Про пельмени мне ничего неизвестно, но кататься девушке пришлось на автомобиле Lada Kalina.
Мы-то привыкли к тому, что продукция Волжского автозавода стала мишенью для комиков. «Лада» давно превратилась в машинку для битья – подобно тому, как в лавках держали «мальчика для битья», которого в назидание лупили при другой прислуге.
А тут и вовсе совпало то, что ремонт отечественных автомобилей у нас описывается при помощи эротических терминов, и то, что «Ладу» доломала профессионалка, которая сделала себе имя на воплощении этой фразеологии на экране.
Я сразу скажу, что на этом экране я Сашу Грей видел, народного интереса к ней не разделяю – тут налицо феномен, что описывается словами: «А она у вас ещё и разговаривает?» Саша Грей знаменита тем, что, помимо службы порноактрисой, ещё и музицирует, а также смогла назвать фамилии Набокова, Пушкина и Достоевского на своей пресс-конференции. Это, конечно, отрадно, но, на мой взгляд, недостаточно для пламенных чувств. Выдерни порнографическое прошлое Саши из новостей, и весь ажиотаж пропадёт.
Гораздо удивительнее история «Жигулей». Это ведь была самая престижная советская марка легкового автомобиля (не считая некоторых автомобилей из города Горького, доступных куда менее). Один из руководителей НАМИ как-то на мой прямой вопрос, чем по-честному можно гордиться нашему автомобилестроению, ответил, что мы сделали первый «паркетный джип» «Нива». (Ещё он сказал добрые слова про грузовик «Урал», но это совсем иная история.) Беда была в том, что «Ниву» много лет продавали, ничуть не развивая конструкцию, и теперь она стала предметом истории.
В 1966 году СССР купил не просто итальянский автомобиль «Фиат-124», а целый завод и ворох технологий. И на Волге был построен именно вполне европейский завод, а сам «Фиат» претерпел несколько сотен изменений, приспособивших его к русским дорогам.
Я работал с людьми в Тольятти, и надо сказать, что это были очень хорошие инженеры. Многих из них уже не стало, другие – на пенсии, но я бы и сейчас не стал свысока относиться к их работе. Они были люди талантливые и в шестидесятые годы совершили настоящий прорыв. Ведь автомобиль вызывает к жизни массу технологий и сторонних производств – и производства эти тогда были завезены или родились на месте. Этих технологий боялись на Западе: всё-таки страна НАТО продала СССР много чего важного, и говорят, что в качестве компромисса на Волжском автозаводе не делали военных автомобилей (за исключением экспериментальной машины ВАЗ 2122-500 «Река»).
Эта ситуация похожа на космонавтику – и там любые успехи не вечны. Гонка автомобильных технологий ничуть не менее жестока, чем космическая.
Часто автомобильные начальники говорили: «Зато наши машины доступны», – но мы понимаем, что цена их вовсе не так мала. Стоили бы они меньше, шуток было бы тоже меньше. Доступность тут была обеспечена не дешевизной отечественного, а искусственной дороговизной заграничного.
Я, кстати, никак не могу понять психологии спорщиков на интернет-форумах, что до хрипоты кричат о преимуществах нашего автопрома (это, между прочим, куда интереснее того, что думает о нём заезжая порнозвезда). Никакой связи с патриотизмом езда на отечественных машинах не имеет – как раз если она рассматривается как подвиг, как «а я ничего, терплю и езжу», то это дурная услуга автомобилям со странным соотношением цена-качество. Можно любить Отчизну и рулить на «Тойоте», а можно владеть «Жигулями» и не нести соотечественникам вовсе никакого добра – в чём вопрос?
Ну а в нашем случае результат налицо – звезда анекдотов «Калина» соединилась со звездой известной индустрии.
Саша Грей понеслась уже даже не по кочкам, а по гладкому асфальту, дрифтовала, и вот машина идёт под списание. Впрочем, её (машину, а не Сашу), кажется, продадут на аукционе со стартовой ценой в один рубль.