Культура

22 декабря 2006, 08:53

Фабричные люди

Фото: det-fond.ru

Пожалуй, ЦЕХ – самый позитивный из существующих на сегодняшний день фестивалей современного искусства. Что не говорит о его легковесности: поиски новых способов сценического высказывания ведутся здесь интенсивно и даже яростно. А поскольку танец – наиболее подвижное (во всех смыслах) искусство, на ЦЕХе с удовольствием экспериментируют со смежными жанрами. Сегодня спектакль современного танца – это не только движение, но и видео, музыка, текст. Удивительно, но мало осталось традиционно «безмолвных» постановок. И прошедший в начале декабря шестой по счету ЦЕХ это подтвердил.

ЦЕХ этого года примечателен еще и тем, что наконец обрел собственный дом. Теперь спектакли, рожденные на базе агентства «ЦЕХ», и изрядное количество гастролеров отлично чувствуют себя в «Актовом зале» «Проекта_Фабрика». Не очень большой, но уютный зал и удобная сцена, позволяющая любое оформление, дают возможность играть самые необычные спектакли. Добираться, правда, далековато, но, судя по мощному наплыву публики, для поклонников такого вида искусства расстояние – не проблема.

По списочку

ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя

Условно спектакли ЦЕХа можно разделить на две части: работы дебютантов и показы мэтров отечественного contemporary dance. И тот, и другой блок имеют свою привлекательность. Первый – потому что здесь можно увидеть опыты, этюды, отрывки, еще несовершенные по форме попытки выразить свои мысли – а новички порой бывают шустры и по части фантазии, и по части техники. А во втором обычно подряд выступают звездные коллективы, бывающие в Москве только пару раз в год.

На нынешнем ЦЕХе встречались и однозначные дебюты, и показы коллективов, существующих уже не первый год, но в Москве неизвестных. Таких, например, как Театр танца Верхотура и Толока, чей спектакль «Брат и сестра» – любопытное сочетание танцевальных элементов и живого фольклорного пения. Татьяна Степченко и Виталий Глухов, певица и танцовщик, сплетают воедино бойкость и печаль, мудрость и наивность. Фольклорной музыкой – правда, уже в записи – пользуется в своем спектакле коллектив «Параллели» из Витебска. Их романтичная чувственная работа «Шаг И» – одна из немногих на фестивале, где танец существует без примесей.

А вот сочинитель монопредставлений Владимир Голубев из Челябинска, наоборот, увлекся «дополнительными элементами» и забыл про танец. В его получасовой работе «Не самая шаткая опора» собственно танец занимает минут пять. Зато много всего другого: тут и многосерийное пение под гитару, и надевание на голову «резинового изделия номер один», и кружение сухих листиков. Причем все это делается вяло, вразвалочку, отчего возникает ощущение пренебрежения по отношению к зрителю. Увы, для такой самоуверенности Голубеву явно не хватает харизмы и содержательности. Печально это видеть, ибо прошлогодняя работа Голубева «Не соло» была очень удачной и номинирована в этом году на «Золотую Маску».

Среди дебютантов внимания заслуживали двое: Ольга Духовная со своим скромным десятиминутным соло «Не верь моряку», куда вместились и пластика, и визуальные эффекты, и трогательная анимация, и Ольга Цветкова со спектаклем «Веришь?», любопытным по композиции, хотя несколько затянутым. Киевлянка Духовная сейчас работает как танцовщица в столичном проекте «Онэ Цукер», а Цветкова, имея обширную танцевальную практику, трудится на нескольких проектах еще и как видеохудожник. Фантазии обеим девушкам не занимать, поэтому вполне возможно, их имена стоит запомнить и отслеживать в дальнейшем.

После вдоха

«ПО.В.С.Танцы»

«Звездный» список ЦЕХа в этот раз впечатлил. Работы Александра Пепеляева, Ольги Поны, Татьяны Багановой, Михаила Иванова и Нины Гастевой («Игуан»), Альберта Альберта и Александры Конниковой («ПО.В.С.Танцы») порой озадачивали, но чаще – радовали. И доказывали, что ни одному хореографу, даже достигшему определенных высот, неинтересно сидеть на месте – каждый старается в любой новой работе пойти дальше, понять и придумать что-то новое.

«Альфа-Чайка» столичного коллектива APPARATUS уже вошла в постоянный репертуар «Актового зала». Александр Пепеляев попытался препарировать знаменитую чеховскую пьесу, использовав для этого все возможные средства: движение, декламацию, компьютерную графику, видео. Получилась бронебойная смесь длиной почти в полтора часа. Однако ощущения цельности отсутствует, ибо почти нет элементов, связанных друг с другом. Хореографические фрагменты сделаны и исполнены первоклассно. Занятно выглядит сцена, где Костя Треплев играет в компьютерную игру, сражаясь с огромной чайкой на экране, которая в итоге безжалостно его проглатывает. Но вот эскапады декламатора Германа Виноградова порой кажутся чересчур вызывающими и даже вульгарными, что разрушает атмосферу. Оно, конечно, «не странен кто ж», но не до такой степени. Безусловно, можно воспринять «Альфа-чайку» как посыл к подсознанию и не изыскивать логику. Но это было бы самым удобным объяснением.

Спектакль знаменитых «Провинциальных танцев» из Екатеринбурга «После вовлеченности» недавно привозили на фестиваль «Территория», но в силу многожанровости мероприятия он не получил должного резонанса. Между тем, это одна из самых глубоких и качественных работ в области contemporary dance за последнее время. Как всегда у Татьяны Багановой, история в первую очередь женская. Статные танцовщицы с длинными волосами, мерцающие парчовые платья, надрывный манящий перезвук струнных и – чувственность через край. Это история зрелых уже людей, отчаянно тоскующих по чувствам. Юность позади, а значит, вместо пыла возникает тоска и робкая потребность быть нужным. Если попытаться классифицировать работы Багановой, то получится «танц-живопись»: сочетание цвета, линий движения, настроений напоминает полотна импрессионистов. Красиво, прозрачно и неуловимо грустно.

Неизменные фавориты ЦЕХа (а также любимцы автора этих строк) «ПО.В.С.Танцы» показали две работы: «В режиме ожидания», сделанную под своей маркой, и «Past continuous», поставленную с костромским коллективом «Диалог Данс».

Главное оружие героев, придуманных «ПО.В.С.Танцами». – нежность. И их природная сущность, за которую они сражаются до последнего в мире, полном рамок и ограничений. Сражаются за право быть собой. Быть живым и счастливым.

«В режиме ожидания» – это история любви, любовный треугольник на фоне сумасшествий окружающего мира. История людей, сражающихся за свое счастье. «ПО.В.С.Танцы» показывают, что танцевать может не только тело, но и взгляд, дыхание, интонация. От спектакля к спектаклю они все глубже и точнее познают человека в его первозданности, открывая нам нас же самих.

ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя. А о профпригодности судят зрители и коллеги. Здесь принято прислушиваться к мнению других. Что не последнюю роль играет в том, как активно сочинители отечественного contemporary dance двигаются в собственных творческих поисках.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

ВС России поразили ангар с техникой ВСУ под Николаевом
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Медведев поздравил с 1 Мая советским плакатом с Зеленским вместо Гитлера

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Шеф-повар рассказал, как сделать к Пасхе полезный кулич с жидкой начинкой

В трендах куличи с жидкой ягодной или ореховой начинкой и глазурь из шоколада с ягодами или из аквофабы, сказал газете ВЗГЛЯД шеф-повар Григорий Малышев. Также он рассказал, как сделать кулич более диетическим.

Британия захотела присоединиться к созданию «Небесного щита» против России

Власти Британии задумались над участием в создании новой общеевропейской системы противовоздушной обороны «Небесный щит» для противодействия России, пишет Daily Mail со ссылкой на главу британского Минобороны Гранта Шаппса.

Житель США признал вину в передаче технологий для БПЛА российским компаниям

Житель Нью-Йорка Николай Григорьев в федеральном суде в Бруклине признал вину в сговоре с целью незаконного экспорта технологий, которые используются в российских военных беспилотниках, сообщил минюст США.

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе

Минувшей ночью ВС России нанесли удар по штабу ВСУ в районе площади Куликово Поле в Одессе, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев со ссылкой на коллег.

Россия выступила против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице»

Россия выступает категорически против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице», происходит попытка «узурпации дейтонских функций», заявил на заседании СБ ООН постпред России при организации Василий Небензя.

Эксперт: Стоимость техники на выставке трофеев в Москве достигла миллиардов долларов

Совокупная стоимость образцов военной техники, представленной на выставке трофеев на Поклонной горе в Москве, достигает миллиардов долларов, рассказал старший научный сотрудник Центрального музея вооруженных сил Андрей Любчиков.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе

На выставку трофейной техники у музея Победы на Поклонной горе доставлены американские танк M1 Abrams и штурмовая инженерная машина M1150 Assault Breacher Vehicle, сообщило Минобороны России.

У Пентагона возникли трудности с поставщиками оружия

Поставщики не хотят заключать с Пентагоном долгосрочные соглашения на поставки по фиксированным ценам оружия для пополнения американских запасов после помощи Украине, говорится в докладе контрольно-бюджетного управления страны.

Украинцы высмеяли свой МИД из-за сгенерированного ИИ спикера

Министерство иностранных дел Украины презентовало нового спикера Викторию, созданную с помощью искусственного интеллекта, чем вызвало шквал насмешек в свой адрес со стороны украинцев.

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

В ночь на среду жители нескольких регионов Украины видели в небе яркую вспышку «без взрывов», украинские СМИ считают ее «космическим явлением».

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?