Культура

5 января 2006, 16:15

Два новых спектакля Владимира Мирзоева

Фото: kidsorg.ru

Практически обо всех режиссерах, имеющих узнаваемый, сформировавшийся стиль, рано или поздно можно сказать, что знаешь его наизусть. Это одновременно и комплимент, и порицание. Ибо, с одной стороны, идя на спектакль, можно частично предугадать результат и не рисковать ошибиться. С другой – рано или поздно даже любимый режиссер может наскучить. Владимиру Мирзоеву уже изрядное количество лет удается балансировать на грани.

Его манера действительно обладает множеством узнаваемых черт, и его спектакли не спутаешь ни с чьими больше. Но при этом он каждый раз находит нечто новое в выбранном материале (хотя чаще всего работает с очень известными пьесами) – и удивляет. Судя по двум спектаклям, увидевшим свет в первой половине текущего сезона, «Дракону» Шварца (Театриум на Серпуховке) и «Тартюфу» («Ленком»), Мирзоев после нескольких очень мрачных философских работ решил побыть сказочником.

Трогательная, наивная и очень красивая история об осуществившейся любви пленяла именно сказочностью

Собственно, потребность в сочинении «сказок для взрослых» возникла у режиссера с момента работы над кинофильмом «Знаки любви». Трогательная, наивная и очень красивая история об осуществившейся любви пленяла именно сказочностью. Всем нам известно, как мало чудес бывает в реальной жизни, поэтому в такие сказки больше всего хочется верить. А глядя, как красиво все складывается у героев, каждый человек в зале невольно думает, что и у него все будет хорошо. Поэтому сказки, как ничто другое, дают мощный позитивный настрой.

Сам себе чудовище

Одно из основных достоинств «Дракона» – красота. Давно не приходилось видеть настолько стройного по картинке зрелища. Матовые отблески медных стен, цветные переливы света, изысканность пластики (художник Алла Коженкова, хореограф Артур Ощепков). Самую политическую пьесу Евгения Шварца Владимир Мирзоев превратил в светлую и страшную сказку о человеческих ценностях. Все предельно просто: рыцарь Ланселот (Егор Пазенко) любит тихую девушку Эльзу (Екатерина Гусева), а ее отец (Владимир Антипов) хочет, чтобы дочь была счастлива. Пресловутый Дракон здесь олицетворяет закономерные препятствия, случившиеся на пути у героев. Неспроста у дракона три лица, три личины, три облика. Первый (Сергей Лобанов) – простовато-развязный, второй (Арман Хачатрян) – хитрый, третий (Марина Есипенко) – сладострастный. Дракон – это собрание слабостей человеческих; на них удобно играть, чтобы подчинить каждого. Оттого горожане показаны режиссером людьми, у которых атрофировались органы чувств, и они слепо идут, куда бы их ни повели.

Наверное, кого-то огорчит полное отсутствие в спектакле социального контекста. Но Мирзоев никогда не был режиссером социального театра – его всегда занимали отношения между людьми, природа человека в его первозданности. И вызывающе-радостный финал «Дракона» выглядит уместно: если люди находят в себе смелость быть счастливыми, то им остается лишь по-доброму позавидовать.

Скандал в благородном семействе

Владимир Мирзоев
С «Ленкомом» у Владимира Мирзоева давние отношения. Он некогда выпустил здесь один из лучших своих спектаклей – «Двух женщин» по тургеневскому «Месяцу в деревне», жесткую, чувственную, как жаркий летний вечер, историю. Героинь играли Елена Шанина и Мария Миронова – и обе могут записать эти работы в перечень удач.

В «Тартюфе» Мирзоев, верный своим актерским пристрастиям, не обошелся без этих двух актрис. А также «прихватил» двух постоянных членов своей команды – Наталью Швец и Максима Суханова. И абсолютно верно поступил, ибо подбор актеров и точнейшее умение с ними работать всегда было достоинством его спектаклей.

Пьеса Мольера – сочинение довольно злое. Да что там – это памфлет на действительность, саркастический возглас из серии «о времена, о нравы!». Мирзоев полностью поменял оттенки и переставил все акценты первоисточника. И его «Тартюф» получился наивным, обаятельным и немного грустным спектаклем про то, как хочется порой человеку поверить в чудеса, но еще больше хочется почувствовать это чудо в самом себе. Осознать себя необыкновенным, любимым, нужным. Именно в этом суть заглавного героя, человека страшно одинокого. Он и в дом к Оргону попал не из-за жажды наживы, а из желания пожить в настоящей семье, которой у него никогда не было. И вредничает он больше из страха, что домочадцев глава семьи простит за любой грех, а его – выгонит. Вот и защищается единственным доступным ему способом.

Обаятельная бестия, этот Тартюф. И отношение режиссера к герою. Очевидно, неспроста его играет Максим Суханов, давний и неизменный мирзоевский любимец. Суханов здесь – как хороший музыкальный инструмент, из которого можно извлечь множество звуков и настроений. Он отлично показывает перемены в герое: то это капризный ребенок, требующий игрушек, то страстный любовник, то чудак, увлеченный странными играми с острыми шипами и раскаленным воском. В финале он выглядит этаким калифом на час, демоном, запугавшим обывателей. Но даже разоблачение его интриг выглядит по-доброму: мы-то уже поняли, что обманутое семейство простило Тартюфа. Ведь без него им будет так скучно.

Справедливости ради надо сказать, что не все в «Тартюфе» работают одинаково складно. В сущности, достойный соперник у Суханова-Тартюфа только один: Елена Шанина – служанка Дорина. Умница-чаровница, настоящий «серый кардинал» в доме у Оргона: все здравые решения и мудрые мысли исходят от нее. Она лихо командует нерадивыми господами, резко приводит в чувство эмоциональных младшеньких и делает вид, что не замечает, какими жадными глазами смотрят на нее все без исключения мужчины. Не забывая, однако, вовремя опустить ресницы или приоткрыть плечо.

Но общая актерская сыгранность – дело техники; важно, что для этого существует внятный, точный режиссерский рисунок.

Сравнивать «Тартюфа» и «Дракона» не стоит – они очень разные. Однако одна общая смысловая черта у них есть: оба спектакля заставляют поверить в хорошее: «Дракон» – в возможность искренних чувств и обретение счастья, «Тартюф» – в то, что даже самый невоспитанный и беспринципный человек может перемениться, стоит лишь его обогреть и дать ему поверить, что он нужен. Может, поэтому после обоих спектаклей становится очень тепло на душе. А это ощущение сегодня – из разряда чрезвычайно редких. Конечно, посещать только сказочные зрелища несколько опасно – можно полностью уйти в мир иллюзий. Но время от времени сказки дают важный целительный эффект.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

ЕС отреагировал на ядерные учения России
Темы дня

Россия отрезвит Макрона и Кэмерона ядерным оружием

Владимир Путин поручил начать подготовку учений ракетных соединений Южного военного округа, ВКС и сил ВМФ. Российские военные будут отрабатывать применение нестратегического ядерного оружия. Решение принято на фоне агрессивной риторики европейских лидеров о возможном вводе сухопутных войск стран НАТО на Украину и применении дальнобойного оружия для ударов по территории России. Смогут ли ядерные учения остудить пыл западных политиков?

Преодолена критическая зависимость от западных турбин

Россия преодолела зависимость от газовых турбин большой мощности Siemens и General Electric, заявил глава Ростеха Сергей Чемезов. И Россия, в отличие от Ирана, сделала это благодаря собственным мозгам и технологиям. Первая серийная турбина будет установлена на электростанцию на Таманском полуострове. Как Россия вообще оказалась в такой критической зависимости от западных турбин?

Летчик-бомбардировщик предупредил о рисках при появлении в небе украинских F-16

Эксперт оценил вероятность замены Байдена на Мишель Обаму в предвыборной гонке в США

Актер из «Улиц разбитых фонарей» попал в ДТП в Петербурге

Новости

Франция опровергла отправку «Иностранного легиона» на Украину

Сведения о том, что Франция направила военных на Украину, являются недостоверными, заявили в министерстве иностранных дел страны.

Подавший сигнал тревоги самолет Москва – Оренбург успешно сел в Шереметьево

Пассажирский самолет Airbus A-321 авиакомпании Nordwind, подавший сигнал тревоги во время выполнения рейса Москва – Оренбург, совершил благополучную посадку.

На Украине сравнили российскую бомбу с землетрясением

Удар российской бомбы, сброшенной с самолета ВКС России, был сравним с землетрясением.

Мужчина попытался сбежать с Украины в женском платье

Украинские пограничники задержали 44-летнего мужчину, который пытался незаконно выехать из страны в Румынию, переодевшись в женщину.

Венгрия отказалась «отправлять на смерть» украинцев

Венгрия не будет выдавать Украине ее военнообязанных граждан и не позволит отправить их на смерть, заявил венгерский вице-премьер Жолт Шемьен.

ЕС допустил удар Украины по Крымскому мосту «в рамках самообороны»

Евросоюз не исключает возможности нанесения Украиной удара по Крымскому мосту, рассматривая это в контексте права на самозащиту, заявил представитель Европейской службы внешних действий Петер Стано.

Путин на заключительной встрече поблагодарил уходящее правительство за работу

Президент России Владимир Путин провел заключительную встречу с действующим составом правительства, которое сложит полномочия 7 мая.

Политолог оценила шансы арестовать экс-главу МВД Украины Арсена Авакова

Экс-министр МВД Украины Арсен Аваков курировал националистические батальоны и, скорее всего, причастен к трагедии в одесском Доме профсоюзов. И это не единственные грехи, за которые российские правоохранители могли объявить экс-чиновника в розыск, сказала газете ВЗГЛЯД политолог Лариса Шеслер. Ранее Россия объявила Авакова в розыск.

Умер экс-скрипач и клавишник «Крематория» Вячеслав Бухаров

В возрасте 62 лет после продолжительной болезни скончался скрипач и клавишник рок-группы «Крематорий» Вячеслав Бухаров, сообщила рок-группа.

В киевской школе учитель издевался над учеником из ЛНР

Учитель физкультуры школы №37 в Киеве издевался над учеником-переселенцем из Луганской народной республики (ЛНР), сообщили местные СМИ.

Путин дал высокую оценку работе уходящего правительства

Президент России Владимир Путин, который 7 мая вновь вступит на главный государственный пост, заявил во время заключительной встречи с действующим составом правительства, что смена политических циклов не должна останавливать работу в интересах страны. Он отметил, что нынешний кабинет министров достиг весомых результатов.

МИД предупредил Лондон о возможности ударов по его военным объектам

Посол Великобритании в Москве Найджел Кейси предупрежден, что ответом на удары Киева британским оружием по России могут стать любые военные объекты и техника Британии на Украине и за ее пределами, заявило Министерство иностранных дел России.
Мнения

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?