– Как родилась идея наводнить по весне город фотовыставками?
– Эта безумная идея родилась десять лет назад как реакция на парижский месяц фотографий. Возникло желание организовать нечто подобное в Москве. Прежде всего это смогло бы наладить нормальный обмен между российскими и зарубежными фотографами. Его не было с конца 30-х годов и вплоть до конца века. Зарубежные фотографы снимали и Москву, и Россию, – все, что случалось в знаменательные годы перестройки. А вот наши фотографы всерьез увидели Европу, только начиная с середины 90-х. На эту тему, кстати, сейчас проходит замечательная выставка в Музее архитектуры: «Европа глазами русских, или После железного занавеса».
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин) |
– Каковы предварительные итоги этих десяти лет?
– На I Международном месяце фотографии в 1996 году было представлено 92 экспозиции. Ими начался нелегкий путь восстановления у нас репутации фотографии как полноправной музы на олимпе искусств. Сегодня мы можем сказать, что фотография не только вполне хорошо себя чувствует на этом самом олимпе, но и, в некотором смысле, заняла там едва ли не все место. Говоря о современном искусстве, мы, по большей части, имеем в виду именно фотографию.
– В этом году исполняется еще и десять лет вашему Дому фотографии?
– Да, и это вторая дата, к которой приурочен фестиваль «Фотобиеннале-2006». Несмотря на то, что именно сейчас мы временно остались без дома, надежда не умирает. Осенью, в конце ноября или в начале декабря, надеюсь, мы сможем увидеть хотя бы контуры будущего музея «Московский дом фотографии» на том же месте Остоженки, куда уже привыкли в течение десяти лет ходить все любители фотографии. Наш музей – не только один из самых молодых в Москве, но и один из самых активных.
– Что представляет собой нынешний месяц фотографии?
– Он включает 112 экспозиций. 51 выставка приехала из-за рубежа. Впервые у нас зарубежная часть программы настолько большая. Понятно, что мы не смогли бы все это реализовать без помощи стратегических и генеральных партнеров, они дали больше половины всех средств.
То же касается московских фотолабораторий, которые уже вполне соответствуют западному уровню фотоиндустрии. Я подчеркиваю: фотография сегодня – это индустрия. Важно не просто сделать удачный кадр. Важно презентовать работу на высоком уровне. Ушли в прошлое годы, когда я на себе возила работы наших художников, чтобы печатать их во Франции и других странах Европы. Ничего не было бы сделано без помощи московского правительства. И без обычной уже поддержки Франции – от посольства в Москве до парижской мэрии.
Среди более чем полусотни зарубежных выставок большинство авторов – это или французские художники, или фотографы других стран, но представленные национальными коллекциями Франции. Ибо эта страна является не только родиной фотографии, но и нынешней фотографической столицей Европы. Приедет огромное число не только признанных звезд, но и тех молодых художников, которые определяют фотоэстетику XXI века.
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин) |
– Как правило, вы заявляете три основные темы фотобиеннале. Каковы они на этот раз?
– Мне кажется, что в этом году они максимально выражают саму природу фотографии. Это – путешествие, соблазн и конфликт. О путешествии и говорить не надо. Фотограф – это путешественник, даже если не выходит из студии, делая постановочные фотографии. Он не может обойтись без новых впечатлений, иначе у него будет «замылен глаз». А тогда и его самого не станет соблазнять реальность, и его фотографии не будут иметь того драйва, который соблазнит зрителей.
Так мы переходим к теме соблазна, которая не только связана с присутствием натуры, и прежде всего натуры обнаженной. Соблазн – это и деньги, и власть, и красота, и смерть. Но прежде всего – это энергетический драйв самой фотографии. И точно так же с природой фотографии связана тема конфликта. Творческий конфликт внутри художника – это двигатель развития его эстетики.
Хотя не забыт и социальный аспект. XXI век начался с такого количества трагических конфликтов, которые, как мы думали, остались в ХХ веке – это и жуткие войны, и геноцид, – что пройти мимо этого невозможно. Нам казалось важным напомнить и о недавней истории – мы начинаем с войны во Вьетнаме. Этот аспект темы конфликта представляют крупнейшие военные фотографы.
– Как охватить весь объем выставок и не заблудиться в них?
– Вы правы. Фотобиеннале выстраивается, как большой город, где есть главная площадь, есть проспекты, есть улицы, тупички, закоулки, есть дворики. И каждый человек выбирает свой маршрут по этому фотографическому городу.
Есть люди, которым больше интересна история фотографии, фотография как документ времени. В центре будет экспозиция классика французской фотографии Брассая, который вошел в мировую культуру вместе с сюрреалистами Андре Бретоном и Сальвадором Дали. В Новом Манеже будет показана крупнейшая ретроспектива его работ, подобной которой не было ни при его жизни, ни после смерти.
Экспонат московского фотобиеннале (фото: Михаил Просмушкин) |
Крайне интересна и выставка Себастиана Сальгадо, бразильца по происхождению, много лет живущего во Франции. Экспозиция «Рука человека» – то, что сделало его классиком современной фотографии, – будет представлена в галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке.
Отмечу и выставку Корнелла Капа «Предвыборная кампания Джона Ф. Кеннеди», которая и дает зрителю возможность пропутешествовать по всей Америке того времени, и послужит важным уроком истории накануне нашей собственной предвыборной кампании 2008 года. Там же, в музее современного искусства на Петровке, будет совершенно невероятная выставка из этнографического музея в Санкт-Петербурге, посвященная России конца XIX – начала ХХ века. Ничего подобного широкий зритель прежде не видел.
– Вижу по расписанию выставок, что и на сей раз вы не прошли мимо своего любимого Александра Родченко?
– Да, в течение десяти лет мы провели дюжину тех или иных фотофестивалей, и каждый раз было что-то новое и удивительное из архива этого классика русской фотографии. Тем более это будет и в нынешнем году, когда исполняется полвека ухода из жизни Александра Родченко.
Его выставка в музее на Петровке стягивает воедино все три темы нашего биеннале. Не могу не отметить и выставку Нан Голдин, это первая экспозиция у нас очень сложного автора, определившего многое в эстетике фотосъемки конца ХХ – начала XXI века. Автор – американка, много лет живущая во Франции. Ее удивительно провокационная выставка откроется в музее в Ермолаевском переулке.
В сложный диалог с ней войдет проходящая там же выставка Сергея Браткова, одного из интересных мастеров нашего фотоискусства, который из брутального, жуткого, а временами романтического опыта выстраивает свою эстетическую систему. На примере их диалога можно будет больше понять об отношениях, которые выстраиваются между русской и иностранной фотографиями. Вообще же, как вы понимаете, все перечислить просто невозможно. Придется всюду ходить и смотреть.