Но замечательной анимации не может быть много. Сделать ее основой детского телевещания заведомо нереально. Однако наше ТВ стремится именно к этому, видимо, не представляя альтернатив.
«Каля-маля» и клише Диснея
«Губка Боб Квадратные Штаны» |
По REN TV – «Могучие утята». По СТС – «Соник Икс», «Человек-паук», «Король Артур и рыцари без страха и упрека», «Шаман Кинг», «Звездный десант». По ТНТ – «Губка Боб Квадратные Штаны», «Приключения Джимми Нейтрона, мальчика-гения» и прочие шаблонные «мелькалки». Но даже содержимого «Дисней-клуба» на Первом канале вполне хватает, чтобы увидеть, как утомительна повышенная внешняя динамика и скудная эмоциональность тех клише, в которые превратились давние диснеевские открытия.
Дальше всех от принципов сугубо массового развлечения юных поколений отходят каналы «Культура» и ТВЦ. Чаще показывают отечественную классику детского кино, которая в состоянии привить ощущение эстетического совершенства, гуманности и тонкого юмора. В «АБВГДейке» и «Отчего, почему?» содержатся даже элементы познания мира. Хотя, увы, персонажи «АБВГДейки» не намного превосходят лохматых чудиков Кубика и Зелибобу из «Улицы Сезам», идущей сейчас по СТС.
Из того, что предлагает детям среднего школьного возраста ТВЦ, «Каля-маля» производит самое выгодное впечатление. Там по крайней мере от участников требуется настоящая творческая импровизация. Не столько техническое умение рисовать, сколько готовность сочинить концепцию рисунка.
А большинство детских игр-викторин вроде «Умников и умниц» (Первый канал) подразумевают прежде всего наличие знаний, иногда даже немалых. Но знания в эпоху тотальной информатизации – штука гораздо более доступная, нежели умение не механически этими знаниями распоряжаться.
Единственной программой, которая настраивает на критическое дистанцирование от окружающей действительности и приглашает постигать ее парадоксы, является «Ералаш».
Адаптировавшись к постсоветским реалиям, этот киножурнал стал энциклопедией новых социальных и психологических типажей, ситуаций, конфликтов. К счастью, не утратив при этом своего юмора. Но «Ералаш» – скорее отступление от общих телеправил и капля в море вещания, которое вообще мало побуждает детей думать (а не вспоминать известное) и напрягать душевные силы (а не расслабляться и «отрываться»).
Среди познавательных передач по «Культуре» выделяется «В музей без поводка», представляющая историю отдельных шедевров живописи. Но эту программу очень портит ее краткость. Все-таки рассказ о картине не хотелось бы уподоблять программе «Спокойной ночи, малыши!» старого формата.
Для детской бессонницы
«Спокойной ночи, малыши!» не может победить главный современный закон теледжунглей |
Малышам, как надоедливым дворняжкам, бросают мелкую и не очень удобоваримую «косточку». Видимо, чтобы поставить галочку за проявленную благотворительность. «Спокойной ночи, малыши!» идет не просто в урезанном виде, но в том формате, какой унижает достоинство и программы, и ее зрителей.
Из культовой песенки «Спят усталые игрушки…» поется только один куплет. А песенка между тем хорошая, ничего лучшего в качестве колыбельной пока не придумали. Попробовали бы организаторы эфира смонтировать очередной безразмерный концерт, оставив от каждой песни кумиров взрослой аудитории по одному куплету...
Время выхода в эфир могут, как недавно оказалось, запросто передвинуть часа на полтора назад – чтобы детская передачка не путалась среди суперпроектов. И тогда программа автоматически теряет даже намек на свою колыбельную функцию.
Мультфильм, если он не помещается в пятиминутную передачу, могут прервать не просто посередине, но на самом драматичном месте. А это значит, что заинтересовавшийся сюжетом и переживающий за персонажей малыш не увидит, как драматическая коллизия счастливо разрешается.
Но детское сознание в два – четыре года еще не настроено на романные формы с вечно оттягивающимся финалом, с многими взлетами и падениями героев. Малыши не готовы жить в режиме сериалов и целые сутки ждать, куда вырулит герой из сложной ситуации. Ребенку нужно убедиться, что равновесие мира и отдельной дорогой ему судьбы восстановлено сейчас же, немедленно, на его глазах. Иначе никакой спокойной ночи у него не будет. Наоборот, начнутся страхи и якобы беспричинное беспокойство. Не учитывать этого – значит не уважать психологию ребенка.
Но при чем тут вообще дети?
Работа на подсознание
«Альф-2» идет в рамках «Детского утра на НТВ» |
Позже ребенок обращает внимание на красивые, в его представлении, «картинки», на живых забавных существ – и не важно, кем именно они являются. Например, фантастические головастики, символизирующие липкие жирные волосы или легкий голод, привлекают внимание малыша как автономные и самодостаточные персонажи, ведущие какую-то свою жизнь.
Ребенок не считывает символы, сложную метафорику и прочие «переносные смыслы». Все, что движется, бегает, прыгает, имеет сколько-нибудь схематично обозначенное лицо или туловище, наделяется в сознании ребенка статусом реального живого субъекта.
Принцип тотального одухотворения мира – органичная и необходимая стадия детского развития. Телереклама эксплуатирует ее нещадно. Чем больше ассоциаций продаваемого товара с симпатичными персонажами, тем больше перепадает детской любви самому товару, даже если он доброго слова не стоит.
В полтора-два года ребенок в состоянии живо воспринимать внятное внешнее действие. Если идет американский фильм, где погоня сменяется дракой, драка – выпадением из окна в фонтан, а за ужином персонажей следует пожар и спасение из пламени, малыш может смотреть цепь кульминаций так же неотрывно, как и взрослый.
Поэтому уже с раннего детства дети превращаются в увлеченных созерцателей самых разных авантюрных сюжетов – вне зависимости от того, какой возрастной аудитории они предназначены.
Неслучайно многие приключенческие ленты интерпретируются одними каналами как сугубо детское развлечение, а другими – как более универсальное. «Альф-2» идет в рамках «Детского утра на НТВ» – и «Альф» идет по «Домашнему» в 22.30. Фильм «Сабрина – маленькая ведьма» идет по СТС для широкой аудитории, а мультфильм с тем же названием показывают для маленьких по ТВ-3. Телевидение открывает перед потенциальным зрителем гигантскую массу картин, адресованных взрослым с не слишком зрелым сознанием и нуждающимся в упрощенных образах мира. Не будет особой натяжкой признать, что взрослое телевидение – слишком детское. Поэтому дети и осваивают его слишком быстро. И в два-три года успевают посмотреть «Санта-Барбару» или «Мою прекрасную няню», полюбить всей душой «Комиссара Рекса» и увлечься героями сериала «Опера. Хроники убойного отдела».
Ребенок воспринимает гремучую смесь из рекламных идеалов красоты и престижа, динамики приключенческих сюжетов и причудливых форм в духе фэнтези. К ним телевидение добавляет немало фобий. Маленький, но постоянно растущий человек примеривает на себя систему ценностей и бед взрослой жизни.
Если на советском радио была передача «Взрослым о детях», то половина нашего ТВ сейчас – это программа «Детям о взрослых». Формируется поколение детей, боящихся кариеса, дисбактериоза, абстрактных «сил зла», отечественных киллеров и чрезмерной серьезности в делах любви. От того, какое место телевидение будет занимать в жизни детей, зависит то, насколько им удастся не столько вырасти, сколько вовремя повзрослеть.