Золото в минувшие два года вело себя очень странно. Достигнув ценового пика в сентябре 2011 года, оно начало дешеветь.
Возможно, ценовой обвал золота означает, что инвесторы ждут восстановления мировой экономики?
В октябре 2012 года еще казалось, что золото возвращается на вершину стоимости. Оно подорожало до 1782 долларов за унцию, тогда как его наибольшая цена в 2011 году составляла 1864 доллара. Было очевидно, что удешевление золота 2011–2012 годов произошло не просто на фоне роста интереса капиталов к американской валюте, ослабления мирового спроса и проблем в Евросоюзе или, как тоже писали, на фоне роста фондового рынка, сохранения роста экономики Китая и повышения рейтинга Греции. Все эти оценки не позволяли понять, что толкало цены на золото вниз.
За первую половину 2013 года золото на мировых рынках неуклонно дешевело, за это время тройская унция потеряла в цене порядка 250 долларов. Драгоценный металл стагнировал или медленно дешевел в условиях зимнего биржевого роста. Весной стоимость золота сорвалась в пропасть: с 1580 долларов унция золота подешевела до 1358 долларов. Затем цены немного поднялись, но в начале июня металл стоил порядка 1400 долларов за унцию. Новое падение произошло на фоне падения рынков и колебаний цен на нефть.
Цены на золото упали так резко, что напугали тех, кто слишком поверил в его надежность. За время первой острой фазы глобального кризиса (2008–2009 годы) и финансовой стабилизации (2010–2011 годы) оно уверенно дорожало. Рынок драгоценных металлов был свидетелем шедшей эмиссии американской валюты. Дорогое золото было результатом восстановления потерь крупнейших банков и одновременно их опасений инвестировать полученные с помощью правительств средства в реальный сектор. Известный британский экономист, участник научной группы «Постглобализация» Алан Фриман констатировал, что государственные расходы США достигли уровня 1942 года (50% ВВП). Эти данные могут многое объяснить тем, кто считает, будто война – через крупные чрезвычайные расходы – может привести к победе над кризисом.
Рынок золота заразился нестабильностью, как только политика финансовой подпитки банков начала терять эффективность. Уже осенью 2011 года драгоценный металл покатился вниз по ступеням ценовой лестницы. Его рывок вверх осенью 2012 года был связан с запуском ФРС США третьей программы «количественного смягчения». Однако результат не оказался устойчивым. Спекулятивные взлеты оказывались короткими. И все же, нет ли ошибки в подобных рассуждениях, учитывая, что золото является классическим инструментом укрытия капиталов в «смутные времена»? И разве оно не выступало в годы кризиса своего рода альтернативой долларовым активам (американская валюта долгое время находилась на достаточно низком уровне к евро)? Возможно, ценовой обвал золота означает, что инвесторы ждут восстановления мировой экономики?
Время оптимистических ожиданий минуло еще в 2011 году. Место веры в восстановление мировой экономики заняло чувство страха, как бы это «восстановление» не сорвалось в пропасть глубже, чем та, что разверзлась в 2008 году. Особые опасения вызывает Китай. Пока его правительство пытается не допустить разрыва пузырей на жилищном рынке и в кредитной сфере, страну охватила эпидемия теневого кредитования. Ставки могут доходить до 30%, что не оставляет никаких шансов должникам – предприятиям и потребителям. Поднебесная не стала локомотивом мировой экономики, не вытянула ее, зато может подтолкнуть вниз. Официальная экономическая статистика по другим странам не позволяет вполне точно объяснить, почему золото перестало быть столь привлекательным инструментом для хеджирования рисков.
Статистика слишком приукрашена. Доверие к ней является чем-то вроде признания истинности неолиберального экономического учения. Она больше походит на символ веры, чем на достоверный источник сведений. ФРС и ЕЦБ дозируют денежную эмиссию, опасаясь высокой, а главное неуправляемой инфляции. Механизм субсидирования финансового сектора еще работает на поддержание в нем стабильности, но уже не производит на рынках того эффекта, что казался признаком победы над кризисом в 2010 году. Проблемы в реальной экономике давят на банковский сектор, и потребность в платежных средствах возрастает. Это пока работает на укрепление доллара. Происходит вывод средств из спекуляций, в том числе с рынка золота. Драгоценный металл не используется как средство платежа, а именно текущие платежи выходят на первый план. Налицо классический симптом кризиса – нехватка денежных средств.
Поведение рынков после 2009 года не имеет черт вполне естественного. Государственная антикризисная политика играет здесь огромную роль. «Что делает золото в этой ситуации?» – спрашивают себя наблюдатели. Оно колеблется в условиях распада старой антикризисной политики. Оно может еще подорожать на волне страхов (даже очень сильно), но может и резко потерять в цене. Физический металл не утратил значение как средство сохранения капиталов. Однако рынок золота, похоже, надолго вошел в неустойчивое состояние.