События в Армении в очередной раз вернули в медиа тему цветных революций. Общественность удивляется, как после украинской истории аналогичная ситуация могла снова возникнуть на пространстве бывшего СССР.
Ельцин в 1991 году победил, потому что чувствовал поддержку очень значительной части страны
Летом 1991 года Борис Ельцин выиграл президентские выборы. Был самым популярным политиком, что было особенно заметно на фоне Горбачева. И российское общество было не в восторге от того, что ГКЧП не уважал его выбор.
Экономический кризис был очень серьезен. В результате так называемых горбачевских экономических реформ плановая экономика быстро разрушалась, а новая рыночная не создавалась.
Дефицит даже элементарных товаров стал повседневной реальностью. Атеизм и диктатура коммунистической партии и в строгие советские годы нравились далеко не всем. И в 1991 году люди просто перестали скрывать свое мнение.
В СССР всегда существовала не только красная Россия, но и белая. Просто она не была видна в официальном кино и газетах.
Ельцин в 1991 году победил, потому что чувствовал поддержку очень значительной части страны. Его также поддержали силовики, прежде всего, прошедшие Афганистан. Последний фактор стал решающим.
Россия избавилась от коммунистической диктатуры самостоятельно, роль Запада в этом вопросе сильно преувеличивается современными профессиональными патриотами-публицистами.
Конечно, Ельцина поддерживала либеральная интеллигенция, от нее Россия вынесла много зла. Однако ее доля среди поддерживающих первого президента России была ничтожна. Большинство сторонников Ельцина хотели видеть Россию сильной державой, сопоставимой с СССР или США.
С развитой капиталистической экономикой, мощной промышленностью и развитыми финансовыми рынками, особой ролью православной церкви в обществе и без коммунистической партии и ее идеологии.
Именно о такой России мы мечтали в студенческих аудиториях в 1991 году. Однако повезло только с третьего раза. Ельцин не оправдал наших ожиданий. Ставка на Александра Лебедя в 1996-м также оказалась ложной. И только Владимир Путин в 1999 году полностью оправдал наши ожидания.
В любом случае, параллели между августом 1991 года и цветными революциями на постсоветском пространстве неуместны. Это две абсолютно разные истории.