Культура

16 апреля 2006, 14:51

Эмигранты на Рублевке

В галерее «Наши художники» на 19 километре Рублевского шоссе открылась выставка четырех знаменитых русских художников, работавших во Франции: Сергея Шаршуна (1888-1975), Андрея Ланского (1902-1976), Сергея Полякова (1900-1969) и Николая де Сталя (1914-1955). Место экспозиции шести десятков их картин выбрано не случайно: они появляются в России не как «забытые имена», расширяющие наш художественный горизонт, а как едва ли не самые дорогие художники русского происхождения на арт-рынке.

Совершенно не случайно, что на открытие выставки в Подмосковье съехались многие коллекционеры, искусствоведы, арт-критики, журналисты, просто богатые люди, желающие выгодно вложить свои деньги в произведения искусства. Двое художников из четырех – Шаршун и Ланской – представлены почти монографически. Кроме картин из частных собраний Москвы, Парижа и Женевы, полтора десятка их работ предоставила Третьяковская галерея. С живописью де Сталя и Полякова дело обстоит гораздо хуже: в отечественных музеях их нет вовсе. Возможно, что выставка де Сталя в Эрмитаже в 2003 году и будущая выставка Полякова в Музее личных коллекций ГМИИ подвигнет государственные собрания на приобретение их работ.

Вторая русско-парижская школа

Безусловно, у каждого из четырех художников была своя биография, своя судьба, в которой взлет творчества не всегда совпадал с мировым признанием, рано или поздно настигшим их всех. Выставки начала 60-х в Париже объединили эти имена под знаком модного тогда абстракционизма, а также русской парижской школы, хотя, например, Сергей Шаршун в Берлине начала 20-х годов выступал как один из первых дадаистов. А самый молодой из них, Николай де Сталь, раньше всех и ушел из жизни, покончив самоубийством на гребне славы, когда был признан одним из самых выдающихся художников ХХ века.

К выставке вышел каталог с репродукциями картин четырех художников. Кроме прочего, составители выразили благодарность французскому коллекционеру Ренэ Герра, который безвозмездно предоставил статью и архивные материалы, посвященные одному из художников, Сергею Шаршуну. Поэтому нельзя было не воспользоваться его присутствием на выставке, как, впрочем, и других коллекционеров, чтобы из первых уст узнать о выставленных живописцах.

Ренэ Герра на фоне работ Шаршуна
- Вы были знакомы с представленными на выставке художниками?
- Андрей Михайлович Ланской приглашал меня в церковь, где был иподьяконом и чтецом, у меня с ним были удивительные встречи. Но близко я дружил с Сергеем Ивановичем Шаршуном. Это, если можно так сказать, мой герой. Я познакомился с ним в середине 60-х. Сначала я знал его как замечательного писателя. Позвонил ему, он меня очень мило принял, я купил у него книги – по-моему, я был единственным покупателем. Мы много общались, бывали друг у друга, так как жили недалеко. Он, бывало, даже заходил «на огонек». Шаршун был постоянным гостем «Медонских вечеров», которые я устраивал с начала 70-х годов. Он был уже прославленным французским художником, с русскими общался мало, а для него было важно общение в русской языковой стихии. Как ни парадоксально, я выступал в роли «моста». У меня он встречался с Ириной Одоевцевой, которая по моей просьбе написала о нем большую статью для «Русской мысли» после выставки в 1972 году.

- Статья, кажется, вошла в книгу Одоевцевой «На берегах Сены»?
- Да, в виде отдельной главы. Сергей Иванович, как ребенок, радовался, потому что это была Одоевцева, жена поэта Георгия Иванова, осколок блистательного довоенного русского Парижа, где он общался с Мережковским, Гиппиус, Ремизовым. Шаршун сам был отдельной значимой фигурой этого русского мира в изгнании.

- Он ведь приехал во Францию еще до революции?
- Да, в 1911 году. Он был чрезвычайно скромен, но еще Георгий Адамович писал о Шаршуне, что это не только гениальный художник, но и великий писатель. Вообще он уникум. В Берлине в начале 20-х годов он издавал листовки «переводов с дада», выступал как один из первых дадаистов. В прошлом году была огромная выставка в Центре Помпиду в Париже, где Шаршун выступил в самых разных ипостасях: как живописец, как писатель, были представлены его письма из архива. Его великие современники ясно представляли, кто перед ними. Когда-то Пикассо сказал, что у него два любимых художника – Хуан Гри и Сергей Шаршун. Знаменитые дадаисты писали, что Шаршун – это явление ХХ века.

- Шаршун в вашей коллекции является стержнем, вокруг которого представлены и остальные участники выставки?
- Когда мы хоронили Шаршуна в 75-м году, было немного людей, и вдруг, как из-за гроба, явился Андрей Ланской. Великий Ланской, который в то время был намного более знаменит во Франции, да и в мире, чем Шаршун. Он был уже тяжко болен и, тем не менее, пришел почтить память соратника. И он сказал мне: «Ренэ Юлианович, вы не понимаете, кого мы хороним? Предпоследнего великого русского художника. Теперь очередь за мной». Через несколько месяцев его не стало. Никола де Сталь, которого не только я считаю одним из лучших художников ХХ века, – сын генерала, помощника коменданта Петропавловской крепости, – он очень уважал Шаршуна, писал о нем, подарил, как и Поляков, ему свою работу. Сейчас эти картины обоих художников у меня в коллекции.

- Они перешли к вам вместе с архивом Сергея Шаршуна?
- Да, он передал мне свой архив еще при жизни, через нотариуса. Я был его душеприказчиком. В моей коллекции несколько десятков его работ. Что-то он мне дарил, что-то я покупал на аукционах после его смерти. Его картины есть в каталоге выставки из моего собрания, которая прошла в Третьяковке в 1975 году. Тогда это был первый показ его работ в России. Я был «застрельщиком», если можно так сказать, его появления в России. Поэтому нынешняя выставка очень важна для меня, хотя работ из моей коллекции тут нет. И сам антураж галереи очень подходящий для этих художников.

- Известность в России к Сергею Шаршуну приходит позже, чем к его современникам, как бы второй волной?
- Да и во Франции признание к нему пришло в середине 60-х, когда ему было уже хорошо за семьдесят. Художнику, как и писателю, надо жить долго, и не только в России. Он смог дожить до славы, не скажу – до денег, поскольку деньги ему были не нужны, он жил как монах, как отшельник. Но он знал себе цену и всегда вел свою линию в искусстве. То же и по отношению к советской власти, к которой был непримирим. У меня есть его письмо-завещание, где он это объясняет. Но Россия – это было для него другое. И русский язык. Ведь если он и мировой художник, то писатель-то – русский. И это его открытие в России еще впереди.

Телеведущий Александр Шаталов, посетивший выставку признался, что предпочитает любоваться, а не покупать.

- Что касается этих художников, то сейчас наступает их ренессанс. Из разряда наших современников, как тот же Шаршун, они переходят в разряд классиков русской живописи. И в этом смысле даже просвещенный зритель открывает их для себя заново.

- Художники разные, и я заметил, что каждый выстраивает внутри выставки свою иерархию любимцев? Кого вы ставите на первое место?
- Среди этих художников я выбираю для себя де Сталя. Он абсолютный виртуоз – светлый, прозрачный, жизнеутверждающий. Несмотря на нелегкую жизнь в эмиграции, он показал в своей живописи самые светлые черты как своего характера, так и Франции. К слову, Шаршун – совершенно иной, закрытый, постоянно размышляющий о себе художник. Его работы даже мучительны, но тем интереснее видеть Францию его глазами. На этой выставке мы видим, как изменяется манера художника, – от предметных работ к абстрактным. Видим, как в 1950-60-х годах он переосмысливает опыт русского авангарда 1910-20-х годов. Мне ближе его абстракция, где он пытается посредством мазка, краски, густоты цвета передать свои ощущения. Это очень современный художник, хотя я понимаю и тех, кому он не нравится, кто считает его слишком тяжелым.

- А Ланской?
- Андрей Ланской – художник яркий, мощный, очень французский. Может, поэтому для меня, как человека русской культуры и духа, ближе Шаршун с его мучительным самокопанием. Он совершенно на новом уровне восстанавливает традиции русской психологической живописи.

Дирижер Геннадий Рождественский и коллекционер Ренэ Герра
Дирижер Геннадий Рождественский давний житель поселка на Николиной горе гордится тем, что в его коллекции есть работы и Шаршуна и Ланского

- У меня есть несколько работ Ланского – его автопортрет и часть замечательного цикла «Записки сумасшедшего». А Сергея Шаршуна есть вещь, которая называется «17-й дивертисмент Моцарта». Сегодня я увидел здесь работу, которая напомнила мне ее, она называется «Концерт Грига». Странно, Шаршун наверняка не знал, что Григ сделал переложение для двух роялей сонат Моцарта. Это какие-то подсознательные сближения. Или я видел тут его работу «Оркестровые трубы № 2». Я был бы счастлив иметь эту вещь в своей коллекции. Она давала бы мне инспирацию для творчества.

- В вас говорит коллекционер?
- Знаете, когда смотришь такое собрание шедевров, как здесь, всегда есть потайная мысль: а что бы ты хотел повесить у себя дома? Иногда вроде бы и мастера знаменитые, а ничего не хотел бы. А здесь много вещей, которые хочется всегда иметь перед собой. Может, только касательно Полякова, – я не очень большой его поклонник. Я знаю, что он был замечательным гитаристом, играл в Париже в русском ресторане с Алешей Дмитриевичем. В какой-то момент стал рисовать и получил огромную славу как художник. Но мне намного ближе Ланской. Может, потому, что моя квартира в Париже упирается окнами в окна его мастерской, – не знаю. Есть странные сближения. Это дом № 78 по авеню Моцарт, которую пересекает улица Сергея Прокофьева. Как это получилось, что я именно там живу? Многому в жизни приходится удивляться.

Текст: Игорь Шевелев

Вам может быть интересно

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Эксперт Бундесвера: Путин верно предсказал усталость Запада от Украины

Новости

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

В ФРГ отреагировали на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

В Латвии признали невозможность отказаться от российских лекарств

Министерство здравоохранения Латвии не поддерживает предложение депутата Сейма Угиса Митревица о запрете закупок лекарств из России и Белоруссии для государственных и муниципальных нужд, сообщает телеканал TV3.

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Германия выступила против идеи конфискации замороженных российских активов из опасений, что такой шаг может стать прецедентом для новых исков к стране за преступления Второй мировой войны, сообщает Wall Street Journal.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

СМИ: Россия может создать новое оружие из трофейной техники НАТО

ВС России могут использовать захваченную на Украине трофейную технику НАТО для разработки нового вооружения и совершенствования своих бронемашин, сообщает Defense TV.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?