Сбылись, однако, наиболее оптимистичные предсказания – нынешняя «Арт Москва» стала местом торжества так называемых «красных точек» («красные точки» – особые отметки на картинах – ставятся, если та или иная работа продана). Галеристы довольны продажами, причем успех празднуют не только давно открывшиеся, ставшие эталонными галереи, но и совсем новые, появившиеся год назад, либо даже позднее.
И целого миллиона мало…
Мария Погоржельская. Зорро. Фото предоставлено галерей "Айдан" |
Айдан Салахова сообщила обозревателю газеты ВЗГЛЯД, что по сравнению с «Арт Москвой 2004» (где общие продажи составили $1 800 000) продажи выросли, ориентировочно, на миллион долларов. Кроме того, нынешняя ярмарка более показательна: в прошлом году треть от общего объема составили продажи Stella Art Gallery, которая продала несколько очень дорогих работ. Теперь же деньги между галереями распределились достаточно равномерно. В 2004-м покупали произведения дорогих художников «Айдан», галерея тогда заработала больше. Пусть в этом году в коммерческом плане «Айдан» не столь преуспела, можно только радоваться именно этой ярмарке – на ней хорошо покупали работы молодых авторов галереи.
Объем продаж и цены на русское искусство, несомненно, будут продолжать расти. Ярмарку посетило, в частности, очень много людей, которые пока не покупают contemporary art – они собирают старое русское искусство. Однако раньше они просто не приходили на такие выставки. Производят хорошее впечатление и стенды галерей. В этом году все смотрелось очень цельно, профессионально, соответствовало хорошему европейскому уровню.
Айвазовский и Шишкин не в почете
Ирина Филатова, куратор галереи Fine Art (основана в 1992-м году), отметила: интерес к современному искусству за последнее время очень заметно вырос – в 2004-м – по сравнению с предыдущими годами, а в этом – по сравнению с прошлым годом. Например, все больше появляется людей, которые стремятся украсить свой дом не Айвазовским, не Шишкиным, не декоративными панно, а произведениями актуального искусства. Если в стране не случится какого-либо сильного кризиса – политического или экономического – объем продаж, безусловно, будет продолжать стабильно расти. Иначе рост пойдет на убыль.
Для Fine Art ярмарка была очень удачной: во-первых, и знатокам, и обычным посетителям очень понравилась экспозиция галереи. Во-вторых, «Арт Москва» оказалась успешной в коммерческом отношении. В-третьих, сложилось много полезных контактов, которые реализуются позже.
Требуются больше художников
Михаил Рогинский. Интерьер. Фото предоставлено галереей pop/off/art |
Самый молодой российский галерист, Сергей Попов, арт-директор POP/OFF/ART (основана в 2004-м году) также отмечает, что хотя конкретные объемы продаж пока не известны, тенденция к позитивным изменениям на отечественном арт-рынке прослеживается явно. Перелом произошел еще в 2004-м, когда объемы продаж «Арт Москвы» превысили объемы продаж совершенно другого искусства, в основном представленного на «Арт Манеже». В этом году тенденция получила свое закономерное продолжение. В принципе же число людей, заинтересованных в продвижении современного искусства растет, у них становится больше возможностей.
Сегодня существует большое количество свободных средств и эти средства все больше начинают направляться в актуальное искусство. Понятно, что это связано и с другими рынками – например, рынок антиквариата постепенно уменьшается – первоклассных вещей становится на русском рынке меньше, и, соответственно, инвестирование идет в другие области.
Что касается ожиданий POP/OFF/ART от «Арт Москвы», они оправдались – у галереи хорошие результаты. Рогинский, на которого была сделана ставка, становится полноценным героем художественной сцены: его работы становятся предметом поиска и спроса. В следующем году, если все будет хорошо, POP/OFF/ART добавит к Рогинскому еще двух-трех – как считает Попов – очень значительных художников. По его мнению, в России есть первоклассные авторы, до сих пор не задействованные арт-рынком.