ЦЕХ этого года примечателен еще и тем, что наконец обрел собственный дом. Теперь спектакли, рожденные на базе агентства «ЦЕХ», и изрядное количество гастролеров отлично чувствуют себя в «Актовом зале» «Проекта_Фабрика». Не очень большой, но уютный зал и удобная сцена, позволяющая любое оформление, дают возможность играть самые необычные спектакли. Добираться, правда, далековато, но, судя по мощному наплыву публики, для поклонников такого вида искусства расстояние – не проблема.
По списочку
ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя
Условно спектакли ЦЕХа можно разделить на две части: работы дебютантов и показы мэтров отечественного contemporary dance. И тот, и другой блок имеют свою привлекательность. Первый – потому что здесь можно увидеть опыты, этюды, отрывки, еще несовершенные по форме попытки выразить свои мысли – а новички порой бывают шустры и по части фантазии, и по части техники. А во втором обычно подряд выступают звездные коллективы, бывающие в Москве только пару раз в год.
На нынешнем ЦЕХе встречались и однозначные дебюты, и показы коллективов, существующих уже не первый год, но в Москве неизвестных. Таких, например, как Театр танца Верхотура и Толока, чей спектакль «Брат и сестра» – любопытное сочетание танцевальных элементов и живого фольклорного пения. Татьяна Степченко и Виталий Глухов, певица и танцовщик, сплетают воедино бойкость и печаль, мудрость и наивность. Фольклорной музыкой – правда, уже в записи – пользуется в своем спектакле коллектив «Параллели» из Витебска. Их романтичная чувственная работа «Шаг И» – одна из немногих на фестивале, где танец существует без примесей.
А вот сочинитель монопредставлений Владимир Голубев из Челябинска, наоборот, увлекся «дополнительными элементами» и забыл про танец. В его получасовой работе «Не самая шаткая опора» собственно танец занимает минут пять. Зато много всего другого: тут и многосерийное пение под гитару, и надевание на голову «резинового изделия номер один», и кружение сухих листиков. Причем все это делается вяло, вразвалочку, отчего возникает ощущение пренебрежения по отношению к зрителю. Увы, для такой самоуверенности Голубеву явно не хватает харизмы и содержательности. Печально это видеть, ибо прошлогодняя работа Голубева «Не соло» была очень удачной и номинирована в этом году на «Золотую Маску».
Среди дебютантов внимания заслуживали двое: Ольга Духовная со своим скромным десятиминутным соло «Не верь моряку», куда вместились и пластика, и визуальные эффекты, и трогательная анимация, и Ольга Цветкова со спектаклем «Веришь?», любопытным по композиции, хотя несколько затянутым. Киевлянка Духовная сейчас работает как танцовщица в столичном проекте «Онэ Цукер», а Цветкова, имея обширную танцевальную практику, трудится на нескольких проектах еще и как видеохудожник. Фантазии обеим девушкам не занимать, поэтому вполне возможно, их имена стоит запомнить и отслеживать в дальнейшем.
После вдоха
«ПО.В.С.Танцы» |
«Звездный» список ЦЕХа в этот раз впечатлил. Работы Александра Пепеляева, Ольги Поны, Татьяны Багановой, Михаила Иванова и Нины Гастевой («Игуан»), Альберта Альберта и Александры Конниковой («ПО.В.С.Танцы») порой озадачивали, но чаще – радовали. И доказывали, что ни одному хореографу, даже достигшему определенных высот, неинтересно сидеть на месте – каждый старается в любой новой работе пойти дальше, понять и придумать что-то новое.
«Альфа-Чайка» столичного коллектива APPARATUS уже вошла в постоянный репертуар «Актового зала». Александр Пепеляев попытался препарировать знаменитую чеховскую пьесу, использовав для этого все возможные средства: движение, декламацию, компьютерную графику, видео. Получилась бронебойная смесь длиной почти в полтора часа. Однако ощущения цельности отсутствует, ибо почти нет элементов, связанных друг с другом. Хореографические фрагменты сделаны и исполнены первоклассно. Занятно выглядит сцена, где Костя Треплев играет в компьютерную игру, сражаясь с огромной чайкой на экране, которая в итоге безжалостно его проглатывает. Но вот эскапады декламатора Германа Виноградова порой кажутся чересчур вызывающими и даже вульгарными, что разрушает атмосферу. Оно, конечно, «не странен кто ж», но не до такой степени. Безусловно, можно воспринять «Альфа-чайку» как посыл к подсознанию и не изыскивать логику. Но это было бы самым удобным объяснением.
Спектакль знаменитых «Провинциальных танцев» из Екатеринбурга «После вовлеченности» недавно привозили на фестиваль «Территория», но в силу многожанровости мероприятия он не получил должного резонанса. Между тем, это одна из самых глубоких и качественных работ в области contemporary dance за последнее время. Как всегда у Татьяны Багановой, история в первую очередь женская. Статные танцовщицы с длинными волосами, мерцающие парчовые платья, надрывный манящий перезвук струнных и – чувственность через край. Это история зрелых уже людей, отчаянно тоскующих по чувствам. Юность позади, а значит, вместо пыла возникает тоска и робкая потребность быть нужным. Если попытаться классифицировать работы Багановой, то получится «танц-живопись»: сочетание цвета, линий движения, настроений напоминает полотна импрессионистов. Красиво, прозрачно и неуловимо грустно.
Неизменные фавориты ЦЕХа (а также любимцы автора этих строк) «ПО.В.С.Танцы» показали две работы: «В режиме ожидания», сделанную под своей маркой, и «Past continuous», поставленную с костромским коллективом «Диалог Данс».
Главное оружие героев, придуманных «ПО.В.С.Танцами». – нежность. И их природная сущность, за которую они сражаются до последнего в мире, полном рамок и ограничений. Сражаются за право быть собой. Быть живым и счастливым.
«В режиме ожидания» – это история любви, любовный треугольник на фоне сумасшествий окружающего мира. История людей, сражающихся за свое счастье. «ПО.В.С.Танцы» показывают, что танцевать может не только тело, но и взгляд, дыхание, интонация. От спектакля к спектаклю они все глубже и точнее познают человека в его первозданности, открывая нам нас же самих.
ЦЕХ – не конкурсный фестиваль. Здесь не определяют, кто лучше, а кто хуже. Потому что каждому человеку дается шанс показать себя. А о профпригодности судят зрители и коллеги. Здесь принято прислушиваться к мнению других. Что не последнюю роль играет в том, как активно сочинители отечественного contemporary dance двигаются в собственных творческих поисках.