Культура

22 декабря 2006, 08:53

Фабричные люди

Фото: det-fond.ru

Пожалуй, ЦЕХ – самый позитивный из существующих на сегодняшний день фестивалей современного искусства. Что не говорит о его легковесности: поиски новых способов сценического высказывания ведутся здесь интенсивно и даже яростно. А поскольку танец – наиболее подвижное (во всех смыслах) искусство, на ЦЕХе с удовольствием экспериментируют со смежными жанрами. Сегодня спектакль современного танца – это не только движение, но и видео, музыка, текст. Удивительно, но мало осталось традиционно «безмолвных» постановок. И прошедший в начале декабря шестой по счету ЦЕХ это подтвердил.

ЦЕХ этого года примечателен еще и тем, что наконец обрел собственный дом. Теперь спектакли, рожденные на базе агентства «ЦЕХ», и изрядное количество гастролеров отлично чувствуют себя в «Актовом зале» «Проекта_Фабрика». Не очень большой, но уютный зал и удобная сцена, позволяющая любое оформление, дают возможность играть самые необычные спектакли. Добираться, правда, далековато, но, судя по мощному наплыву публики, для поклонников такого вида искусства расстояние – не проблема.

По списочку

ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя

Условно спектакли ЦЕХа можно разделить на две части: работы дебютантов и показы мэтров отечественного contemporary dance. И тот, и другой блок имеют свою привлекательность. Первый – потому что здесь можно увидеть опыты, этюды, отрывки, еще несовершенные по форме попытки выразить свои мысли – а новички порой бывают шустры и по части фантазии, и по части техники. А во втором обычно подряд выступают звездные коллективы, бывающие в Москве только пару раз в год.

На нынешнем ЦЕХе встречались и однозначные дебюты, и показы коллективов, существующих уже не первый год, но в Москве неизвестных. Таких, например, как Театр танца Верхотура и Толока, чей спектакль «Брат и сестра» – любопытное сочетание танцевальных элементов и живого фольклорного пения. Татьяна Степченко и Виталий Глухов, певица и танцовщик, сплетают воедино бойкость и печаль, мудрость и наивность. Фольклорной музыкой – правда, уже в записи – пользуется в своем спектакле коллектив «Параллели» из Витебска. Их романтичная чувственная работа «Шаг И» – одна из немногих на фестивале, где танец существует без примесей.

А вот сочинитель монопредставлений Владимир Голубев из Челябинска, наоборот, увлекся «дополнительными элементами» и забыл про танец. В его получасовой работе «Не самая шаткая опора» собственно танец занимает минут пять. Зато много всего другого: тут и многосерийное пение под гитару, и надевание на голову «резинового изделия номер один», и кружение сухих листиков. Причем все это делается вяло, вразвалочку, отчего возникает ощущение пренебрежения по отношению к зрителю. Увы, для такой самоуверенности Голубеву явно не хватает харизмы и содержательности. Печально это видеть, ибо прошлогодняя работа Голубева «Не соло» была очень удачной и номинирована в этом году на «Золотую Маску».

Среди дебютантов внимания заслуживали двое: Ольга Духовная со своим скромным десятиминутным соло «Не верь моряку», куда вместились и пластика, и визуальные эффекты, и трогательная анимация, и Ольга Цветкова со спектаклем «Веришь?», любопытным по композиции, хотя несколько затянутым. Киевлянка Духовная сейчас работает как танцовщица в столичном проекте «Онэ Цукер», а Цветкова, имея обширную танцевальную практику, трудится на нескольких проектах еще и как видеохудожник. Фантазии обеим девушкам не занимать, поэтому вполне возможно, их имена стоит запомнить и отслеживать в дальнейшем.

После вдоха

«ПО.В.С.Танцы»

«Звездный» список ЦЕХа в этот раз впечатлил. Работы Александра Пепеляева, Ольги Поны, Татьяны Багановой, Михаила Иванова и Нины Гастевой («Игуан»), Альберта Альберта и Александры Конниковой («ПО.В.С.Танцы») порой озадачивали, но чаще – радовали. И доказывали, что ни одному хореографу, даже достигшему определенных высот, неинтересно сидеть на месте – каждый старается в любой новой работе пойти дальше, понять и придумать что-то новое.

«Альфа-Чайка» столичного коллектива APPARATUS уже вошла в постоянный репертуар «Актового зала». Александр Пепеляев попытался препарировать знаменитую чеховскую пьесу, использовав для этого все возможные средства: движение, декламацию, компьютерную графику, видео. Получилась бронебойная смесь длиной почти в полтора часа. Однако ощущения цельности отсутствует, ибо почти нет элементов, связанных друг с другом. Хореографические фрагменты сделаны и исполнены первоклассно. Занятно выглядит сцена, где Костя Треплев играет в компьютерную игру, сражаясь с огромной чайкой на экране, которая в итоге безжалостно его проглатывает. Но вот эскапады декламатора Германа Виноградова порой кажутся чересчур вызывающими и даже вульгарными, что разрушает атмосферу. Оно, конечно, «не странен кто ж», но не до такой степени. Безусловно, можно воспринять «Альфа-чайку» как посыл к подсознанию и не изыскивать логику. Но это было бы самым удобным объяснением.

Спектакль знаменитых «Провинциальных танцев» из Екатеринбурга «После вовлеченности» недавно привозили на фестиваль «Территория», но в силу многожанровости мероприятия он не получил должного резонанса. Между тем, это одна из самых глубоких и качественных работ в области contemporary dance за последнее время. Как всегда у Татьяны Багановой, история в первую очередь женская. Статные танцовщицы с длинными волосами, мерцающие парчовые платья, надрывный манящий перезвук струнных и – чувственность через край. Это история зрелых уже людей, отчаянно тоскующих по чувствам. Юность позади, а значит, вместо пыла возникает тоска и робкая потребность быть нужным. Если попытаться классифицировать работы Багановой, то получится «танц-живопись»: сочетание цвета, линий движения, настроений напоминает полотна импрессионистов. Красиво, прозрачно и неуловимо грустно.

Неизменные фавориты ЦЕХа (а также любимцы автора этих строк) «ПО.В.С.Танцы» показали две работы: «В режиме ожидания», сделанную под своей маркой, и «Past continuous», поставленную с костромским коллективом «Диалог Данс».

Главное оружие героев, придуманных «ПО.В.С.Танцами». – нежность. И их природная сущность, за которую они сражаются до последнего в мире, полном рамок и ограничений. Сражаются за право быть собой. Быть живым и счастливым.

«В режиме ожидания» – это история любви, любовный треугольник на фоне сумасшествий окружающего мира. История людей, сражающихся за свое счастье. «ПО.В.С.Танцы» показывают, что танцевать может не только тело, но и взгляд, дыхание, интонация. От спектакля к спектаклю они все глубже и точнее познают человека в его первозданности, открывая нам нас же самих.

ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя. А о профпригодности судят зрители и коллеги. Здесь принято прислушиваться к мнению других. Что не последнюю роль играет в том, как активно сочинители отечественного contemporary dance двигаются в собственных творческих поисках.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

В Саратове один человек погиб в ходе атаки беспилотников
Темы дня

В американской версии мира сместились центры силы

Администрация Дональда Трампа продолжает переосмыслять подходы к международной политике. Так, в Белом доме обсуждается идея создания Core 5, «Ключевой пятерки», формата диалога между великими державами, к которому должны присоединиться Россия, Китай, Индия и Япония. Эксперты рассуждают: это намеренный вброс или попытка перенастроить сложившийся миропорядок?

Россия запустила процесс возвращения замороженных в ЕС активов

Банк России подает иск против бельгийского депозитария Euroclear из-за замороженных российских активов. Регулятор заявил, что такой шаг обусловлен планами Еврокомиссии о бессрочной заморозке средств ЦБ и намерением использовать активы в интересах третьих лиц. Как этот иск Центробанка повлияет на Бельгию и остальные страны Европы на фоне «ключевой недели», в течение которой будет приниматься решение о будущем финансировании Украины?

Europol предсказал беспорядки из-за роботов и атаки дронов в Европе

Меркель отказалась от своего любимого жеста

Начато строительство космодрома в Сомали

Новости

Лыжница Степанова отказалась участвовать в соревнованиях в нейтральном статусе

Олимпийская чемпионка в эстафете по лыжным гонкам Вероника Степанова не будет подавать заявку на нейтральный статус.

«АвтоВАЗ» отозвал для проверки 33,5 тыс. новых Lada Granta

Компания «АвтоВАЗ» анонсировала проведение проверки для автомобилей Lada Granta 2025 года выпуска из-за необходимости подтверждения потребительских характеристик.

Кипр объявил об открытии визовых центров в России

В восьми крупнейших городах России с 15 декабря начнут работать специализированные центры для подачи документов на кипрские визы, сообщает посольство страны.

Песков: Киев пытается использовать референдум как предлог для передышки

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал идею президента Владимира Зеленского провести референдум по территориальному вопросу. По его словам, если Киев таким образом пытается получить передышку в боевых действиях, то этот план Украины обречен.

Дебиторская задолженность и акции Google France изъяты по решению российского суда

Французская судебная инстанция приняла решение об изъятии акций и дебиторской задолженности компании Google France в рамках исполнения постановления российского суда.

ВСУ отправили в бой у Купянска 300 бразильцев

Командование ВСУ отправило в атаку на Купянск около 300 бразильских наемников, они попали под ФАБы, сообщили СМИ.

Глава Пентагона Хегсет отстранил Дрисколла от переговоров по Украине

Министр армии США Дэн Дрисколл был исключен из переговорного процесса по Украине по решению шефа Пентагона Пита Хегсета, сообщает Telegraph.

В Госдуме выступили против ограничения скидок на маркетплейсах

Конфликт между банками и маркетплейсами носит скорее корпоративный, чем общественный характер, заявил первый заместитель председателя IT-комитета Госдумы Антон Горелкин.

Стартовали предпродажи российских электромобилей «Атом»

Пресс-служба «Камаза» объявила о старте предпродаж российских электромобилей «Атом».

Эксперт: Заявлениями о выборах Зеленский затягивает переговоры и выпрашивает перемирие

При желании Владимир Зеленский давно бы провел президентские выборы на Украине, но он специально затягивает время, чтобы выторговать перемирие и укрепить резервы ВСУ, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Павел Данилин. В пятницу в Киеве снова заявили о том, что для проведения выборов необходимо добиться остановки огня.

Совет ЕС объявил о бессрочной блокировке российских замороженных активов

Совет Европейского союза утвердил положение, которое запрещает возврат замороженных российских суверенных активов, не определяя сроки и процедуры разблокировки.

Зурабишвили призвала к протестам из-за визита премьер-министра Грузии в Ашхабад

Экс-президент Грузии Саломе Зурабишвили призвала оппонентов власти на митинг в пятницу на проспект Руставели в Тбилиси из-за визита премьер-министра Ираклия Кобахидзе в Ашхабад для участия в международном форуме, посвященном тридцатилетию нейтралитета Туркменистана, который также посетил российский лидер Владимир Путин, сообщает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов