И надо признать, что организаторы гастролей в Москве сделали все возможное для осуществления мечты о смерти. Насколько безупречным получился звук на концерте, настолько дикой оказалась организация зрителей, пришедших на него. Немногочисленный сидячий партер, устроенный впритык между сценой и собором Василия Блаженного, получил возможность слышать все в полной мере. Но большая часть публики, которой продали билеты за 1 тыс. рублей на те места, где обычно стоят безбилетники, – сбоку от 200 метров до километра от сцены, – слышала звук из одной-единственной колонки и наблюдала за событиями по одному-единственному экрану. Сцену им откровенно загораживали акустические системы для партера, и даже видеоэкран висел так низко, что не все могли его разглядеть.
Но самым возмутительным оказался запрет на продажу воды для тех, кто на жаре много часов подряд провел на ногах в давке битком. Разносчики воды пытались продавать ее стоячему танцпартеру, но органы милиции запрещали им это делать (!), ссылаясь на распоряжение организаторов. В результате мимо меня только за 15 минут с начала концерта пронесли трех девушек, потерявших сознание в давке от жары. Очевидцы ведут счет на сотни людей, пострадавших от дикой организации концерта. К зрителям, заплатившим 30 евро – приличные деньги за концерт в любой точке Европы, – относились как к скоту.
- Что вы там делаете? – удивленно спросил Роджер Уотерс, в первый раз выйдя на сцену и увидев большинство своих зрителей стоящими в километре от него.
Для социалиста Уотерса, потратившего не один десяток лет своей жизни на пропаганду социальной справедливости, концерт в новобуржуазной Москве стал одним из главных, наверное, испытаний прочности убеждений за всю жизнь. В самом концептуальном своем сочинении «The Wall» Уотерс словно уже думал о таком исходе:
Эй вы, кому мест не хватает,
Чьи ноги зудят, улыбка тает!
Слышите, – я здесь?
Эй вы, не давайте огонь погасить,
Им без боя вас победить!
(«Hey You»)
И Уотерс стал держать удар. Если бы он сделал вид, что ничего не произошло, – неизвестно, как бы потом относились к его взглядам и его песням поклонники Pink Floyd. Он сделал иначе.
Для социалиста Уотерса концерт в новобуржуазной Москве стал одним из главных, наверное, испытаний прочности убеждений за всю жизнь (фото Светлана Мальцева) |
Все-таки свинья – один из главных символов Pink Floyd. С первых же минут, увидев ту свинью, которую ему подложили организаторы, Уотерс начал общение с далеким стоячим партером. Почти в каждой песне он подбегал к самому близкому краю сцены и играл для большинства своих слушателей. Он махал им руками, он посвящал им песни.
В антракте, когда задыхающийся от палящей жажды стоячий партер начал дружно скандировать «Во-ды, во-ды!!!», Уотерс за кулисами удивленно спросил у переводчицы, чего хотят зрители. Милая девушка, предоставленная организаторами, прислушалась и перевела: «Waters! Waters!» Роджер так и не узнал правды.
Тем не менее он потребовал предоставить ему возможность подойти ближе к основной массе зрителей. С двумя охранниками во второй части концерта на песне «Breathe» Роджер подбежал под восторженные крики фанатов почти к самому краю стоячего партера и сыграл там половину композиции. Это был жест любви.
Слушать концерты Уотерса – самое благодарное дело для ценителей золотого века группы Pink Floyd. Уотерс не старается загрузить публику своими сольными работами разной степени успешности. Его нынешний тур The Dark Side of the Moon Live вобрал в свой сет-лист, по сути, лучшие композиции группы за всю историю. Почти половина альбома The Wall, треть Wish You Were Here, главные хиты Animals и The Final Cut. И конечно полная версия «Обратной стороны луны». Если бы верные фаны Pink Floyd сами составляли трек-лист концерта из лучших вещей, наверняка они пришли бы к точно такому же списку песен.
Упомянутый выше великолепный звук, доступный только сидячему партеру, представлял собой разложенный на стандартные 5.1. Dolby Surround. Долби включался в моменты аудиоспецэффектов, знакомых любому аудиофилу с детства, – блеяние овец в «Sheep» из Animals, работа кассового аппарата в «Money», крики чаек и звонок будильника. Такого качественного звука у Кремля нам еще слышать не доводилось – абсолютно гармоничный саунд, кристально чистый, без перекосов в какие-либо частоты, и при этом на открытом воздухе.
Надо сказать, что исполнение оказалось максимально приближенным к эталонному студийному звучанию. Тому самому, по которому до сих пор тестируют аудиофильскую музыкальную аппаратуру. Даже гитарные соло Гилмора звучали один в один в исполнении Snowy White и Andy Fairweather Low. Свои вокальные партии Роджер Уотерс пропевал сам напряженным, чуть сиплым голосом. Вокальные партии Дэвида Гилмора он предпочел передать Dave Kilminster и клавишнику Jon Carin.
Исполнение оказалось максимально приближенным к эталонному студийному звучанию (фото Светлана Мальцева) |
В результате зрители получили практически идеальный звук в первоначальном классическом виде. Наверное, для публики это было лучшим подарком.
С визуальной стороной шоу получилось не все. Через два дня от летнего солнцестояния в Москве жарко и светло в восемь часов вечера, начинать же позднее невозможно из-за режимности стен Кремля. Поэтому удалось задействовать три видеоэкрана, и только со второй половины концерта включился самый большой экран на сцене – за спинами музыкантов. Впрочем, разглядеть на нем что-то удалось только к последним композициям. По неизвестной причине не был задействован надувной космонавт, который взлетал на предыдущих концертах тура во время песен «Perfect Sense» (part 1) и «Perfect Sense» (part 2). Вместо него взлетела пущенная кем-то из зрителей маленькая надувная свинья – символ группы и скрылась за зубцами Кремлевской стены. В начале и конце шоу задействовали пиротехнику в виде сверкающей завесы, и окончился концерт вспышками двух больших газовых факелов. Во всех остальных концертах тура шоу завершала поднимающаяся огненная мельница, ее московские зрители тоже не увидели.
Через пару месяцев Роджеру Уотерсу стукнет 63. И мы не знаем, приедет ли он или состав Гилмора когда-либо со своими гениальными песнями, перевернувшими мир, еще раз в Россию. Несколько лет назад и Гилмор, и Уотерс приезжали уже в Москву. Приедут ли? Неизвестно.
Музыкант, когда-то задавший стандарты мировой рок-музыке, теперь задает еще и нравственные стандарты. В финале своего шоу он отдельно поблагодарил за стойкость и преданность несчастный стоячий танцпартер. Чуть позднее, у гостиницы «Балчуг», его встретили фаны. Охранник привычно оттолкнул ребят, но Уотерс прикрикнул на него, взял золотой маркер и стал устало расписываться на дисках.
Еще один поступок. Наверное, Роджер Уотерс выдержал это главное испытание, свалившееся на него в Москве. Испытание на человечность и порядочность.