Культура

10 февраля 2006, 10:47

Бендер и Пустота

Фото: ИТАР-ТАСС

По мере того, как новый многосерийный «Золотой теленок» подходил к концу, становилось ясно, чем он интересен. Отнюдь не своей художественной формой. Робость режиссерского почерка и бледное решение многих сцен не мешали нынешнему «Золотому теленку» выполнить историческое предназначение. Картина выразила то, о чем в советскую эпоху было невозможно в открытую сказать, написать и снять кино. Теперь роману Ильфа и Петрова не мешает ни цензура, ни самоцензура. И сюжет обрел тот эмоциональный регистр, который прежде был ему заказан.

История Остапа Бендера в постсоветском воплощении завершается ужасно грустно. Умный человек не может ни утвердиться в советской действительности, ни вырваться из нее. Олег Меньшиков выразил ужас бесперспективности с такой страстью, что сквозит в этом не только сострадание мученикам советского уклада. Чем-то мучения Остапа Бендера оказываются созвучны мучениям сегодняшнего человека.

Проклятое настроение

Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме "Двенадцать стульев" (www.andrey-mironov.ru)

Ильф и Петров создали героя, в негласной оценке которого сильно разошлись с советской властью. Но романы с таким героем не лежали «в столе», они активно циркулировали в советской действительности. Чтобы это могло произойти, авторы должны были хотя бы как-то учесть отношение советской официальной идеологии к своему герою. И это «учитывание» нашло отражение в финалах «Двенадцати стульев» и, в большей степени, «Золотого теленка».

Подчеркиваю, что ни в коем случае не имею в виду никакие сознательные компромиссы авторов с цензурой. Речь не идет и о событийной канве финалов. Окажись Бендер удачливым, он утратил бы половину своей художественной достоверности и человеческой оригинальности. А романы в целом потеряли бы нерв и глубину. Уж не говоря о внутренней правдивости, не тождественной реализму.

Речь в данном случае идет о таком неуловимом, но очень существенном моменте, как авторская интонация и настроение финала. Согласно советской идеологии провалы Бендера должны были вызывать удовлетворение, поскольку подтверждали ошибочность его позиции. Согласно художественной логике и мироощущению Ильфа и Петрова, развернутым в основном массиве повествования, никакого удовлетворения быть не могло.

А потому в завершающей части повествование «Золотого теленка» утрачивало долю раскрепощенности и органики интонаций. Ильф и Петров пытались изобразить уныние Бендера как закономерное возмездие, рано или поздно настигающее всякого человека, прущего против советского уклада и морали.

Великие авторы как будто чувствовали внутреннюю обязанность дать понять, что к бендеровскому унынию некому присоединяться – ни среди персонажей, ни среди читающих. Ну не призывать же сочувствовать этому антисоветскому несознательному элементу! А нормальный читатель и зритель, конечно же, всегда сочувствовал именно Остапу. Тем более что его образ был нарисован с нежностью, любовью и восхищением. Таким героям сопереживаешь, какие бы поступки они не совершали. Это эстетический эффект, от идеологических позиций не зависящий.

Кино советской эпохи воплотило именно этот эффект, отнеся Бендера к лирическим героям, а отнюдь не к фигурам для назидательно-сатирического обсуждения. Но и советские киноверсии «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» (каждая по-своему шедевр) вынуждены были к финалу как-то справляться с унынием, которое старались сдерживать Ильф и Петров. И которое сквозило у них где-то между строк.

Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили и Андрей Миронов трактовали Бендера по-разному, но всегда в стилистике полного артистического и душевного слияния с великим комбинатором и мечтателем. Юрский играл его интеллектуалом-эксцентриком. И в финале уходил, поддерживаемый режиссурой Михаила Швейцера, в нервную эксцентриаду, которая отрывала героя от советской почвы. Гомиашвили в фильме Гайдая сообщал герою демонизм, способный утешить зрителя, – мол, ничего, такой герой, как Мельмот-Скиталец, способен вечно возрождаться после любых катастроф.

Андрей Миронов в фильме Марка Захарова наиболее внятно намекал на душевную драму героя, потерявшего не просто вкус к жизни, но само желание жить. Бендер укладывался спать, обрисовывая Кисе Воробьянинову (Анатолий Папанов) счастье обретения сокровищ с такой печалью, будто слагал себе реквием. И запрокидывал голову слишком сильно, словно хотел, чтобы Кисе было удобнее полоснуть бритвой по сонной артерии. А режиссура Марка Захарова ничего не делала для того, чтобы переключить тональность действия в какой-то другой регистр, отвлечь зрителя от сочувствия столь проникновенному Бендеру. Это был самый грустный финал. Но и его грусть оставалась намеренно сдержанной, молчаливой.

Культ приватности

Никита Татаренков в роли Шуры Балаганова и актер Леонид Осипов в роли Паниковского в телесериале «Золотой теленок» (фото ИТАР-ТАСС)

И вот теперь мы видим неотразимо обаятельного Остапа Бендера, который фланирует по советским степям, улицам и вокзалам, с каждой минутой становясь все печальнее и печальнее. К середине последней серии у героя на лице крупными буквами пишется страшная тоска, переходящая в отчаяние. И каждой минутой экранного времени фильм подтверждает, что его создатели всей душой – вместе с Бендером.

Каждый новый эпизод последовательно отбирает у Остапа последние зацепки, последние надежды, все и всех, ради чего или ради кого стоит жить и тратить деньги «в этой стране». Разухабистый натурализм общего решения эпизодов в сочетании с деликатным психологизмом Олега Меньшикова быстро доводят до нашего сознания всю неотвратимость катастрофы. Кругом – суета, грязь и демагогия. А в душе Бендера – пустота. И чем дольше он созерцает окружающую реальность, тем эта пустота темнее и обширнее.

Шура Балаганов (Никита Татаренков) так оборван и так запихивается едой в ресторане, что можно сразу махнуть на него рукой как на конченного человека. А Бендер восседает напротив и разговаривает с ним невозмутимо и снисходительно. Как врач, уверенный, что тяжелый пациент поддается лечению. Или как погибающий, готовый хвататься за соломинку. И только когда Шуру за карманничество с руганью тащат из трамвая, Остап провожает его таким взглядом, словно уже похоронил. Не только Балаганова, но заодно и себя. Ведь кроме Балаганова, кроме Козлевича, – кому он еще нужен тут, этот Бендер?

После общения с Козлевичем (Дмитрий Назаров), автомобилистом без автомобиля, у Бендера остается одна надежда – Зося (Ольга Красько). Несмотря на попытки авторов фильма акцентировать любовную линию, в последней серии никакого намека на любовь Бендера нет. Просто потому, что он находится в состоянии человека, погибающего от одиночества, в отсутствии искреннего общения на равных. Ему не любовь как таковая нужна. Ему нужен друг, умный, талантливый человек, который тоже не мог бы полностью срастись с советской обыденностью и дать этой обыденности проглотить себя.

Будет этим человеком мужчина или женщина – не принципиально. После того как Остап поприсутствовал на обеде Зоси и ее жениха в столовой, есть опасение, что он пойдет и пустит себе пулю в лоб. Но не от безнадежной любви. А от того, что такая незаурядная девушка смирилась с жалким существованием и спутника выбрала под стать этому существованию, а не под стать себе.

Возможно, хеппи-энд с внезапной поездкой в загс получился таким куцым и безрадостным в силу технических недоработок – что-то не досняли, не домонтировали. Но в такой тональности финала есть своя правда.

Любовь Бендера и Зоси начинается не с экстаза чувств, а как вынужденная мера самоспасения. Неординарные личности должны держаться вместе, если они хотят не потеряться среди советской нищеты, чисток, идеологического ханжества и бреда.

Тут, кстати, становится ясно и то, откуда вообще в художественных сюжетах произрастает культ частной жизни, личного счастья. Из осознания героями и авторами всей безнадежности попыток завоевать мир или переделать его на свой лад. При ощущении самой жизни как ценности, с которой очень трудно расстаться. Тогда герои все чаще решают наплевать на неподдающийся мир – и чаще играют свои свадьбы. Вместо того чтобы доводить конфликт с миром до окончательных катастроф, как то предпочитали делать истинно трагические личности.

В позиции приватного самоспасения брезжит что-то очень актуальное для нас. Мы недавно шагнули за пределы советской реальности. И обнаружили – причем многие с изумлением, – что несоветская реальность тоже далека от совершенства. А раз так, то и под ужасами советского бытия можно понимать ужасы общественного бытия как такового. В картине Ульяны Шилкиной настроение Остапа – это настроение всякого умного и всякого приватного человека, который чувствует полное бесправие и беззащитность, ненужность окружающему миру и невозможность обрести никакой иной мир. Неверие в Рио-де-Жанейро сыграно Меньшиковым более убедительно, нежели попытки героя вырваться за границу.

Новая версия «Золотого теленка» узаконивает точку зрения Остапа Бендера на действительность как вполне объективный зоркий взгляд. А его позицию и логику действий – как вполне оправданную и не подлежащую критике. Потому как чего стоит частное мошенничество, на свой страх и риск, по сравнению с преступлениями государства?

И, как ни парадоксально, а в данном нюансе экранизация Ильфа и Петрова корреспондирует с экранизацией Солженицына, прошедшей на соседнем канале.

Текст: Екатерина Сальникова

Вам может быть интересно

Число жертв после ударов ВВС Пакистана в Афганистане превысило 50
Темы дня

2024 год подарил России приятные финансовые неожиданности

Доходы федерального бюджета в 2024 году уже сейчас существенно превышают прогнозные. Каковы главные источники наполнения государственной казны, почему была получена дополнительная прибыль и почему в 2025 году, как ожидается, этот результат будет даже превышен?

Зачем Порошенко пошел на сговор с Зеленским

Главный оппонент Владимира Зеленского на Украине – Петр Порошенко – выступил против проведения в стране каких-либо выборов. По его словам, «мы можем из-за этих процессов потерять Украину». Почему экс-президент, несмотря на кризис легитимности Зеленского, решил косвенно сыграть в его пользу – и как к этому относиться России?

Рогов сообщил об уничтожении самолета F-16 в Запорожской области

Лукашенко назвал количество комплексов «Орешник» для размещения в Белоруссии

Ростовский курьер-стример назвал максимальный месячный заработок

Новости

Полиция Финляндии задержала танкер за повреждение кабелей связи

Финские правоохранители задержали танкер под флагом Островов Кука по подозрению в повреждении подводных кабелей между Финляндией и Эстонией, включая Estlink 2.

Вучич обсудил с Зеленским улучшение сотрудничества

Александр Вучич и Владимир Зеленский провели телефонный разговор, в ходе которого обсудили перспективы улучшения двусторонних отношений и возможность более частых визитов на фоне возобновления работы сербского посольства в Киеве.

Пашинян пригрозил бойкотом саммита ЕАЭС в Белоруссии

Премьер-министр Армении Никол Пашинян после спора на заседании Высшего Евразийского совета (ЕАЭС) с белорусским лидером Александром Лукашенко заявил, что армянская делегация может вовсе не участвовать в саммите ЕАЭС в Белоруссии.

Израильская «Эль-Аль» приостановила рейсы из Тель-Авива в Москву

Израильская авиакомпания «Эль-Аль» приостановила рейсы из Тель-Авива в Москву на неделю после крушения самолета Azerbaijan Airlines, направлявшегося в Грозный.

В Казахстане подтвердили взрыв баллона перед крушением самолета под Актау

Аэропорт Актау получил информацию от руководителя полетов «Ростов» о взрыве кислородного баллона на борту самолета.

НАСА показало похожее на рождественскую елку звездное скопление

Американское космическое агентство НАСА представило новое изображение звездного скопления NGC 2264, напоминающего рождественскую елку.

Режим ЧС федерального уровня введен из-за разлива нефтепродуктов в Черном море

Из-за разлива мазута в Черном море в результате крушения танкеров в Керченском проливе введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня, что позволит задействовать дополнительные ресурсы и финансовую поддержку.

Директор ВОЗ оказался в аэропорту Саны во время удара Израиля

Тедрос Гебрейесус находился в международном аэропорту Саны, когда он подвергся израильским авиаударам, в результате которых погибли и пострадали люди.

Путин высказался о будущем применении «Орешника»

Россия может применить гиперзвуковую ракетную систему «Орешник», если это потребуется, однако пока спешить с этим не будет, заявил президент Владимир Путин.

ЕС решил ввести санкции против теневого флота России

Евросоюз планирует ввести новые санкции против теневого флота России в ответ на инцидент в Балтийском море. Об этом заявили главы Еврокомиссии и дипломатии ЕС.

США заблокировали перевод российского взноса в МККК

США незаконными санкциями против Газпромбанка заблокировали перевод российского взноса в бюджет Международного комитета Красного Креста (МККК), сообщает МИД РФ.

Путин выразил готовность России поставлять газ в ЕС через Польшу

Россия готова направить поставки газа в Европу через территорию Польши, возобновление работы маршрута может произойти мгновенно, заявил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Поглощение Канады разрушает стереотипы в политике

Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.

Ирина Алкснис: Миграционные проблемы в России и проще, и сложнее, чем в других странах

Умение создать пространство для сосуществования самых разных людей и культур является важнейшим преимуществом России, которое вечно недооценивают ее противники. Но без коррекции миграционной политики эти особенности могут стать уязвимостью.

Дмитрий Губин: Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом

Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»