За шесть лет существования литературный сайт «Топос» стал одной из ведущих культурных площадок русского Интернета.
Известный борец с литературностью Дмитрий Александрович Пригов рассказал газете ВЗГЛЯД, почему он согласился на столь массированное присутствие своих произведений |
Основанный Валерией Шишкиной, «Топос» соединяет на своей площадке самые разные стили и направления, эстетики и идеологии. «Очень важно, чтобы расцветали сто цветов, – считает Валерия Шишкина, преподающая искусство икебаны в Вашингтоне, – и чтобы одни цветы не мешали жить другим…» Эстетическая терпимость, но не всеядность оказывается очень важным залогом успеха.
Бенефис Пригова – уже третья по счету тематическая акция журнала. До этого на страницах «Топоса» проходил месячник метаметафоризма (2003) и фестиваль творчества классика северного авангарда петербургского поэта и эссеиста Аркадия Драгомощенко. Материалы этих акций доступны в архиве «Топоса».
Известный борец с литературностью Дмитрий Александрович Пригов рассказал газете ВЗГЛЯД, почему он согласился на столь массированное присутствие своих произведений в одном хорошем «намоленном» литературном месте.
- Несколько лет назад вы добровольно взяли на себя обязательство написать какое-то количество стихов. Как продвигается выполнение соцобязательств?
- Обязательство, взятое к миллениуму, – 24 000 стихотворений (по стихотворению на каждый месяц прошедших двух тысячелетий), – выполнено. Теперь идет уже другой проект и план: если предположить, что неплохая продолжительность человеческой жизни есть 100 лет, и предположить, что с первого дня жизни начинается писание стихов, вот и получается 36 525 стихотворений (учитывая набежавшие за это время и 25 високосных годов).
Кикимора – это условное обзывание экстатического имиджа поэтического поведения, в котором наличествуют и буддийские элементы, и православные, и африканские |
- Дмитрий Александрович, почему вы кричите кикиморой?
- Кикимора – это условное обзывание экстатического имиджа поэтического поведения, в котором наличествуют и буддийские элементы, и православные, и африканские. Это один из имиджей, в которых работаю и который встраивается в немалый ряд остальных высветляющих друг друга именно как имиджи. Ну, для публики это предстает просто в виде саунд-перформансов.
- Дмитрий Александрович, по какому принципу отбирались тексты для «приговского фестиваля» на «Топосе»? Насколько точно они представляют ваше творчество?
- При огромном количестве написанного тексты отбирались по простому принципу – чтобы были еще не опубликованные и из ближайшей стопки. А в общем-то любая критическая масса разножанровых моих писаний достаточно адекватно представляет меня
- «Топос» – лучшее литературное место русского Инета, большой
общественно-политический и литературно-философский портал, где сходятся разные эстетики и творческие подходы, где классики сосуществуют с дебютантами. Давая согласие на «приговский фестиваль» в рамках «Топоса», как вы относитесь к функционированию литературы в Сети?
- Ну, все литературные и культурные интернетные ресурсы различаются нацеленностью либо на общение, либо на представление текстов и контекста. Соответственна и профессиональная их разница. «Топос» относится именно к разряду профессиональных.
- Вы – один из отцов-основателей московского концептуализма. Некоторое время назад концептуализм был едва ли не самым важным стилем, направлением, школой в современной поэзии. А какое место концептуализм занимает сейчас?
- Как и всякое направление, концептуализм стал уже историей искусства, в том смысле, что не рекрутирует уже новые силы и порождает всякие свои нео- и пост-. Но отцы-основатели по-прежнему существуют и продолжают свои собственные персональные мифы и образы либо уходят в другие сферы, стили и медиа.
- Расскажите о ваших ближайших планах и проектах.
- О проектах говорить трудно, так как их много и самых различных в разных областях и медиа – постоянные стихи, проза, выставки и перформансы. В общем, спасительная жизненная рутина.