США выходят из экономического кризиса. Они выходят с неприятными перепадами на жилищном рынке, выходят медленно и неуверенно, явно сохраняя социальное напряжение, что отлично показали волнения в Фергюсоне.
Если Европа выпадет из-под контроля Вашингтона, мир изменится радикально, а бумеранг кризиса сможет ударить по Северной Америке
Но промышленность возвращается в Америку, а экспорт увеличивается. Постепенно сокращается дефицит торгового баланса.
В арсенале Соединенных Штатов новая технология генерации энергии, методы повышения автоматизации производства, дешевый кредит и растущий приток капиталов извне.
Распоряжаются же США двумя огромными рынками: Северной Америкой и Европой. Доллар укрепляется ко многим валютам. И все же нельзя сказать, что американская экономика уже спасена.
С 2008 года администрация Барака Обамы воюет с проявлениями кризиса в США. Сначала был спасен финансовый сектор. Затем была оказана помощь капиталу реального сектора. «Сланцевая революция» уронила импорт углеводородов, но еще более важным стало увеличение экспорта и сокращение дефицита торгового баланса.
Однако ежегодный прирост промышленного производства в 2011–2014 годах оставался не выше 3,5–4%. Может быть, статистики приглаживали данные, получая больший ВВП со знаком плюс. Реально же успехи экономики США подрывали их собственную базу, создавая рискованную перспективу.
2014 год совершенно не случайно сделал очевидным возвращение кризиса в экономики БРИКС. Дело было даже не в мощной внутренней основе этого процесса, начавшегося в ползучей форме более двух лет назад, но и в том, что «развивающиеся страны» не нашли опоры в США.
США выходят из экономического кризиса (фото: YURI KOCHETKOV/EPA/ТАСС) |
Центр мирового капитализма оказался в новой роли. В 2014 году его индустрия демонстрировала рост. ФРС констатировала: промышленное производство в стране увеличилось в июле на 0,3%, а до этого, в июне, поднялось на 0,6%. Рост всякий раз фиксировался к предыдущему месяцу. В августе он составил 0,4%, отмечало агентство Bloomberg.
После снижения темпов в сентябре (рост 0,2%) они резко поднялись в октябре (0,7%). В ноябре рост составил рекордные 0,8%. Оздоровление американской индустрии было связано с экспортом, и рынки сбыта приобретали для США возрастающее значение.
Возрождение американской промышленности в последние годы давало возможность получить неплохие показатели ВВП. Однако динамика ВВП была очень интересной – не возрастающей, а затухающей.
В 2010 году этот показатель увеличился на 3%, после того как в 2009 году он упал на 3,5%. Затем в 2011 году ВВП возрос на 2,8%, в 2012 году – на 2,6%, а в 2013 году – лишь на 1,9%. В 2014 году тенденция могла продолжиться.
Но усилия Государственного департамента и ускорение развития кризиса во многих экономиках мира обеспечили США дополнительный приток капиталов и общее укрепление позиций в мире.
Однако не стоит обманываться хорошим показателем ВВП США, что мы, вероятно, увидим по итогам 2014 года.
Американский рост с 2010 года был связан с изменением роли США в глобальном хозяйстве. Замещение импорта и восстановление экспорта, как бы они медленно ни шли, давили на мировой рынок. Это давление долго казалось малозаметным из-за программ кредитного стимулирования спроса в крупных и средних экономиках планеты.
Этот год прояснил ситуацию, показав, что первые признаки «второй волны» 2011 года выросли до острейшего кризиса. Поэтому рано говорить, что США вышли из экономического кризиса.
Метод его преодоления создает нарастающие трудности в периферийных экономиках. Плохое самочувствие стран БРИКС, включая и Китай (самый хорошо замаскированный больной), лишь одно из проявлений. Затяжной кризис в Европе – другой важный признак американских успехов, не дающих никому шанса на устойчивое развитие. И все потому, что американский рынок больше не может служить опорой для экспортеров.
Этим ломается цепочка экспортных поставок. Потому бумеранг кризиса имеет шанс вернуться в экономику США в 2015–2016 годах.
Вашингтон не случайно стал уделять все большее внимание влезанию в дела других стран и «мягкому взлому» их рынков, как было с Украиной.
Конечно, ежегодный рост промышленного производства на 2–3,5% не является рекордным для истории Соединенных Штатов, но поддерживать даже такие темпы – непростая задача. Главное, что необходимо для ее решения – внешние рынки, расширяющийся доступ в экономики других стран. Потому конфликт с Россией имеет не оборонительную цель.
Никто лучше американского руководства не знает, насколько выдохлись США. И хотя они имеют прекрасные условия для инвестирования (считая и новые технологии в электроэнергетике), антикризисная политика с опорой на внешние источники роста может дать в ближайшие годы сбой.
А дело лишь в том, что страны периферии могут выбрать для себя новую роль, отказавшись от выгодной США доктрины «свободной торговли».
Если Европа выпадет из-под контроля Вашингтона, мир изменится радикально, а бумеранг кризиса сможет ударить по Северной Америке.