В России с недавних пор, бесспорно, появилась довольно широкая прослойка граждан, приближающихся (как кажется) к среднему классу.
Люди, в общем-то, наелись, но душевно и тем более духовно расти так и не захотели
Они могут позволить себе довольно многое: хотя бы раз в году хороший отдых за границей, неплохую иномарку, поход всей семьей в приличный ресторан по большим праздникам и многое-многое другое, за исключением, пожалуй, просторного и комфортного жилья, приобрести которое можно, только лишь отдав себя в ипотечное рабство лет на 20-30.
В моем городе постоянный потребительский бум. Масса гипермаркетов открылась, масса еще строится. И везде кишмя кишат муравейники людей, спешащих к забитым очередями многочисленным кассам с прогибающимися от тяжести свежекупленных вещей и снедей металлическими тележками.
Попасть в этот самый псевдосредний класс сейчас не составляет большого труда. Даже не нужен диплом о высшем образовании, достаточно просто иметь хорошие руки. Мой старший брат, например, простой рабочий на заводе, а получает примерно столько же, сколько я на нескольких своих работах вместе взятых (служении в храме и преподавании на полную ставку в университете).
Везде кишмя кишат муравейники людей, спешащих к забитым очередями многочисленным кассам (фото: Алексей Филиппов/ТАСС) |
Итак, пусть не во всем, но люди, особенно молодого поколения, материально стали жить лучше. Но стали ли они от этого добрее и счастливее? Мне часто кажется, что нет.
Взять хотя бы одну из сегодняшних общенациональных проблем: во дворах некуда ставить машины. И разрешается эта ситуация самыми что ни на есть варварскими способами: от предательского вызова дорожного инспектора, который сфотографирует стоящий на газоне автомобиль для протокола и выписки штрафа, до банального обливания лобового стекла краской и гангстерского протыкания шин.
А еще случаются самовозгорания. Возможно, все они – и правда «само». Только уж очень часто. И все во дворах.
И воюют-то не подростки и не блатные братки, а главы семейств и вполне приличные работяги, стяжавшие себе железного коня честным трудом. Доходит до оскорблений и драк.
И самое печальное, что дальше будет только хуже, потому что количество машин неуклонно растет, а желания договариваться и полюбовно разъезжаться у людей нет и, судя по всему, в ближайшее время не предвидится.
А как себя ведут наши отдыхающие за границей? Я об этом много слышал из первых уст. Один мой друг, который много лет трудится за рубежом, получил второе гражданство и безупречно владеет местным языком, как-то с горечью признался мне, что ему (за много лет до санкций) отказали в поселении, узнав, что он русский, и теперь мой друг скрывает свою подлинную национальность, когда надолго хочет поселиться в приличном отеле.
Да что там заграничный отдых, когда тема авиадебошей не сходит с полос и экранов и уже оскомину набила. Может, она и с какой определенной целью оттуда не сходит, однако интересно, а есть такая проблема в других странах – частое публичное свинство в самолете?
Много печального можно перечислить: самое низкопробное, ни с чем не сравнимое хамство в соцсетях и комментариях к различным текстам и, например, безнравственно-спекулятивный бизнес, не имеющий кроме наживы никаких других целей. Ну а самое главное, конечно, семья, которая почему-то подверглась самому масштабному разрушению со времен незапамятных.
Люди, в общем-то, наелись, но душевно и тем более духовно расти так и не захотели. Вполне прогнозируемо, на мой взгляд, что на некоторое время от обилия нахлынувших возможностей человек забывает самое главное – то, что он должен остаться человеком.
Но этот период должен быть очень небольшим, и, наверное, так или иначе все те люди, у которых дела пошли в гору, поначалу его проходят. У меня есть один приятель-бизнесмен, который как-то с самоиронией признался мне, что когда он только начал зарабатывать первые приличные деньги, то несколько недель подряд заезжал вечером после работы в магазин и покупал хороший, дорогой торт.
Конечно, довольно скоро мой друг перестал покупать торты каждый день. Видимо, сказались душевные и духовные потребности, которые неудержимо тянули вверх и так и не позволили ему сильно погрузиться в пошлое потребительское бытие. Да и просто – приелось.
Но, увы, не все имеют этот внутренний стержень и внутренний стопор, и потому, мне кажется, что хотя бы небольшое ухудшение жизни – оно пойдет на пользу. Стопор внешний.
Ведь даже небольшое страдание облагораживает человека и заставляет его задуматься хотя бы о том, что место на парковке – дело наживное. А вот хорошие дружеские отношения с соседями по двору можно потерять навсегда. Хотя... опять же... многих ли интересуют «какие-то там» соседи?