Вот слова Путина (официальная стенограмма): «Госпожа федеральный канцлер упомянула о девушках, которые в тюрьме находятся за выступление в церкви. А знает ли она, что до этого одна из них повесила чучело еврея и сказала, что от таких людей нужно избавить Москву? Мы не можем с вами поддерживать людей, которые занимают антисемитские позиции, и я просил бы вас тоже иметь это в виду».
В стране Ангелы Меркель за отрицание этого факта сажают. Ну, это как если бы сажали за отрицание зимы, например. Или за отрицание Берлина
Надежда Толоконникова* действительно присутствовала на той акции. Вот как описывает произошедшее сыгравший роль «чучела еврея» участник арт-группы «Война» Олег Васильев: «В начале сентября 2008 года арт-группа «Война» провела акцию «Памяти декабристов», в ходе которой символически на альпинистском снаряжении в одном из гипермаркетов «Ашан» были повешены два человека, игравших роль гомосексуалистов, и трое – игравших роль нелегальных мигрантов из Таджикистана.
Гомосексуалисты символизировали повешенных участников Северного общества декабристов, а мигранты из Таджикистана – Южного.
Проходило это все под баннером «Пестель нах*** не упал» – это было написано на фоне шестицветного радужного флага ЛГБТ-движения. Все это наряду с жилеткой МГЕР символизировало отказ России от ценностей свободы, отождествляемых, в частности, с движением декабристов».
Понятны и истоки той самой ошибки Владимира Путина. Летописец (а многие считают, что и идейный вдохновитель) арт-группы «Война» Алексей Плутцер-Сарно в фоторепортаже с акции подписал фото повешенного Олега Васильева так: «На этом кадре мы видим казненного гомосексуалиста еврейского происхождения». А сама акция в том же посте описана так: «Средь бела дня в отделе «Свет» были казнены через повешение три гастарбайтера и два гомосексуалиста, один из которых к тому же был евреем». Никаких других разъяснений по поводу того, что же на самом деле имели в виду автора перформанса, не было.
То есть некие люди, которые поставляют Путину информацию, нашли этот пост и сделали из него вывод о повешении именно еврея. Потому что никакого другого вывода из этого поста и не сделать. Ну а про чучело Путин или сам додумал (ну не живого же они еврея повесили!), или кто подсказал – не знаю. Довольно удивительно, что Путин делает подобные ошибки так редко, ведь объем информации, которой он оперирует в разного рода прямых линиях и на международных форумах, просто не поддается человеческому осмыслению.
Западные (особенно немецкие) средства массовой информации радостно отработали тему. «Путин солгал! – писали они. – Невозможно представить себе, чтобы глава государства в глаза врал главе другого государства!»
При этом ни одно из западных (особенно немецких) средств массовой информации не обратило внимания на то, что сказала Ангела Меркель. То есть – на что именно отвечал Путин своим «чучелом еврея».
А канцлер сказала вот что (официальная стенограмма): «Если возникает такой вопрос, как, например, Pussy Riot, это в обществе обсуждается, и в Германии возникают такие обсуждения, если бы что-то такое произошло в церкви, но нужно ли двух молодых девушек на два года отправлять в лагерь за это? Я не знаю, произошло бы так в Германии».
Фрау Меркель не знает, произошло бы так в Германии. А я знаю: произошло бы.
Во-первых, в Уголовном кодексе ФРГ есть статья 167, посвященная свободе вероисповедания. «В статье 167 есть два подпункта: об ответственности тех, кто намеренно мешает отправлению религиозных обрядов или празднований, а также тех, кто в храме совершает действия, которые можно назвать оскорбляющими чувства верующих», – говорит немецкий юрист Вольфганг Кройцер. Конечно, наказание по этой статье (до шести месяцев заключения) не идет ни в какое сравнение с наказанием по незаконно вмененной Pussy Riot статье 213.2 УК РФ, но такая статья все же есть. А в нашем УК подобной статьи, кстати, до сих пор нет. К счастью – до сих пор нет.
Но это было всего лишь лирическое отступление. Поскольку, во-вторых, в Германии есть куда как более болезненная тема, нежели тема оскорбленного православия в России. Эта тема называется «холокост».
Вот вы можете представить себе в нашей авторитарной, коррумпированной и мракобесной стране закон, наказывающий за отрицание чего-либо? Даже с нашей Государственной думой такого представить себе невозможно, поскольку согласие или несогласие каждого отдельного взятого человека с чем угодно – это его личное дело.
А в Германии за отрицание холокоста можно запросто угодить в тюрьму на долгие годы. Статья 130 Уголовного кодекса – лишение свободы на срок до пяти лет. И люди сидят! Эрнст Цундель в 2007 году осужден на пять лет. Сильвия Штольц в 2008 году осуждена на 3,5 года. Хорст Малер в 2009-м осужден на пять лет.
Это реальные сроки. Я не пишу здесь про высокие штрафы, которые немцы истребовали за сомнения в холокосте с британского епископа Ричарда Уильямка и французского политика Жан-Мари Ле Пена. Я не пишу про преследования за это в других странах. Только Германия, только реальные сроки. Только хардкор.
Так вот ответьте мне на простой вопрос: что вам кажется более абсурдным? Наказание за оскорбление чувств верующих (которого в случае с Pussy Riot не было, но все же)? Или наказание за отрицание того, что 70 лет назад в Европе был геноцид?
Второе мне кажется куда как более абсурдным. Ибо если в случае с верующими мы касаемся действительно ЧУВСТВ, которые нельзя объяснить, то в случае с холокостом мы касаемся реальности. Отрицаешь ты холокост, не отрицаешь – от этого холокост не перестает иметь место быть.
Но в стране Ангелы Меркель за отрицание этого факта сажают. Ну, это как если бы сажали за отрицание зимы, например. Или за отрицание Берлина.
Так что кто его знает – ошибся ли Путин, упомянув про «чучело еврея». Или это был такой троллинг.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом