«Добрый день, а Сергей Петрович на месте?» – «Вышел!» – бдыщь! – короткие гудки. «Алло, а до какого часа вы сегодня работаете?» – бдыщь! – короткие гудки. Чтобы добиться внятного ответа на поставленный вопрос (даже если вы успели его произнести), нужно было придумать какую-нибудь заманушку личного характера: «Девушка! Милая! Я прошу, продлите!»
Предельно эгоистическая стратегия показывает хороший результат лишь в краткосрочной перспективе
Сегодня все не так. Сегодня даже если мы ошиблись номером или вопросом, нас выслушивают до конца, пытаются совместными усилиями решить проблему, а иногда даже желают на прощание чего-нибудь хорошего. Все-таки наши люди стали добрее и человечней. Даже как-то не верится.
Чтобы не верилось еще больше, можно, конечно, убедить себя в том, что это просто новые стандарты сервиса научили хамоватых теток и дядек из сферы обслуживания разговаривать человеческими голосами. Что бабло побеждает зло, что гуманизм – инструмент конкуренции, что психотреннинги из кого хочешь сделают человека. И с этим можно даже немножко согласиться. Но только немножко. Потому что в госсекторе, например, конкуренции нет, но и там никакого «бдыщь!» я уже давно не слышал. С кем конкурирует Налоговая инспекция? А Собесу кого вытеснять с рынка? Даже процедура регистрации автомобиля в ГИБДД, которая еще недавно представляла из себя адскую муку, очеловечилась фантастически. И лично я никакой другой причины, кроме общей гуманизации жизненного пространства, тут не вижу.
Мы стали спокойней и уравновешенней. Хочу подчеркнуть сравнительную, а не превосходную степень этих двух прилагательных. Совсем чуть-чуть, но спокойней. Совсем чуть-чуть, но уравновешенней. Мы уже не пристраиваемся хвостом за прорывающейся сквозь пробку скорой помощью. Мы не ломимся в автобус, расталкивая окружающих, чтобы успеть занять свободные места. Мы, конечно, и раньше были неплохими людьми, но в смутные времена человеку свойственно принимать эгоистическую стратегию как инструмент выживания. Сегодня эгоизм не работает. Сегодня удовольствие быть эгоистом слишком дорого стоит, чтобы быть удовольствием.
Предельно эгоистическая стратегия показывает хороший результат лишь в краткосрочной перспективе. К такому выводу пришли американские ученые из Университета штата Мичиган. Если же речь идет о длительных промежутках времени, то эгоизм снова становится неэффективен. Для достижения долгосрочных целей гораздо выгодней пользоваться механизмами кооперации, а они работают лишь в том случае, если члены сообщества способны действовать с изрядной долей альтруизма. К такому выводу ученые пришли, смоделировав на компьютере поведение нескольких видов животных, которые придерживались разных моделей выживания в одних и тех же условиях нехватки еды. Руководитель исследовательской группы Кристоф Адами, комментируя результаты эксперимента, произнес крамольные для сторонников вульгарного дарвинизма вещи: эгоизм не является устойчивой стратегией выживания видов, природа всегда наказывает тех, кто ведет себя эгоистично.
Это, конечно, лишь версия, выдвинутая в ожесточенной борьбе идеологий. Годом ранее другие ученые с таким же успехом «доказали», что в эволюционной борьбе выживают эгоисты. Современные ученые, они вообще такие современные ученые. Лично я в таких вопросах предпочитаю слушать не голос науки, а свой спинной мозг. Он состоит из живых клеток, а они в некотором роде умнее нас. Наши клетки очень хорошо помнят, что случилось с одноклеточными организмами, которые не пожелали жить в кооперации. Ничего хорошего с ними не случилось. Они просто выродились в паразитирующих бактерий. В то время как из многоклеточных получились растения, животные, люди. Стоит ли удивляться, что и в человеческом обществе, как только оно вырывается из цепких объятий очередной смуты и находит в себе силы хотя бы искать новые пути развития, оставаться эгоистом становится совсем не круто, а главное – не выгодно.
Мы снова потихоньку возвращаемся к нашему любимому «общественное выше личного». Помните, с каким омерзением вы стремились забыть эти три слова еще каких-то двадцать лет назад? А теперь – гляньте вокруг. Кто из тех, кто блистал в 90-е и даже в начале нулевых, остался на плаву? Единицы. Один за другим вчерашние небожители вытряхивают из своих карманов черепки, которые еще недавно были золотом. Где теперь все эти братья Черные, Березовские, Полонские и прочие великие эгоисты эпохи? Кто успел поумнеть, тот проскочил, кто упорствовал в своей одноклеточной стратегии, того остается только искренне пожалеть. Что? Им на смену пришли точно такие же? Ну, во-первых, все-таки не совсем такие же, а во-вторых – еще не вечер. Успех длинной в десятилетие – это не успех. Стратегии доказывают свою состоятельность на гораздо больших дистанциях. И почти всегда серьезный по историческим масштабам успех – в бизнесе, в политике, в общественной деятельности – сопутствует лишь «многоклеточным организмам», то есть тем людям, компаниям, движениям, которые способны действовать в интересах максимально широкого круга лиц.
Вы остались довольны полученной информацией? Да? Могу ли я вам еще чем-то помочь? Нет? Ну, тогда хорошего дня. Бдыщь.