Короли арт-попа и вдохновители Faith no More и Suede впервые приехали в Россию с концертами и искренне удивились своей популярности у нас.
Мечты перфекциониста
Рассел Маэл |
Рассел Маэл: Каких-то определенных ожиданий у нас не было. Все было очень размыто. Мы, честно говоря, мало знаем о России. Мы даже не знали, есть ли у нас поклонники в России. Для нас эта поездка была сродни эксперименту, путешествию в неизведанный доселе мир.
Когда я и Рон вышли на сцену и увидели переполненный зал, то не поверили глазам. Это чудо какое-то! Мы были поражены и отношением людей к нам, и их знанием нашего материала. Я отметил удивительную вещь: на концерте были не только наши ровесники, но и совсем молодые ребята, которые родились лет 18-20 назад. Мало того, эти молодые повесы знают наши ранние вещи и правильно реагируют на шоу! Честно скажу, никогда не думал, что путешествие в неизведанный мир может так удивительно завершиться.
- Раз зашел разговор о молодых поклонниках, почему они предпочитают Sparks, когда есть масса поп-групп, популяризуемых MTV?
Рассел Маэл: Мне кажется, их привлекает дух нашей музыки, как мы работаем на сцене – как мы взрываемся на глазах у толпы. Мы же не мумии, мы не тени из прошлого, мы делаем современную музыку, и делаем ее уже сорок лет. Молодые люди это чувствуют. Они чувствуют, что мы все еще ищем, что Sparks не похожи на всех остальных. У нас остались амбиции и осталось, что сказать публике. Это они чувствуют и, видимо, поэтому слушают нас.
- Вам доводилось пробовать себя в качестве продюсеров альбомов сторонних артистов, и каков был итог такого сотрудничества?
Рон Маэл: Мы продюсировали несколько альбомов. Нам это далось очень нелегко. У нас, как у участников Sparks, специфическое видение музыки, свое понимание строения композиций. Мы не очень хорошо чувствуем другого артиста. Мы продюсировали так, как нам казалось нужным, и это не всегда устраивало. Короче, нам не понравилось.
- Сорок лет вы с Роном на сцене. Вы выпустили 20 альбомов, а осталось ли что-то такое, что вы так и не сделали и уже вряд ли сделаете?
Рон Маэл: У нас такое ощущение возникает после каждого альбома – слушаем готовый материал и думаем, как все иначе можно было сделать. Потом мы садимся записывать новый альбом, и все словно с чистого листа начинаем, будто и не было никакого прошлого.
У нас с Расселом есть мечта – снять фильм ужасов или поставить мюзикл, где наша музыка объединится с визуальными эффектами и игрой актеров. Больше, конечно, хочется снять настоящий фильм – Sparks большие фанаты кино!
- Не так давно в прокат вышел фильм о Джонни Кэше, в прошлом году гремела кинокартина о Рэе Чарльзе… Как вы думаете, скоро ли выйдет фильм о вас и кто его снимет? Кто бы мог сыграть вас?
Рассел Маэл: Как-то мне в такое чудо не верится.
Рон Маэл: Ну, на Тома Круза рассчитывать в таком фильме, я думаю, не стоит.
Рассел Маэл: Режиссером мог бы стать Мартин Скорсезе, Орсон Уэллс-то умер. Ну, Вуди Аллен осилил бы наверняка. Насчет названия… Даже не знаю… Так быстро удачное название не сочинить
Рон Маэл: «Hello, Young Lovers» точно бы подошло.
Вам, из другого поколенья…
Рон Маэл |
Рассел Маэл: Помнится, такая идея появилась уже по окончании работы над альбомом. У нас крайне редко перед записью есть четкий план действий. Мы экспериментируем, пробуем то одно, то другое. Это раньше мы шли на запись с готовыми идеями, сейчас, когда у меня дома собственная студия, все стало много проще. Нам хочется избавиться от стереотипа: у тебя есть песня – надо ее записать. Хочется избавиться от внутренней самоуспокоенности, которую тебе как исполнителю дают заранее подготовленные вещи. Надо пробовать новое! Sparks заходят в студию и начинают выдумывать! Иногда бывает страшно – вдруг ничего действительно стоящего не выйдет, но мы продолжаем. Вкалываем в студии по два года и надеемся на лучшее.
- Многие музыканты обеспокоены свободным распространением музыки в Интернете. Что вы думаете по поводу MP3?
Рон Маэл: У меня двойственное отношение к этой ситуации. С одной стороны, мы люди старой закалки, нам важна концепция. Мы выросли на виниловых пластинках, где оформление конверта переплеталось с содержанием диска. Получался такой комплекс аудио- и визуального эффекта.
Второй момент – хочется, чтобы альбом прослушали от начала до конца. В случае же с МР3 ты можешь выбрать любой трек, в отрыве от всего альбома он может и не понравиться. Выглядит это так: « Я возьму четвертый и пятый трек, а на остальные мне плевать». С другой стороны, технология MP3 и все с ней связанное дает возможность слушателю интересоваться той музыкой, на которую он пока не хочет тратиться. Узнавать что-то новое, какие-то совсем неизвестные, но интересные команды.
- Рон, на веб-сайте Sparks рассказывается о ваших успехах в коллекционировании кроссовок Air Jordan – это реальная история или очередной миф?
Рон Маэл: В школе я изучал графический дизайн, хотел проектировать автомобили, позже стал фанатом Майкла Джордана и баскетбола. Так вот к чему я все это говорю: эти кроссовки, они своим дизайном поражали, напоминали о машинах, которые я проектировал в своих мечтах. Каждый год выходили новые модели. Air Jordan сейчас для меня как предметы дизайнерского искусства. А момент ожидания выхода новой модели? Это незабываемо.
- Рассел, что-нибудь собираете?
Рассел Маэл: Ну, не знаю как и сказать.
Рон Маэл: Да, он всякие современные сувениры собирает типа шариковых ручек.
Рассел Маэл: Да, ручки! Есть такие забавные, где картинка меняется в зависимости от того, как повернуть ручку. У меня весь дом ими завален. Сейчас начну собирать коллекцию русских сувениров. Начало коллекции положено матрешками с лицами всех глав СССР и России. Мне очень понравилось.