Культура

25 октября 2005, 17:59

Трамвай идет в депо

Фото: ИТАР-ТАСС

Взаимоотношения с драматургией Теннесси Уильямса у российского театра похожи на запутанную и психологически изощренную любовную историю.

Ставили Уильямса всегда с удовольствием, поскольку наряду с отлично прописанными ролями и изысканным переплетением сюжетных линий присутствует у американского классика некая неуловимая болезненность, изломанность, обреченность.

Нестабильный интерес

Евгения Крюкова в роли Бланш и Екатерина Гусева в роли Стеллы (слева направо) в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» в театре имени Моссовета (фото ИТАР-ТАСС)
Подобные мотивы у нас в цене: страстные бодрые здоровяки-герои на российской почве приживаются куда сложнее, нежели хрупкие, утонченные, порочные уильямсовские дамы и кавалеры. Ибо при всей своей странности они неизбежно вызывают сочувствие, а таковое необходимо нашему зрителю как воздух.

Однако интерес к Уильямсу нестабилен, как пульс сердечника. Еще несколько лет назад на столичной афише было не протолкнуться: всем известные «Стеклянный зверинец» и «Ночь игуаны» соседствовали с экстремальными, почти неведомыми «Внезапно прошлым летом», «Причудами соловья» и «Предупреждением малым кораблям». А потом, так же неожиданно, имеющиеся спектакли стали сходить, а новые не ставились. На время в столице воцарились иные драматургические фавориты.

Появление в начале нынешнего сезона сразу двух постановок самой, наверное, известной пьесы Уильямса «Трамвай «Желание» сложно охарактеризовать как начало новой волны интереса. Поскольку оба спектакля объединены только одним – датой премьеры. Иных точек соприкосновения увидеть не удалось. Как, впрочем, и собственно смысла появления как одного, так и другого.

В пространстве Юрия Е.

Евгения Крюкова в роли Бланш в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» (фото ИТАР-ТАСС)
В Театре Моссовета трагическую историю о сестрах Дюбуа, извечном соперничестве мужского и женского начал, об эфемерности и недолговечности иллюзий в буквальном смысле пригвоздили к земле.

В руках Юрия Еремина пьеса обрела простоватую бытовую интонацию. Еремин к тому же оказался человеком с претензиями. Заменив классическое название на расплывчатое «В пространстве Теннесси У.» и дополнив текст элементами романа японца С. Ямамото «Город без времен года», он намекнул нам, что рассказывает некую притчу.

Однако притча и быт – две вещи несовместные, а работой в условной стилистике Еремин никогда не славился. В результате жанр растекся и размылся. Ничего вразумительного не дало и соединение с японским романом.

Правда, появился новый персонаж – сумасшедший трамвайщик Року (его играет Александр Леньков), который на протяжении всего спектакля с упорством, достойным лучшего применения, водит несуществующий трамвай, гудя, как в детской игре в паровозик.

Само же уильямсовское сочинение оказалось сведено к банальной семейной драме, где девушка Стелла и ее супруг Стенли, будучи недовольными нахлебницей и капризницей Бланш, сдали ее в сумасшедший дом, чтобы освободить жилплощадь. Иного конфликта разглядеть не удалось.

Да и герои получились все сплошь пустыми. Бланш Евгении Крюковой – безусловно, эффектная и даже элегантная дама, однако определенный род ее занятий очевиден при первом же появлении. Ни хрупкости, ни изысканности, ни аристократизма; эта Бланш озабочена только тем, как бы почаще оказываться «на спине». Хотя Однако Крюкова – самая, наверное, адекватная из всех исполнителей в спектакле.

Валерий Яременко в роли Стенли и Евгения Крюкова в роли Бланш в сцене из спектакля Юрия Еремина «В пространстве Теннеси У.» (фото ИТАР-ТАСС)
Про Стеллу Екатерины Гусевой сказать просто нечего. Нет даже намеков на характер – так, проговаривание текста, улыбки по ходу, порхание на каблуках. Однако мужчины производят куда более скверное впечатление.

Стенли Валерия Яременко – необаятельный рычащий субъект, постоянно хватающий себя за промежность и орлом поглядывающий в зал. Никакой сумасшедшей мужской харизмы, необходимой для роли Стенли, нет и в помине.

А Митч Дмитрия Журавлева получился и вовсе нелепым, плохо одетым чудиком, совершенно не сочетающимся с Бланш. Герои существуют отдельно друг от друга, взаимодействуя постольку-поскольку. Холодно, пусто. Только не страшно, а скучно. Жар уильямсовской истории застывает, не успев даже разгореться.

Клин или клиника?

Актеры Елена Лядова в роли Стеллы и Эдуард Трухменев в роли Стэнли в сцене из спектакля «Трамвай «Желание» (фото ИТАР-ТАСС)
Если браться за неизбежные сравнения, то надо признать, что спектакль Генриетты Яновской в МТЮЗе определенно качественнее по общему уровню, нежели сочинение Юрия Еремина.

Во-первых, у Генриетты Наумовны ходит в соавторах великолепный художник Сергей Бархин, чье безусловное чувство пространства и умение создавать атмосферу давно признано всеми. Для «Трамвая» Бархин выстроил эдакий Чайна-таун: душные красные и золоченые оттенки, непрочные легкие ширмочки демонстрируют беззаботный на первый взгляд мирок Стеллы и Стенли, где меньше всего ощущается домашний уют. Дом в прямом смысле открыт всем ветрам: сюда может забрести кто угодно, да и сами хозяева с легкостью выставляют напоказ семейную жизнь.

Поблизости прогуливается чудаковатый прохожий с флейтой и ароматическими палочками и порхает стайка корейцев, которые, как недобрые духи, внедряются в существование героев.

В этой незатейливости ощущается всеобщее жутковатое равнодушие. Обаятельная Стелла (Елена Лядова) и широкоплечий простоватый Стенли (Эдуард Трухменев) отлично чувствуют себя в рутинном болоте повседневной жизни. Им не нужен никто посторонний. Да и любят ли они друг друга? Кажется, что определяющее здесь – привычка, а не эмоции. Неудивительно, что отношения с сестрой Стелла строит очень жестко: за лирическими словами слышится металл, сочувствие и участие – тоже не более чем слова. А финальный поступок Стеллы – отправка сестры в сумасшедший дом – абсолютно логичен.

Не очень интересна Бланш и для Стенли: он показывает свое – исключительно физическое – превосходство лениво, нехотя, без намека на сексуальное соперничество или даже интерес. Наверное, такая система отношений имеет право на существование. Но в такой ситуации роль Бланш должна вписываться в контекст. Равно как быть соответственно сыграна.

Актеры Московского театра юного зрителя в сцене из спектакля «Трамвай «Желание» в поставке режиссера Генриетты Яновской (фото ИТАР-ТАСС)
Зная предельную жесткость Яновской-режиссера, можно допустить, что ей нужна была Бланш юродивая, неумная и неадекватная. Однако тут-то и выявляется главная нестыковка в спектакле. Во-первых, если Бланш именно такова, то нивелируется основной конфликт пьесы. Все герои оказываются в одной плоскости. Три с половиной часа наблюдать размеренную историю семейки, где всем друг на друга наплевать, можно, но скучновато.

Во-вторых, что в подобной героине мог увидеть Митч, сыгранный Игорем Балалаевым как умный, мужественный и очень привлекательный герой, который намного интереснее, чем Стенли?

В-третьих, какова бы ни была трактовка, ее следует достойно воплощать. Решительно непонятно, как Яновская, известная своим отличным чутьем на актеров и имеющая в труппе очень ярких актрис, назначила на роль Бланш сериальную «звездочку» Ольгу Понизову. Сказать, что Понизова раздражает до зубовного скрежета с первой до последней минуты пребывания на сцене – не сказать ничего. Деревянная кукольная пластика, застывшее идиотическое выражение на лице и отвратительный каркающий голос…

Эта Бланш может вызывать исключительно отрицательные эмоции. Но почему она такая, все равно неясно. А Понизова, видимо, предполагая у себя наличие трагического таланта, каждое слово и движение подает с таким пафосом, словно ставит рекорд по количеству фальши на квадратный сантиметр спектакля. Что вдвойне неприятно, поскольку если пришлось бы рекомендовать к просмотру какой-либо из двух «Трамваев», то можно предлагать именно ТЮЗовский.

Но в данных обстоятельствах вопрос «на что идти» поставил бы в тупик.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Марочко: ВС расширили буферную зону в Днепропетровской области
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов