13.11.2006 мир лишний раз удостоверился, что искусство кому-то да нужно. В Скрантоне, что в штате Пенсильвания, во время перевозки из Музея искусств Толедо (штат Огайо) в Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке была украдена картина великого испанского художника Франсиско де Гойи «Дети в двухколесной тележке», датируемая 1778 годом и застрахованная на 1 млн. 100 тыс. долларов.
Киднеппинг по-американски
Гойя.Сатурн, пожирающий своих детей (1823) |
Картина, как планировалось, должна была выставляться в рамках проекта «Испанская живопись – от Эль Греко до Пикассо: время, истина и история», стартующего 17 ноября. К расследованию происшествия моментально приступило ФБР, и какое-то время на этом все комментарии исчерпывались.
Живописные полотна Гойи – большая редкость, их трудно встретить в музеях или частных коллекциях. Мастер предпочитал максимализм: некоторые из его работ достигают 8 кв. м, другие поменьше. Наибольшая коллекция его работ хранится на родине Гойи, в мадридском музее Прадо.
Как и с любой национальной гордостью, с Гойей связано множество историй – от детективных, как нынешняя, до откровенное курьезных (на статус которой нынешняя может еще и попретендовать). Например, одни из самых дорогих его работ, «Святое семейство» и «Тобиас и ангел», долгое время находились в руках частных лиц, и о существовании этих работ в природе никто и не подозревал.
До тех пор пока владелец не решил выставить «красивые картины» на аукцион и частные оценщики не оценили работы в полторы тысячи евро. Одному богу известно почему, но хозяин не удовлетворился такой суммой и предоставил картины экспертам музея, пришедшим в изумление, установив, что работы датируются концом XVIII века и принадлежат кисти великого Гойи, вследствие чего картины были выставлены на аукцион и куплены правительством Испании за 3,5 млн. евро.
Апология воровства
Примечательна и судьба другой работы – «Граф Уголино» |
Гойе везло на похищения – это ли не признание подлинного величия таланта? Картина «Святой Иоанн Креститель ребенком идет по пустыне» пропала где-то в Париже еще в конце XIX века, но вдруг появилась на аукционе в Лондоне аж в 2001 году, где и была продана за 4,2 млн. евро.
В 1961 году некто Кемптон Бантон, скромный водитель двухъярусного лондонского автобуса, умудрился вынести из британской Национальной галереи полотно Гойи «Портрет герцога Веллингтона», впрочем, мучимый угрызениями совести, сам и вернул ее в 1965-м. Показательно, что следствие не имело никаких подозрений на его счет.
Примечательна и судьба другой работы – «Граф Уголино». Где-то в начале 90-х появившаяся из небытия работа была кем-то приобретена всего за 250 долларов. Но, как и в случае с двумя вышеописанными картинами, вовремя подключившиеся эксперты спасли ситуацию, определив принадлежность работы кисти Гойи. Однако картину они спасти не успели – пока суд да дело, работа исчезла, и страхование ее на сумму в 500 тыс. долларов тоже, впрочем, мало помогло одураченным владельцам. Найдена картина была уже только в 2005 году где-то в пригородах Подгорицы, города в Черногории, в одном из частных домов.
В 2001 году в Мадриде из частной коллекции были похищены 17 картин, в том числе две работы Гойи – «Качели» и «Падение осла». Воры собирались перепродать работы колумбийской мафии, и та даже успела частично расплатиться наркотиками, но картины были вовремя обнаружены полицией в пустой вилле под Жироной в 2003 году и возвращены владельцам.
Воз и маленькая тележка
Картины перевозятся в специальных фургонах с настраиваемой температурой, по меньшей мере два водителя сменяют друг друга, не на секунду не оставляя машину без присмотра |
Перевозчики произведений искусства принимают все меры предосторожности, чтобы доставить свой ценный груз в целости.
Картины перевозятся в специальных фургонах с настраиваемой температурой, по меньшей мере два водителя сменяют друг друга, не на секунду не оставляя машину без присмотра.
При этом сам путь проходит далеко от основных дорог, чтобы не привлекать внимания, а устроиться на работу водителем не проще, чем стать агентом ФБР. За перемещениями фургона наблюдают спутниковые системы, записывающие, где он находится, включен ли мотор и даже с какой скоростью движется. Сопроводительные же бумаги специально составляются достаточно туманно, чтобы не раскрыть тайну груза.
Увы, на этот раз предосторожности не помогли. 7 ноября около 11 вечера оба водителя зашли в отель Howard Johnson Inn, оставив фургон с картиной на неосвещенной площадке, на которую окна отеля не выходили. Вернувшись к нему в 6.30 утра на следующий день, они обнаружили, что замки фургона сломаны, а бесценный груз исчез.
Сначала казалось, что похищение было спланировано чуть ли не гениально. Грузовик, в котором перевозилась картина, был отправлен в Нью-Йорк в буквальном смысле слова окольными путями, проходя где-то под Скрантоном в Пенсильвании, вдали от хайвея 80, ведущего собственно в Нью-Йорк.
Захват был совершен точечным ударом и достиг своей цели. Достиг ли?
Пошли разговоры о заказной работе, «Афере Томаса Крауна» (где очаровательный Пирс Броснан ворует картину Моне прямо из музея), бессмысленности затеи и т.д |
Пошли разговоры о заказной работе, «Афере Томаса Крауна» (где очаровательный Пирс Броснан ворует картину Моне прямо из музея), бессмысленности затеи и т.д.
Любая попытка сбыть картину была бы тут же зафиксирована Интерполом, а Толедский музей, чьей собственностью картина является, так прямо заявил, что на открытом рынке картина не имеет никакой ценности. Впрочем, страховая компания, боясь расстаться с миллионом долларов, пообещала 50 тыс. долларов тому, кто сможет что-нибудь сообщить о местонахождении картины.
ФБР хранило гордое и недоуменное молчание. 12 офицеров, призванных раскрывать преступления в сфере искусства, предпочитают не распространяться, пока не получат стопроцентные доказательства – или пока хотя бы чего-нибудь не получат.
Первые подозрения пали на самих водителей. На вопрос, почему они решили заночевать в отеле и разбить однодневную поездку на два дня, те неловко отвечали, что в Манхэттене их ждали около полудня, а приезжать чересчур рано и болтаться с картиной по Нью-Йорку им не хотелось.
Затем заподозрили музейных работников, у которых, как известно, рука нечиста, – вспомнить только недавние скандалы во Франции и США. Сведения о маршруте и перевозчике известны только им, а значит, они и виноваты, если произошла утечка.
Затем перебрали всех известных коллекционеров, но возможность, что картина может всплыть в частной коллекции, ничтожно мала. Вряд ли кто-то рискнет выставить ее даже в самом узком кругу.
Не желая себе в этом признаваться, следствие зашло в тупик.
В игрушки переиграли
21 ноября из США пришло сообщение, что пропавшие «Дети в тележке» найдены.
Полотно находится в отличном состоянии и совершенно не повреждено. От подробных комментариев ФБР пока воздерживается, если не считать одного, просочившегося в прессу и автоматически перемещающего, казалось бы, детективную историю в ранг удивительного курьеза.
ФБР раскололось и сообщило, что преступники охотились вовсе не за полотном великого живописца, а за игровыми приставками нового поколения, которые перевозят в похожих контейнерах. Обнаружив свою ошибку, геймеры не нашли ничего лучше, чем попросту подбросить нетронутый контейнер с картиной в Нью-Джерси.
Таким образом, богатая на сенсации «история одного похищения» длилась почти рекордную одну неделю. Каким же курьезом выглядит заявление лучшего сыщика ФБР, сделанное через день после похищения: «Похоже, похититель знал, что он делает»!
Нетрудно представить, в какой шок повергло многих искусствоведов заявление ФБР. Ежели теперь игровые приставки ценятся выше Гойи (а надо отметить, что похитители могли и не «возвращать» фактически работу, а найти способ ее сбыть за невероятные деньги), то стоит призадуматься еще и над ценностью искусства в современном мире, а не только о методах его охраны.