В социальных сетях нынче очень много реакций на происходящее в Крыму, но никто, кажется, не понимает, в чем именно уникальность крымской ситуации. Например, сравнивают нынешние события в Севастополе и события в Цхинвале.
В Осетии был классический этнический конфликт, завязанный на старой несмываемой крови предыдущей войны, там всем было понятно, чем грузины отличаются от осетин, а также чем они все вместе взятые отличаются от русских.
Энергетика вся на Востоке, отрежь Крым от них – ну и за счет чего жить?
Я была в Цхинвале в последние дни конфликта, ко мне на улицах подходили женщины и говорили в слезах: «Русская, спасибо тебе и твоему народу, что спасли нас от грузин». В Крыму такая формулировка невозможна именно потому, что жители Керчи и Севастополя на самом деле не очень-то понимают, чем они отличаются от жителей Киева и от жителей Москвы.
Еще невероятная ошибка – говорить «юго-восток», не разделяя Крым с восточными областями Украины, так как Донецк с Днепропетровском отличаются от Крыма разительно. Восточные области скорее стоит сравнивать по менталитету с нашим Краснодарским краем, с Кубанью.
Илья Крамник точно подметил, что Керчь, Одесса, Севастополь – это прежде всего города русского европейского морского проекта, так что с чем и сравнивать – так это с Санкт-Петербургом. Почти так.
Прежде всего, города Крыма – это города древней понтийской цивилизации, города великих морских империй, города, которым несколько тысяч лет.
Лучше всего объяснить на примере моего детства, почему это ни на что другое не похоже. Пока мои сверстники ездили на лето в деревню или пионерлагерь, я с мая по сентябрь отправлялась в Керчь.
Ты спокойно играешь среди античных колонн древнего Пантикапея, увлеченно лазаешь то по развалинам турецкой, то по развалинам генуэзской крепости, ходишь с бабушкой молиться в византийскую базилику IX века, раскапываешь на огороде патроны времен ВОВ, а однажды даже находишь античную монетку и сдаешь ее в музей. Став постарше, ты копаешь с археологической экспедицией античный город Нимфей и ставишь греческие трагедии в сохранившемся театре Херсонеса, используя простыни вместо туник.
Про чеховский Гурзуф и волошинский Коктебель промолчу. Преемственность городов, культур и цивилизаций для тебя – естественность. Это как в понравившемся всем ролике с Олимпиады, когда сначала аргонавты в Колхиду прибывают, а в конце стадион достраивается – все логично перетекает из одного в другое.
Морская империя – это совсем по-другому, чем империя сухопутная. Неважно, Римская она, Византийская, Османская, Российская или Советская. Все это время Севастополь-Херсонес был разным, но при этом одним и тем же городом. Мне очень легко найти общий язык с людьми из городов понтийской цивилизации. С очень разными, но похожими друг на друга в чем-то главном.
Попробую сформулировать эти особенности. Отсутствие радикализма и умение договариваться, приходить к компромиссам. Море, порт, торговля, взаимовыручка. Но одновременно эти люди – невероятные государственники, готовые ради защиты родины на настоящие, неиллюзорные подвиги.
Если вдруг встретите человека, который со стороны кажется либералом, но как дойдет до каких-то главных, фундаментальных принципов, окажется куда бóльшим патриотом, чем все вокруг вместе взятые, – скорей всего, крымчанин или одессит будет.
Когда пишут, что Крым – это остатки советского имперского менталитета, который поскорей разрушить надо, то не учитывают, что эта земля, вообще-то, почти всегда была имперской «глухой провинцией у моря». Какой там Советский союз, Керчь праздновала 2500 лет, в то время как Москва 850-летие отмечала, и у меня нет ни малейшего сомнения в том, кто именно кого переживет.
Это как со Стамбулом – тех византийцев давно нет, но при этом очевидно, что город все еще и Константинополь. Или Рим – несколько разных цивилизаций одного и того же города. Это не разрушить никогда.
Несмотря на уровень урбанизации, настоящих городов, обладающих собственной городской идентичностью и населенных настоящими горожанами, не так много. В основном вокруг разросшиеся слободки со вчерашними крестьянами. Одесса, Севастополь, Керчь – это именно города.
В Москве невозможно найти дом, где одна и та же семья жила на протяжении более чем сотни лет. Там – можно, даже если семье из целого дома, а то и дворца в итоге две малюсенькие комнаты советская власть оставила.
Все три упомянутых города – это города-герои ВОВ. Я вам не скажу за всю Одессу – просто потому, что Одессу знаю хуже всего, но для Севастополя и Керчи Великая Отечественная война – это до сих не пустой звук, фашизм –не пустое обвинение, а 9 мая – важнее Нового года, самый главный городской праздник, даже День рыбака на втором месте.
В Керчи во время оккупации половина города ушла партизанить в катакомбы. Тот идеологический пересмотр итогов Второй мировой, который сейчас происходит на Западной Украине, не воспринимается ничем, кроме фашизма.
Нет таких слов, нет такой пропаганды, которыми можно все по-другому объяснить. Потому что весь город воевал, укрывал, помогал. Это не «фашистские оккупанты против советских оккупантов», это «я, мои друзья, мои соседи против пришедшего на нашу землю врага».
Мне кажется, что именно в Крыму я стала очень правильно понимать национализм как вторичность этнического происхождения при господстве русской культурной идентичности. Или наоборот, правильно понимать, что такое многонациональное соседство. Русские, евреи, греки, татары, немцы, армяне, даже итальянцы из потомков генуэзцев.
Во время войны русские семьи жизнью рисковали, укрывая евреев. А в 90-е, когда был голод и копеечные пенсии задерживали, наоборот, не уехавшие в Израиль еврейские старики получали щедрые продуктовые пайки от еврейской общины и делились продуктами с одинокими русскими стариками. Что не мешало всем долго и смачно кричать друг на друга во время ритуальных дворовых ссор.
Надо понимать, что Крым, который описываю я, – это Крым городской, морской, прибрежный. Есть еще Крым сельский, степной, татарский. Вот там и правда сильная этническая и религиозная идентичность и никакой возможности совместного проекта, никакого желания договариваться.
Скорее наоборот, договороспособность другой стороны воспринимается как слабость. Собственно, поэтому начались все эти этнические конфликты с самозахватом земель. Поэтому же сейчас вернувшиеся крымские татары стоят на стороне «Правой воли» – не думаю, что им как-то важен украинский язык, но узкий этнический национализм карпатских селян точно понятней – подобное к подобному.
Нужно понимать, что Крым не за Януковича и даже не за Путина. Все эти люди читают интернет, имеют свою критическую позицию. Когда они голосуют за Партию регионов – прежде всего это голосование против западенского националистического проекта (в частности, это голосование за русский язык). Во вторую очередь – за социальные гарантии богатого промышленного Востока бедному Крыму, чтобы «пенсию повысили».
В третью очередь – за союз с Россией, конечно. Но уж никак не за личности и симпатии ко всем этим политикам, особенно к Януковичу. «У вас там, в России, тоже не идеально, но за Путина хоть не стыдно, а эти – совсем клоуны», – как-то так. Ну и при этом наши новомодные духовные скрепы, скажем так, не то чтобы совсем в восторг крымчан приводят. Они именно что бóльшие патриоты, но меньшие консерваторы.
И «Беркут» на Майдане выступал вовсе не за Януковича. Заметьте, как на видео вернувшийся командир сказал: «Нас пытаются вовлечь в политику, но мы остаемся вне политики». Они действительно так считают. Там, на площади, эти ребята защищали государственность от тех, кто на нее покушается. Потому что Янукович там, регионы – не ценность. А государственность – ценность.
Кто именно, почему и какие приказы отдавал, почему все так бездарно и привело к трагедии – не тема этого текста, но выполнение офицерского приказа для этих людей – действительно дело чести. Как для врангелевцев до этого или для прикрывавших отступление советских солдат. До последнего быть в белом движении, а потом отказаться эмигрировать и начать работать на советскую власть, потому что прежде всего за государство, – да, это именно оно.
Проект, который сейчас предлагает Майдан, для Крыма не просто неприемлем – он ни о чем. Давайте станем маленькой уютной восточноевропейской украиноязычной страной и будем жить по принципу «моя хата с краю». Когда вам три тысячелетия, то сложно соблазнить эдакой местечковостью.
При этом русский сепаратизм и русский национализм в том виде, в каком его желают в Крыму некоторые восторженные российские блогеры, тоже невозможен. В интернетиках это представляется такой Галицией наоборот. Не будет там партизанско-анархической борьбы, потому что быть русским в Крыму – это принадлежать большому цивилизационному государственному проекту, а не локальной этнической истории.
Была бы локальной – с крымскими татарами вышло бы жестче, но проще. У русских ментальность – «это наша общая земля, живите и не мешайте другим», у крымских татар – «это наша и только наша земля».
Посмотрите, как трогательно Алексей Чалый избирался главой Севастополя.
Действующий глава сам ушел в отставку, депутаты поддержали Чалого, но для всех было неимоверно важно соблюсти легитимность, быть юридически безупречными. Во Львове бы не парились всей этой законностью вообще – ну мы и наблюдали, как не особо парятся.
А тут буквально анекдот: боятся нарушить закон во время государственного переворота. Это то самое государственничество, о котором я говорю. Ну не могут они по-другому. Правда, удивительное дело, но все эти люди готовы умирать за страну, но не готовы – лично за себя и свои интересы.
И в этих условиях Россия, к сожалению, пока ничего не может предложить Крыму. Потому что у нас нет Большого Проекта даже для своих собственных граждан. Олимпиада, чемпионат мира по футболу, а также давайте постепенно улучшать качество жизни в пределах существующих границ.
Думать, что если парламент Крыма примет решение о независимости, то Россия гарантированно введет танки, – равно приятно, как в конце девяностых читать патриотические фэнтези Никитина или Звягинцева, но так же бессмысленно.
Хотя да, в этих условиях крымчане единым фронтом будут воевать именно что «за Россию и свободу до конца». Плюс нужно понимать, что если с промышленным Востоком практичной российской власти есть о чем торговаться и переговариваться, то Крым – беден.
Энергетика вся на Востоке, отрежь Крым от них – ну и за счет чего жить? Построили бы Крымскую АЭС в свое время – по-другому бы заговорили.
При этом крымские курорты – прямые конкуренты курортов Краснодарского края, в которые мы уже вложили невероятные деньги. Есть патриоты из оборонки, конечно, но они – не весь российский истеблишмент. Так что очень хочется как минимум реальных вложений в Крым с масштабной поддержкой русского языка и культурной экспансией, но пока и идеологическая конструкция непонятна (если мы отказываемся от имперского проекта), и финансово не очень верится.
Думаю, в итоге так или иначе будет торг. Особенно, если майданщики тоже рассудок включат, никого в Крым не пошлют, а просто предоставят всему идти своим чередом. Республика именно что бедная и целиком зависит от дотаций, так что переговоры неизбежны.
Логичные требования крымчан – отказ выдать бойцов «Беркута» и возможность самим выбирать власть вместо назначенцев из Киева. Потом, скажем, тот же Киев сильно вложится в выборы, чтоб сначала крымчане, как обычно, выбрали политиков за союз с Россией и за русский язык, а потом все эти политики такие – опа! – избрались, делают все по указке из Киева и не вякают. Сколько раз такое было, фамилий не перечесть, крымчане вообще до сих пор обманываются на выборах, как дети.
Хочется обмануться в прогнозе, хочется какого-нибудь невероятного и непредсказуемого хэппи-энда, потому что я очень люблю Крым, очень горжусь тем, что сейчас происходит в Керчи и Севастополе, очень за них волнуюсь. Но мы же реалисты, да.
Источник: Блог Марии Сергеевой