу прямое отношение, оказалось забыто: речь о сочинениях композиторов его круга - Мечислава Вайнберга, Бориса Чайковского, Вениамина Флейшмана, Карэна Хачатуряна, Бориса Тищенко, Галины Уствольской.

Отчасти этот пробел восполнил Московский международный дом музыки (ММДМ), представивший к окончанию юбилейного года мировую премьеру оперы Вайнберга «Пассажирка». Акция стала не менее весомым приношением памяти Дмитрия Дмитриевича, нежели любое исполнение его сочинений за прошедшие месяцы.

Вайнберга тоже не назовешь новатором: принадлежность к школе Шостаковича слышна в большинстве его сочинений. Но это весьма самобытный и, что важно, узнаваемый композитор, в чьем творчестве традиции учителя органично слились с польским и еврейским фольклором. Вайнбергу принадлежат 26 симфоний, 17 квартетов и целый ряд камерных сочинений, многие из которых записаны. Однако его произведения для сцены, когда-то шедшие в московских театрах, сегодня услышать негде. Тем ценнее почин Дома музыки и Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, подготовивших премьеру «Пассажирки» - оперы, написанной около сорока лет назад и ни разу не поставленной.

«Пассажиркой» восхищался Шостакович; он написал предисловие к изданию клавира оперы и приложил немало стараний к организации ее постановки, однако ни одному театру это не удалось. Оперу критиковали за «абстрактный гуманизм» и не рекомендовали к исполнению. Теперь «Пассажирка» наконец прозвучала; в основу оперы легла повесть Зофьи Посмыш, посвященная случайной встрече на пароходе выжившей узницы немецкого концлагеря Марты (Наталья Мурадымова) и бывшей надзирательницы Лизы (Наталья Владимирская). Марта скрывает свое прошлое и боится, как бы Лиза не узнала ее. Независимо друг от друга обе вспоминают те страшные дни, когда судьба свела их в Освенциме, вспоминают вальс, с которого начинался каждый день в этом аду. Незадолго до финала Лиза теряет бдительность - и тогда на пароходе по заказу Марты играют тот самый вальс.

Наиболее сильные моменты оперы - оркестровые интерлюдии, последняя из которых разворачивается в целую картину, изображающую концерт в лагере. Чакону Баха, которую скрипки играют в унисон, постепенно окружают литавры и медь, присоединяется хор: звучит редкой выразительности реквием, напоминающий лучшие страницы опер Шостаковича и Берга. Даже в полуконцертном представлении у «Пассажирки» - неплохой коммерческий потенциал, и хотелось бы надеяться, что итогом труда музыкантов не станет единственное исполнение. Не случайно Манашир Якубов, крупнейший специалист по творчеству Шостаковича, полагает, что в XXI веке время музыки Вайнберга наконец придет.

В тени Ростроповича

И хотя в сочинении Малера задействован огромный состав, Курентзису удалось показать камерный характер этой музыки

Незаурядным приношением Шостаковичу, почти никем не осознанным как таковое, стали два концерта Теодора Курентзиса в рамках фестиваля «Территория».

Первый из них завершила «Песнь о земле» Малера - любимейшее сочинение Шостаковича, не звучавшее в Москве много лет. Днем позже прозвучала Четырнадцатая симфония Дмитрия Дмитриевича, сам тип которой - симфония для двух солистов и оркестра - восходит именно к «Песне о земле».

И хотя в сочинении Малера задействован огромный состав, Курентзису удалось показать камерный характер этой музыки, где практически нет tutti, зато необыкновенно важны нюансы. Можно спорить с трактовкой Курентзисом Четырнадцатой симфонии (некоторые части Теодор интерпретировал в непривычно жесткой манере), однако дирижер - один из немногих участников юбилейного сезона, кто подумал о том, чтобы поместить Шостаковича в адекватный контекст. А в конце года Курентзис представил в Новосибирской опере новую постановку «Леди Макбет».

Безусловным героем сезона следует назвать Геннадия Рождественского - дирижера, вся жизнь которого связана с музыкой Шостаковича, в частности с открытием неизвестных ее страниц.

На исходе осени Рождественский представил публике мировую премьеру Симфонического фрагмента 1945 года - черновика первого варианта Девятой симфонии длиной более десяти минут.

А 25 сентября, в день столетия композитора, Геннадий Николаевич продирижировал в Большом театре оперой «Леди Макбет Мценского уезда». К сожалению, событие оказалось в тени концерта Мстислава Ростроповича, состоявшегося в тот же день, хотя историческое значение «Леди Макбет» в Большом под управлением Рождественского ничуть не менее велико.

В 1980 году маэстро ставил здесь вторую редакцию оперы и еще тогда надеялся со временем вернуться к первой. Теперь Геннадию Николаевичу пришлось иметь дело с неудачной постановкой Темура Чхеидзе двухлетней давности, но его целью было преподнести «Леди Макбет» в первую очередь как гигантское симфоническое полотно, и эта задача была решена с необыкновенным успехом.

К столетию Шостаковича вышел ряд переизданий и новых записей его сочинений.

«Мелодия» выпустила полное собрание квартетов в записи квартета имени Бородина (плюс две пьесы для октета и фортепианный квинтет со Святославом Рихтером), а также избранные квартеты в исполнении квартета имени Бетховена.

Deutsche Grammophon представил эффектный двойник, где записаны музыка к мультфильму «Сказка о Попе и работнике его Балде» и сюита из «Леди Макбет», а также вокальные циклы в новой оркестровке Бориса Тищенко (солист - Сергей Лейферкус) и сюита вальсов из кинофильмов.

На EMI вышел полный комплект симфоний Шостаковича, над которым дирижер Марис Янсонс работал больше семнадцати лет. Однако самым любопытным релизом может похвастаться «Мелодия», выпустившая все симфонии Шостаковича под управлением Кирилла Кондрашина.

Кондрашин был первым дирижером, записавшим этот грандиозный цикл; он первым исполнил Четвертую и Тринадцатую симфонии. В комплект вошли также Второй скрипичный концерт в исполнении Давида Ойстраха, кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» плюс поэмы «Казнь Степана Разина» и «Октябрь».

Мест нет

Письма Соллертинскому, многие из которых публикуются впервые, - блестящий образец описания заведомо абсурдной действительности

Наряду с записями сочинений Шостаковича не менее важным событием стала книга его писем к Соллертинскому.

Блестящий рассказчик, уникальный специалист в любых областях искусства, полиглот, просветитель, профессор консерватории Иван Иванович Соллертинский был ближайшим другом Шостаковича в течение шестнадцати лет.

«Всем своим развитием я обязан ему. И жить без него мне будет невыносимо трудно», - писал Шостакович сразу после его кончины. А позже признавался: «Работая над своими новыми сочинениями, я всегда думаю: а что бы об этом сказал Иван Иванович?»

Письма Соллертинскому, многие из которых публикуются впервые, - блестящий образец описания заведомо абсурдной действительности, в лучших традициях Гоголя и Зощенко. Над этими страницами невозможно не смеяться - даже когда речь идет о печальных событиях. Чего стоит горестный рассказ о том, как 22-летний автор гениального «Носа» застрял в захолустном Тихорецке по дороге из Минеральных Вод в Москву:

«В 2 ч. ночи двинулся с вокзала на аэродром. Темно. Злющие собаки хватают за икры. Испугался я и вернулся на вокзал. Там со мной вел очень любезный разговор красноармеец, смотрящий за порядком... «Ночью туда не подпускают. Кто подойдет ближе, чем на 100 шагов, того застреливают»!!! <…> Я дождался рассвета и пошел на аэродром, в душе побаиваясь, что моя драгоценная жизнь будет пресечена... Является очень красивый начальник станции. «Вы тот самый пассажир, что летите в Сочи?» Я ответил, что нет, ибо лечу в Москву. «В Москву», - воскликнул он, искренно пораженный... Здесь он почесал самопишущим пером затылок, отчего последний несколько запачкался. «Видите, - говорит, - я разрешил продать билет до Сочи, а Вам продали до Москвы... Вы вылетайте в Тихорецк, а там Вас тов. Гусев устроит». <…> На самолете мест не оказалось. Надежды уехать из Тихорецка у меня мало... Я не могу сдержаться и реву». Безграничной тоски по другу полны письма военного периода. Ответы Соллертинского не сохранились, но можно предположить, что абсолютная открытость Шостаковича была обусловлена такой же откровенностью его друга.

Показали нос

Валерий Гергиев на Пасхальном фестивале в Москве

Подводя итоги года Шостаковича, следует отметить заслуги трех коллективов - Мариинского театра, Российского национального оркестра (РНО), а также Большого симфонического оркестра (БСО).

В этом сезоне БСО играет меньше Шостаковича, чем в прежнем, зато год назад представил незабываемую Четвертую симфонию, а чуть позже - Восьмую плюс Второй виолончельный концерт с Александром Князевым.

РНО среди московских оркестров отмечает столетие композитора добросовестнее всех. К юбилею выпущены три CD с симфониями Шостаковича; в концертах прозвучали два вокальных цикла и ряд симфоний. Любопытно, что РНО открыл сезон такой же программой, которую в апреле представил оркестр Мариинского театра, исполнив в один вечер первую и последнюю симфонии композитора.

О юбилейных заслугах Мариинки нечего и говорить: в Питере подопечные Валерия Гергиева переиграли несметное количество сочинений Шостаковича, в Москве на Пасхальном фестивале сыграли «Нос» и несколько других крупных опусов, а под конец года исполнили Одиннадцатую и Четырнадцатую симфонии, вновь поразив своей нечеловеческой работоспособностью.

Три месяца спустя со дня столетия Шостаковича пришла печальная весть о смерти Галины Уствольской - одного из самых ярких и самобытных композиторов круга Шостаковича.

Отношения Галины Ивановны со своим учителем были непростыми; она не раз говорила, что не считает себя его последовательницей. Однако в ранних ее сочинениях влияние Шостаковича все же можно услышать, и, как бы то ни было, история навсегда связала вместе их имена.

Тем прискорбнее, что в концертах к столетию Шостаковича не звучала музыка Уствольской (не считая сольной программы Алексея Любимова в ММДМ), равно как и музыка Вайнберга, Тищенко и других мастеров, многим обязанных Шостаковичу. Исключением стал фестиваль «Пространство Эдисона Денисова»: естественно, музыка Денисова к школе Шостаковича отношения не имеет, однако Денисову-композитору путевку в жизнь дал именно Шостакович. Сочинения Денисова были представлены на фоне музыки его друзей, учеников, последователей; в случае с Шостаковичем подобный подход казался бы тем более оптимальным.

Зато лучший подарок Шостаковичу к столетию, нежели премьера «Пассажирки», было придумать просто невозможно.

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

Симоньян предположила убийство Беннетта за правду о войне на Украине
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?