Авторские колонки

15 июля 2011, 00:36

Владимир Мамонтов: Про эвакуатор

Выхожу я, значит, в 23 с минутами, шумит ночная Ленинградка, а машины нету. Оранжевая пластиковая фиговина, к которой я бампером притерся, на месте. Лужица – натекло из кондиционера – еще не испарилась. А вот «Тойота» испарилась.

Как нет и ни одной машины вдоль всего тротуара – куда взгляда хватит, и справа, и слева. Оттого «Караул, угнали!» я орать не стал: сразу понял, что поработали эвакуаторщики. Но какого беса? Я же тут частенько ставил, вопроса не было. Достал телефон. Думаю, куда звонить. Как же это место называется? Новобелугинская? Нижнебусыгинская? Стал гуглить «эвакуатор возврат ГАИ».

Тебе ж еще с эвакуаторщиками делиться, – сказал я. – Я правильно понимаю, что у вас совместное предприятие?

И тут из темноты идет ко мне фигура: шорты, футболка, кроссовочки. Знак ГТО на груди у него.

– Дядь, – говорит, – ты не машину, часом, ищешь? Такая серебристая? Слышь, не повезло тебе. Ну только что увезли.

И столько в нем неподдельного участия, столько теплоты и расположения, что я сразу понял: он в доле. И сейчас я это дельце обтяпаю: эвакуаторщики недалеко в переулке, договорюсь о цене, мне «Тойоту» подкатят в лучшем виде – и я поехал, благословляя тихую бытовую коррупцию и кляня себя за мягкотелость в борьбе с ней.

А парень тем временем звонит куда-то и говорит: да, он подошел. Смотрите там, поаккуратней. Я говорю:

– Дык давай, пусть разворачиваются. Выставляйте тариф. Накрутку, ночные, сверхурочные. Очень ехать надо. И так на душе кошки скребут размером с амурского леопарда, а тут еще машину увезли.

А он смотрит так, учителем младших классов, и говорит:

– Дядя, ты не понял. Тут картина такая: у эвакуаторщиков видеокамеры. Джипиэс и прочий дикий контроль. Поэтому твоя машина в лучшем виде приедет на Звенигородку. Под мост. На штрафстоянку. И альтернативы этому нет. Потому что теперича – это не давеча.

– Это, – говорю, – я понял. Сколько раз поблизости парковался – все нормально было.

– И опять ты, дяденька, не понял: вот белую полосу видишь? И букву «А»? Ты грубо нарушил. Ты поставил свою машину на буквально вчера Собяниным выделенную полосу для общественного транспорта. А ее чистят теперь с утроенной силой! Добавили техники. Работаем ночь-заполночь. Мужики с ног валятся. Учим людей правилам новой жизни.

Формулировка «работаем» в устах добровольного помощника Собянина оживила мои надежды.

– Ну, и в чем она, новая жизнь?

– А в том, что за три с полтом штуки я берусь доставить тебя в Городскую службу перемещения транспортных средств. Дороги пустые, долетим как на крыльях.

– На Нижне... Ново...

– Новобатюнинскую. Там мы получим разрешение на то, чтобы забрать машину, подъедем под мост, заводишь свою японку – и привет. Все чин по чину. От сих до сих.

– И что – там ночью есть  дежурный? Ждут нас там?

– Обязательно! Ждут! Еще как ждут. А как же! Теперича – не давеча!

Сел я в его «Жигуль», полетели как на крыльях. Большая Москва. Едем мимо Сити – горят огни, пустые помещения видны. Чего электричество жгут? Потом мрачные громады пошли. Типа элеватор (оказалось, точно – гигантский цементный элеватор). Краны Южного порта. Заборы, фанерно-каркасные постройки с надписью «Банкетный зал и шиномонтаж», кафе «У Яши», цеха, отстойники желдорвагонов (в которых тоже свет горит), храм-часовня в Печатниках. На месте дома, где был теракт. Где террористы хотели нас запугать. Хрен нас чем запугаешь.

Мой гид перекрестился на часовню. Я тоже. Разговор наш потек иначе, у него исчезла чуть наигранная услужливость, у меня досада.

– Недалеко уже, – сказал парень. – Километров пять максимум. Тут вот еще храм, красавец, а? Николо-Перервинский монастырь тут. Мужской. Старый.

Мы ж тут все не жулики. Мы обслуживающий персонал. Дорабатываем за государство. Подчищаем

Мы опять перекрестились. Дорога вильнула.

– А это тюрьма. Женская, – и парень засмеялся, словно удивившись, как в жизни все бывает рядом.

Пошел забор, мрачные серые строения, над которыми стоял беззвучный бабий вой.

А Москва все не кончалась.

И, наконец, у самого края Москвы, где обрыв пространства отвесно уходит к центру земли, а звезды космоса светят манящим переливчатым светом, где кончается московская сказка и начинается российская быль, где мой бодрый отчет про три с полтиной не все оценят, мы увидели шлагбаум и будку. Тихая ночь овевала ее. Перед будкой стоял белый «Ауди». А у будки человек в милицейской форме.

Я сунулся было к нему, но он вздохнул и сказал фразу, от которой у меня все перевернулось в голове:

– Вам не ко мне. Я тоже... Такой же... Жду вот... – и он, стесняясь, указал на будку, где сидел другой человек в милицейской форме и что-то писал. Мой гид поздоровался с ним, сказал: «Мы за разрешением», – на что тот остроумно ответил: «А сюда по другим делам не приезжают». Затем он отдал коллеге-милиционеру разрешение, квитанцию, и тот, несмотря на форму, на звезды и фуражку, как простой парень, поехал вызволять свою ласточку на белой «Ауди», которую вел то ли друг его верный, то ли такой же добрый гид, поскольку у них это целая развитая отрасль бизнеса. Я не уточнил.

Зрелище было душераздирающее.

Дальше была наша очередь. Я отдал права и техпаспорт.

– Подождите десять минут, Владимир Константинович, – сказал милиционер в будке. – Сейчас проверим и оформим.

– Ночью тут тихо, – сказал гид. – Вам выгоднее со мной ночью ехать, чем завтра день псу под хвост.

Я согласно кивнул.

– А денег... На такси вы столько бы и потратили. Да еще очередь человек двести, толкотня. Жучки местами в очереди торгуют. Вы бы тут так напарились. Это же специально сделано, чтоб вы прокляли эту Новобатюнинскую. А ночью красота. Вот обратите внимание: промрайон, казалось бы. А воздух чистый. Или мне кажется?

Воздух был как воздух. Действительно, не хуже других. Я думал-то вот о чем: ну дадут мне квитанцию на уплату штрафа. И что? Где мы будем банк искать? Тихой ночью, как на крыльях. По чистому воздушку?

Словно угадав мои мысли, гид сказал:

– Нарушений за вами не числится? Так я и думал. Вы вот такой дядя, положительный. Что у меня такое предчувствие: он ограничится предупреждением. Оно пока в ходу. Его все пытаются исключить из Кодекса об административных нарушениях. Я считаю – неправильно. Есть случаи, когда человека предупредили – и он все понял. Ну, нормальный человек. Положительный.

Оказалось, правда, что выдали мне, как и предыдущему клиенту, квитанцию на штраф.  Но оплатить его можно и после, в течение 30 дней. Мне вернули документы, пожелали счастливого пути. Мы сели в «Жигули» – и московская лента стала раскручиваться в обратную сторону.

Возвращались через Угрешскую – на дороге покороче клали свежий асфальт.

– Говорят, раньше ночью не клали. Только днем, – сказал парень. – Вы застали?

– Конечно, – ответил я и подумал, что время летит быстро: выросло поколение парней, полагающих, что асфальт класть можно исключительно ночью.

– А что на Угрешской, знаете? – спросил парень.

– Нет.

– А, значит, не москвич. Или не служили. Угрешка – это ж сборный пункт. Призывников. Такое мужицкое место! Я каждый день вожу тут дяденек разных, по таким же делам, они все – о, Угрешка, мы отсюда в часть ехали. А чего: служишь в армии – гордись, отмазался – радуйся.

Я достал кошелек, отсчитал оговоренное.

– Спасибо, – сказал гид. – Вот, заработал, могу домой ехать. С чистой совестью.

– Тебе ж еще с эвакуаторщиками делиться, – сказал я. – Я правильно понимаю, что у вас совместное предприятие?

– А вот это коммерческая тайна, – ответил парень. – Поделимся. Ясный пень. Но это после, не горит. Тут сервис такой... накатанный. – И он засмеялся. – Ну а что? Плохо, что ли? Все по-честному. Проезжая часть очищена. Для общественного транспорта. У тебя инфаркта нету. Я заработал. Мужики тоже не в обиде. Штраф стране ты заплатишь, никуда не денешься.

Парень опять засмеялся:

– Мы ж тут все не жулики. Мы обслуживающий персонал. Дорабатываем за государство. Подчищаем. Это раньше эвакуаторщики машину затянут на трейлер – и ждут, пока клиент не ополоумеет; а то, бывало, уедут – и ищи. Угоняли ведь тачки! Мне рассказывали.

Я вспомнил любимый очерк Аграновского  «Официант», где заглавный герой говорил автору:  пришел ты в ресторан – я тебя обслуживаю. Вечером читаю твою статью – ты меня обслуживаешь. Да, были времена, подумал я. Тачки эвакуаторщики угоняли, асфальт клали днем. А как будто вчера. И еще я подумал, что мне абсолютно безразлично, как там распределились мои три с полтиной и что кому досталось: мужики заработали, а у меня нет инфаркта. Он прав. Это главное.

За окном возникли в обратном порядке заборы, бетонные громады, огни Сити. Повиляв среди гигантских развязок, мы заехали под мост. Из железных ворот вышел вежливый человек в очках.

– Машину забрать? Минуту, входить по одному надо. Сейчас джентльмен отъедет, вы за ним.

Моя «Тойота» виновато стояла в стойле, оклеенная желтыми полосочками. Я завел ее и распрощался с парнем, который напоследок подробно объяснил, как в череде выездов на развязках попасть на ту, что выведет к «Динамо». Толковый, хваткий, наблюдательный паренек. На что нормальные мозги, явную тяму и природную доброжелательность тратит? Что ж это, блин, за жизнь?

– Слышь, дядя, а чего у тебя на душе кошки скребли, ты сказал?

– Да поругался с хорошим человеком. Обидел зря.

– Ты помиришься, я отвечаю, – сказал ангел и улетел.

Вам может быть интересно

Губернатор сообщил о ракетном ударе ВСУ по Белгородской области
Темы дня

Захват «Маринеры» требует от России новых подходов к безопасности танкеров

Захват российского судна «Маринера» американцами вызвал негативную реакцию не только в России, но и в других странах мира. Москва считает, что случившееся может стать опасным прецедентом. Тем временем в экспертном сообществе уверены, что речь идет о пиратской акции, которая вынуждает Россию задуматься о способах защиты собственных судов в международных водах.

2026-й покажет качественный рост российских Вооруженных сил

Активное развитие беспилотных и роботизированных систем стало одной из главных тенденций в российских вооруженных силах в 2025 году. И дело не только в том, что войска массово насыщаются боевыми роботами – но и в том, что насыщение количеством переходит в новое качество боевых возможностей армии.

В Госдуме назвали варианты защиты российских танкеров от США

МИД заявил о хищных замыслах Британии на фоне инцидента с «Маринерой»

The Telegraph: Фон дер Ляйен пригрозила Зеленскому на встрече коалиции в Париже

Новости

В США начались акции после убийства поэтессы и активистки Рене Николь Гуд

В Соединенных Штатах прошли масштабные протесты из-за убийства поэтессы и активистки Рене Николь Гуд, поддерживавшей ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ), сообщили СМИ.

ФСБ показала видео обмена россиянина Касаткина и француза Винатье

ФСБ России распространила видео обмена между российским баскетболистом Даниилом Касаткиным и французом Лораном Винатье, обвиняемым в шпионаже и признанным иностранным агентом.

Инвестор Роджерс вышел с рынка США и вложился в Узбекистан

Американский инвестор Джим Роджерс решил выйти с американского фондового рынка из-за опасений коррекции и сделал ставку на узбекские акции.

В ЕС не смогли назвать 19 стран, якобы атакованных Россией за 100 лет

Европейская дипломатическая служба не смогла предоставить перечень из 19 стран, на которые Россия якобы нападала за последние 100 лет, ограничившись общими формулировками без конкретики.

Грузия воодушевилась выходом США из Венецианской комиссии

Венецианская комиссия, которую решили покинуть США, превратилась в «политическое оружие» против тех или иных стран, заявил на пресс-конференции 8 января председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Мерц заявил о необходимости согласия России для ввода войск на Украину

Канцлер Германии Фридрих Мерц подчеркнул, что развертывание международных сил на Украине невозможно без одобрения России, указав на сложность получения такого согласия.

Девушка из Москвы едва не погибла из-за необычного поедания мандарина

Во время новогоднего застолья в Москве 20-летняя девушка едва не задохнулась, пытаясь проглотить целый мандарин на спор, она получила перелом ребра.

«Запорожсталь» потерял энергопитание и остановил производство

Крупнейший украинский металлургический завод «Запорожсталь» приостановил работу после отключения внешнего электроснабжения, причиной стала масштабная авария в энергосистеме региона.

Такер Карлсон призвал США прекратить прокси-войну с Россией

Американский журналист Такер Карлсон отметил, что действия Москвы на востоке Украины нельзя игнорировать и предложил пересмотреть политику США в отношении России.

Вэнс извинился перед американскими наркоманами

Вице-президент США Джей Ди Вэнс публично обратился к американцам, употребляющим кокаин, с извинениями и призывом пройти лечение, сообщили СМИ.

МИД: Размещение военных объектов на Украине будет считаться интервенцией

Официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила о готовности России рассматривать западные военные объекты на Украине как угрозу безопасности.

ЕК предоставила странам ЕС право самим решать судьбу российских танкеров

Еврокомиссия предоставила странам Евросоюза право самостоятельно решать вопрос о задержании российских танкеров, заявила представитель ЕК Анита Хиппер.
Мнения

Борис Джерелиевский: 2026-й станет годом перелома в СВО

Когда-то Георгий Жуков сказал Константину Рокоссовскому о европейцах: «Мы их освободили, и они нам этого никогда не простят». Тем более они не простят нам, что мы их победили.

Игорь Караулов: Россия перестала стесняться саму себя

«Фирменный стиль» России – это уже не только привычные миру Чайковский и Достоевский, икра, водка и шапка-ушанка. Это сложно устроенная система, в которой разнообразие является не разъединяющим, а скрепляющим фактором.

Тимофей Бордачёв: Как перестать спорить с историей

Возмущение тем, что наши вчерашние мечты остались нереализованными, ведет к идеализации прошлого, даже если прежнее положение дел не так чтобы очень устраивало.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов