1
Украина вводит режим жесткой экономии.
Новые власти решили пустить под нож 50% пенсионных выплат работающим пенсионерам. Вероятно, этой категории граждан вовсе нет места в обновленной стране. Новые правила предполагают, что пенсионеры должны выживать на скромные местные пенсии без права на дополнительный заработок.
Им, конечно, не запрещают просить милостыню и нелегально торговать. Но при официальном трудоустройстве они попадут в жернова фискальных репрессий. А средняя пенсия на Украине после февральской девальвации составляет не более 150 долларов.
Заграница пришла на помощь новой украинской власти. Падение гривны было остановлено. Началось странное ее укрепление в условиях, когда страна остается на пороге дефолта, спад в экономике не сбит, а в ряде регионов наблюдается явное недовольство новым режимом.
Более того, Крым фактически отпал от Украины, мобилизация в армию провалилась, и это лишь сработало на укрепление гривны. Конечно, сейчас украинцам можно посоветовать сбрасывать ее, покупая иностранные валюты, и это не отменит загадочного укрепления национальной валюты. Работает на нее не экономика, а большие игроки.
2
Прежнее правительство Украины держало гривну не потому, что являлось сторонником твердого курса и противником девальвации. Падение гривны грозило обнищанием и без того бедного населения, а следом – всплеском его активного возмущения.
Украинская валюта рухнула в процессе смены власти, и теперь страх перед ее дальнейшим обесцениванием передался уже новой, либерально-националистической власти. И она отказывается пока от девальвации не потому, что теперь все будет делать как в Европе. Нет, она боится падения гривны как политического механизма.
3
Украинские власти, не задумываясь, секвестируют бюджетные расходы, как, не задумываясь, они бросились отменять закон о русском языке. Они не подумали, что адресаты урезаемых статей расходов будут делать из всей экономии свои выводы. Эти выводы вовсе не прибавят авторитета киевскому правительству.
#{image=786731}Снижение номинальных доходов бюджетников в дополнение к уже случившемуся их фактическому падению будет раздражать людей чрезвычайно и, естественно, повлияет на их политические взгляды.
План оптимизации бюджетных расходов министерства финансов Украины предполагает завершить первое урезание до конца марта этого года. Никто даже не задумывается о том, как эта мера повлияет на выборы, если они вообще состоятся по оставшейся стране (без Крыма, разумеется).
Ожидается отмена налоговых льгот. Планируется урезать капитальные вложения и социальные выплаты по всем направлениям, чего хочет МВФ.
Это сделает экономику еще более слабой. Удар сразу наносится по потребителям и по местной индустрии, которую хотят лишить части заказов.
Таким образом, для нового падения гривны подготовлены все условия. Но не факт, что она вскоре снова рухнет. Скорее, масса людей и предприятий останется без денег.
В обстановке надвигающегося секвестра регионы вправе спросить себя: что получат они взамен за перечисленные в Киев налоги? Не генерирует ли украинское правительство кризис?
4
Борьба с экономическими и финансовыми проблемами на Украине будет вестись в соответствии с радикальными неолиберальными стандартами. Примерно так Россия боролась с ними в 1991–1998 годах.
Однако в отличие от времен Бориса Ельцина, украинское правительство заинтересовано выплатить долги по заработной плате. Иначе на майдане и в регионах не прекратится брожение.
Между тем окраины страны заинтересованы не только в погашении долгов по заработной плате, но и в капитальных вложениях, которые власти в Киеве как раз стараются пресечь.
Регионы уже нащупали ответ на бережливые меры правительства. Им было бы выгодно не перечислять в Киев деньги, а расходовать их самим.
Страх новой власти перед полным обесцениванием гривны и политическая слабость дают регионам возможность фрондировать. Тяга к ослушанию может резко усилиться, когда правительство подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, что будет просто разорительно для многих предприятий.
Не стоит ожидать милости от евробюрократии. Она еще в переговорах с прежним главой страны дала понять: сменить власть для нее дешевле, чем дать стимулы украинским производителям и потребителям.
5
В украинском правительстве спорят, каким способом поправить дела в экономике. Предполагается сделать это на основе сокращения расходов местных бюджетов.
Местным властям на Украине из центра дано поручение урезать расходы на 1%, а на 2% поднять доходы. Однако даже столь скромная задача вряд ли может быть легко исполнена в условиях нарастающего кризиса.
Напряжение в регионах во многом связано с тем, что средства от налогов уходят в столицу и не возвращаются обратно. Новые власти не в силах пока изменить ситуацию, тем более что они намерены экономить.
В такой обстановке восстановление экономики может случиться лишь само собой – за счет частной инициативы. Именно на нее и постараются все свалить в правительстве.
Однако инвесторы на Украину не придут. Все дело в плохой внешней конъюнктуре. На внутреннюю никто и не смотрит, она несравнимо хуже.
В итоге страна не имеет основы для рентабельных частных вложений. Потому владельцы капиталов предпочтут прятаться в офшорах. Хотя некоторые могут всплыть в Крыму, если только бизнес там окажется в безопасности.
***
Упразднение налоговых льгот – еще один «козырь» новой власти. Однако куда большее значение будет иметь атака на социальные расходы и дальнейшая либерализация украинского рынка.
Должны исчезнуть всякие дотации убыточным шахтам. А заграничные кредиты, как обещано, позволят Украине избежать банкротства.
Это реалистичный сценарий. Но заплатить за него придется украинскому обществу, и оно не промолчит.