Культура

14 июня 2006, 21:30

Мы победим

Фото: springsteenlyrics.com

Представляя в ходе американского турне свой новый альбом «Мы победим; сэйшны Сигера» с обработками песен знаменитого музыканта и гражданского активиста 50–60-х годов, Брюс Спрингстин приехал с концертом в Конкорд. Конкорд – небольшой городок в Калифорнии, окруженный гладкими, в форме кулича желтыми горками, которые настолько неотличимы одна от другой, что Спрингстин с антуражем сбились с пути (так на следующее утро предположили газеты).

А сам Спрингстин на концерте только смеялся:
– И где же находится этот факинг Конкорд? Ехал сюда мимо каких-то выжженных холмиков и не мог взять в толк, куда я попал... И вы все называетесь конкординцами? Ну, теперь я знаю, где вы живете, бастарды... И, может быть, опять сюда прилечу. Но – Спрингстин поднял палец вверх и ухмыльнулся, – обещать ничего не могу.

Рожденные в США

Cам Спрингстин на концерте только смеялся

Все места «Sleep Train Pavilio», рассчитанного на двенадцать с половиной тысяч мест концертного сооружения на открытом воздухе, были заняты: люди съехались сюда с Района Залива и прилегающих к нему областей. Хотя шоу Спрингстина в соответствии с указанным на билетах временем должно было начаться в семь тридцать вечера, оно стартовало лишь час спустя. Публика гадала, кому на руку такая задержка – наверное, устроителям, которые шустро торговали пивом, жирными начос и гамбургерами, неприлично и резко пахнущими общественной кухней. Но скорее всего причина была действительно в том, что Спрингстин заблудился и опоздал.

Перед входом каждому обилеченному выдавали красно-синий шейный платок. Дамы бальзаковского возраста, тут же превращаясь в пионервожатых, повязывали его поверх футболок с надписями «Bruce Springsteen» и «Devils and Dust», по названию предыдущего альбома Босса, а парни напяливали на голову будто бандану. Так заявляла о себе компания по продаже матрасов, чей логотип маячил на сцене (стоимость обыкновенного матраса в Америке может доходить до тысячи долларов).

К восьми тридцати немного стемнело, и на четырех развешенных над сценой экранах стали видны рекламные слоганы («Не забудьте перекусить» и «Добро пожаловать в Sleep Train Pavilion»), а затем – когда они целеустремленно вышли на сцену – и музыканты в количестве семнадцати человек. Белые с бакенбардами в кепках, черные, курчавые в шляпах и ярких жилетах – с гитарами, банджо, аккордеонами, скрипками, барабанами – вся эта команда, стилизованно разодетая под начало двадцатого века, не теряя ни минуты, слаженно заиграла, задвигалась и запела. Впечатление удивительной сыгранности дополняли «дуэты»: в начале концерта музыканты стояли у микрофонов попарно, как будто склонившиеся головами друг к другу влюбленные у фонарей.

Так сразу поперли они на рожон, как молодые питбули, так напористо выводили рулады, будто подхватывая своими голосами заводилу-солиста и подбрасывая его над толпой, как на рабочем собрании, стихийно превратившимся в митинг, что нельзя было не согласиться с журналистом, заметившим, что Спрингстин и Ко буквально подминали мелодии под себя, набрасывались на них всем скопом, волокли огромные куски музыки на спине.

Редкий талант объединять

В духе ныне восьмидесятисемилетнего Сигера, чуть не угодившего в пятидесятых годах в тюрьму за свои политические убеждения и любовь к коммунизму

С первых нот открывающих концерт «Джона Генри» (баллады о молотобойце, поборовшем буровую машину) и госпела «O Mary, Don’t You Weep»(об оплакивающей Иисуса Деве Марии) стало ясно, что Спрингстин обладает талантом объединять незнакомых людей и создавать из них единое, в такт дышащее общество: небо вдруг показалось более высоким, публика – чище и нравственней, и уже не возникало сомнений в том, что искусство спасет мир.

Слушая американские народные баллады о муле, вместе с героем песни участвовавшем в строительстве Эри-канала («Erie Canal»), или о грабителе, отдававшем награбленное беднякам («Jesse James»), думалось, что за одну или две таких песни можно простить создавшему их народу все прегрешения. Что народ, у которого такой фольклор, будет жить, несмотря ни на что. Будто вдруг подул свежий ветер и при помощи собранных и аранжированных Питом Сигером песен протеста хорошенько проветрил спертый воздух страны.

В духе ныне восьмидесятисемилетнего Сигера, чуть не угодившего в пятидесятых годах в тюрьму за свои политические убеждения и любовь к коммунизму, Спрингстин отпустил несколько нелестных комментариев в адрес администрации Буша, не отозвавшейся с должной расторопностью и теплотой на трагедию в Новом Орлеане, а также спел песню, призывающую отозвать солдат из Ирака («Bring Them Home»). Эта песня была написана Сигером в шестидесятых годах и стала антивоенным гимном во время войны во Вьетнаме; Спрингстин же ее переиначил, добавив строчки, отсылающие к нынешним войнам.

Символичным жестом было и приглашение на сцену проживающей в Вудсайде в Калифорнии певицы Джоан Баэз, прославившейся в шестидесятых годах борьбой за гражданские права и своими пацифистскими настроениями. Вместе с Баэз и «племянником Ники» на клавишных Спрингстин исполнил песню «Pay Me My Money Down», сочиненную негритянскими портовыми грузчиками с Юга и приобретшую в аккордеонной аранжировке привкус зайдеко. Надо сказать, что практически все песни, будь то баллада о сметенном пыльной бурей доме в Оклахоме («My Oklahoma Home»), полное драмы повествование о матери погибшего солдата («Mrs. McGrath») или сочиненная пятьсот лет назад колыбельная «Froggie Went A-Courting (как раз перед «Froggie» девочка из передних рядов закинула на сцену большую плюшевую лягуху-квакуху), Босс исполнял на свой манер, часто преображая их до неузнаваемости; джаз-банд же лабал так вдохновенно, что казалось, вместе с его неустанным пиликаньем ты взлетаешь на воздух.

Я видела Спрингстина «живьем» в первый раз и поразилась не только его сильному, не знающему блеклости и усталости голосу, но и необыкновенной изменчивости его лица. Выйдя на сцену в укороченном темном пиджаке, белой рубашке и брюках «под Джонни Кэша», мосластый Спрингстин, с кустиком волос под нижней губой и импозантностью все повидавшего интеллигента, смахивал больше на офисного работника, чем на представителя «свободной профессии». В соответствии со своим прозвищем – Босс он действительно напоминал начальника НИИ или респектабельного профессора Набокова сразу после мгновенного успеха «Лолиты».

Но стоило ему запеть собственную песню «Атлантик Сити», как стало видно, что этот «работник офиса» полон страстей. Он вполне мог быть и хитмэном, и игроком. Одиноким волком, которому захотелось, склонившись на чье-то плечо, ощутить нежность ночи после долгой, наполненной сигаретным дымом игры в казино.

Как заметила после концерта Джоан Баэз в разговоре со Спрингстином (об этом рассказал в местной прессе журналист Пол Либераторе), концерт Спрингстина в самом деле был уроком истории

Только Спрингстин принялся за хит «Rag Mama Rag», написанный Робби Робертсоном из группы «The Band», как тут же стал транслировать мальчишескую мимику и ухватки смазливого живчика Робертсона.

А стоило ему запеть от лица какого-нибудь американского работяги, обчищенного до нитки Великой Депрессией («How Can A Poor Man Stand Such Times and Live»), как он тут же превращался, с темнеющим, нахмуренным лицом и окаменелыми скулами, в этого самого серьезного, отчаявшегося и отчаянного американского работягу (кстати, эту песню Спрингстин тоже переработал, досочинив текст о трагических последствиях урагана «Катрина»).

Надо сказать, что порой, заплатив какие-нибудь жалкие двадцать долларов за пятерых полузадушенных исполнителей народных ирландских, я выходила с концерта с глубоким чувством того, что по отдельности они не наиграли и на три пятьдесят. Билет на Спрингстина обошелся мне в семьдесят долларов, но пел он на все двести без единого перерыва!

Вечер трудового дня

Начав ровно в восемь тридцать, он не останавливался до одиннадцати, неустанно наполняя до предела проникновенным, почти гениальным звучанием все два с половиной часа. Дизайнеры тоже постарались на славу: сцена была оформлена элегантно, но просто. Когда исполнялся госпел, она походила на какое-нибудь богемное заведение Нового Орлеана: оранжевые люстры, сиреневые столики, бархатные темные шторы. Когда звучало что-то более классическое, подсветка штор и люстр менялась, и сцена начинала походить на филармонический или оперный зал.

Как заметила после концерта Джоан Баэз в разговоре со Спрингстином (об этом рассказал в местной прессе журналист Пол Либераторе), концерт Спрингстина в самом деле был уроком истории. Уроком, на котором американцы смогли вспомнить свое богатое, трудное прошлое, полное антивоенных настроений и борьбы за права.

Дискутируя с одним своим хорошим знакомым, известным российским прозаиком и эссеистом, заявившим в споре со мной, что «быдловатый, мачистый Спрингстин услаждает слух среднего белого американского мужика и, в сущности, выполняет в Америке роль Макаревича», мне хотелось бы процитировать закулисные слова Спрингстина:

«Меня с энтузиазмом принимали в Европе, чего я не могу сказать об Америке. Вернее, о Средней Америке. В Париже и Лондоне люди буквально выпрыгивали со своих мест, выражая свое восхищение американскими песнями, написанными сто лет назад, а в Средней Америке мы с трудом продавали билеты. Почему так произошло? Американцы не гибки. Они ждут от меня привычный классический рок, который я исполнял со своей «E Street Band». И не в их характере дорожить своим прошлым. Поэтому им сложно понять и принять то, что я сейчас исполняю.

Текст: Маргарита Меклина, Сан-Франциско

Вам может быть интересно

Кулеба сообщил масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?