Культура

25 октября 2005, 17:59

Трамвай идет в депо

Фото: ИТАР-ТАСС

Взаимоотношения с драматургией Теннесси Уильямса у российского театра похожи на запутанную и психологически изощренную любовную историю.

Ставили Уильямса всегда с удовольствием, поскольку наряду с отлично прописанными ролями и изысканным переплетением сюжетных линий присутствует у американского классика некая неуловимая болезненность, изломанность, обреченность.

Нестабильный интерес

Евгения Крюкова в роли Бланш и Екатерина Гусева в роли Стеллы (слева направо) в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» в театре имени Моссовета (фото ИТАР-ТАСС)
Подобные мотивы у нас в цене: страстные бодрые здоровяки-герои на российской почве приживаются куда сложнее, нежели хрупкие, утонченные, порочные уильямсовские дамы и кавалеры. Ибо при всей своей странности они неизбежно вызывают сочувствие, а таковое необходимо нашему зрителю как воздух.

Однако интерес к Уильямсу нестабилен, как пульс сердечника. Еще несколько лет назад на столичной афише было не протолкнуться: всем известные «Стеклянный зверинец» и «Ночь игуаны» соседствовали с экстремальными, почти неведомыми «Внезапно прошлым летом», «Причудами соловья» и «Предупреждением малым кораблям». А потом, так же неожиданно, имеющиеся спектакли стали сходить, а новые не ставились. На время в столице воцарились иные драматургические фавориты.

Появление в начале нынешнего сезона сразу двух постановок самой, наверное, известной пьесы Уильямса «Трамвай «Желание» сложно охарактеризовать как начало новой волны интереса. Поскольку оба спектакля объединены только одним – датой премьеры. Иных точек соприкосновения увидеть не удалось. Как, впрочем, и собственно смысла появления как одного, так и другого.

В пространстве Юрия Е.

Евгения Крюкова в роли Бланш в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» (фото ИТАР-ТАСС)
В Театре Моссовета трагическую историю о сестрах Дюбуа, извечном соперничестве мужского и женского начал, об эфемерности и недолговечности иллюзий в буквальном смысле пригвоздили к земле.

В руках Юрия Еремина пьеса обрела простоватую бытовую интонацию. Еремин к тому же оказался человеком с претензиями. Заменив классическое название на расплывчатое «В пространстве Теннесси У.» и дополнив текст элементами романа японца С. Ямамото «Город без времен года», он намекнул нам, что рассказывает некую притчу.

Однако притча и быт – две вещи несовместные, а работой в условной стилистике Еремин никогда не славился. В результате жанр растекся и размылся. Ничего вразумительного не дало и соединение с японским романом.

Правда, появился новый персонаж – сумасшедший трамвайщик Року (его играет Александр Леньков), который на протяжении всего спектакля с упорством, достойным лучшего применения, водит несуществующий трамвай, гудя, как в детской игре в паровозик.

Само же уильямсовское сочинение оказалось сведено к банальной семейной драме, где девушка Стелла и ее супруг Стенли, будучи недовольными нахлебницей и капризницей Бланш, сдали ее в сумасшедший дом, чтобы освободить жилплощадь. Иного конфликта разглядеть не удалось.

Да и герои получились все сплошь пустыми. Бланш Евгении Крюковой – безусловно, эффектная и даже элегантная дама, однако определенный род ее занятий очевиден при первом же появлении. Ни хрупкости, ни изысканности, ни аристократизма; эта Бланш озабочена только тем, как бы почаще оказываться «на спине». Хотя Однако Крюкова – самая, наверное, адекватная из всех исполнителей в спектакле.

Валерий Яременко в роли Стенли и Евгения Крюкова в роли Бланш в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» (фото ИТАР-ТАСС)
Про Стеллу Екатерины Гусевой сказать просто нечего. Нет даже намеков на характер – так, проговаривание текста, улыбки по ходу, порхание на каблуках. Однако мужчины производят куда более скверное впечатление.

Стенли Валерия Яременко – необаятельный рычащий субъект, постоянно хватающий себя за промежность и орлом поглядывающий в зал. Никакой сумасшедшей мужской харизмы, необходимой для роли Стенли, нет и в помине.

А Митч Дмитрия Журавлева получился и вовсе нелепым, плохо одетым чудиком, совершенно не сочетающимся с Бланш. Герои существуют отдельно друг от друга, взаимодействуя постольку-поскольку. Холодно, пусто. Только не страшно, а скучно. Жар уильямсовской истории застывает, не успев даже разгореться.

Клин или клиника?

Актеры Елена Лядова в роли Стеллы и Эдуард Трухменев в роли Стэнли в сцене из спектакля «Трамвай «Желание» (фото ИТАР-ТАСС)
Если браться за неизбежные сравнения, то надо признать, что спектакль Генриетты Яновской в МТЮЗе определенно качественнее по общему уровню, нежели сочинение Юрия Еремина.

Во-первых, у Генриетты Наумовны ходит в соавторах великолепный художник Сергей Бархин, чье безусловное чувство пространства и умение создавать атмосферу давно признано всеми. Для «Трамвая» Бархин выстроил эдакий Чайна-таун: душные красные и золоченые оттенки, непрочные легкие ширмочки демонстрируют беззаботный на первый взгляд мирок Стеллы и Стенли, где меньше всего ощущается домашний уют. Дом в прямом смысле открыт всем ветрам: сюда может забрести кто угодно, да и сами хозяева с легкостью выставляют напоказ семейную жизнь.

Поблизости прогуливается чудаковатый прохожий с флейтой и ароматическими палочками и порхает стайка корейцев, которые, как недобрые духи, внедряются в существование героев.

В этой незатейливости ощущается всеобщее жутковатое равнодушие. Обаятельная Стелла (Елена Лядова) и широкоплечий простоватый Стенли (Эдуард Трухменев) отлично чувствуют себя в рутинном болоте повседневной жизни. Им не нужен никто посторонний. Да и любят ли они друг друга? Кажется, что определяющее здесь – привычка, а не эмоции. Неудивительно, что отношения с сестрой Стелла строит очень жестко: за лирическими словами слышится металл, сочувствие и участие – тоже не более чем слова. А финальный поступок Стеллы – отправка сестры в сумасшедший дом – абсолютно логичен.

Не очень интересна Бланш и для Стенли: он показывает свое – исключительно физическое – превосходство лениво, нехотя, без намека на сексуальное соперничество или даже интерес. Наверное, такая система отношений имеет право на существование. Но в такой ситуации роль Бланш должна вписываться в контекст. Равно как быть соответственно сыграна.

Актеры Московского театра юного зрителя в сцене из спектакля «Трамвай «Желание» в поставке режиссера Генриетты Яновской (фото ИТАР-ТАСС)
Зная предельную жесткость Яновской-режиссера, можно допустить, что ей нужна была Бланш юродивая, неумная и неадекватная. Однако тут-то и выявляется главная нестыковка в спектакле. Во-первых, если Бланш именно такова, то нивелируется основной конфликт пьесы. Все герои оказываются в одной плоскости. Три с половиной часа наблюдать размеренную историю семейки, где всем друг на друга наплевать, можно, но скучновато.

Во-вторых, что в подобной героине мог увидеть Митч, сыгранный Игорем Балалаевым как умный, мужественный и очень привлекательный герой, который намного интереснее, чем Стенли?

В-третьих, какова бы ни была трактовка, ее следует достойно воплощать. Решительно непонятно, как Яновская, известная своим отличным чутьем на актеров и имеющая в труппе очень ярких актрис, назначила на роль Бланш сериальную «звездочку» Ольгу Понизову. Сказать, что Понизова раздражает до зубовного скрежета с первой до последней минуты пребывания на сцене – не сказать ничего. Деревянная кукольная пластика, застывшее идиотическое выражение на лице и отвратительный каркающий голос…

Эта Бланш может вызывать исключительно отрицательные эмоции. Но почему она такая, все равно неясно. А Понизова, видимо, предполагая у себя наличие трагического таланта, каждое слово и движение подает с таким пафосом, словно ставит рекорд по количеству фальши на квадратный сантиметр спектакля. Что вдвойне неприятно, поскольку если пришлось бы рекомендовать к просмотру какой-либо из двух «Трамваев», то можно предлагать именно ТЮЗовский.

Но в данных обстоятельствах вопрос «на что идти» поставил бы в тупик.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?