Авторские колонки

15 июля 2011, 00:36

Владимир Мамонтов: Про эвакуатор

Выхожу я, значит, в 23 с минутами, шумит ночная Ленинградка, а машины нету. Оранжевая пластиковая фиговина, к которой я бампером притерся, на месте. Лужица – натекло из кондиционера – еще не испарилась. А вот «Тойота» испарилась.

Как нет и ни одной машины вдоль всего тротуара – куда взгляда хватит, и справа, и слева. Оттого «Караул, угнали!» я орать не стал: сразу понял, что поработали эвакуаторщики. Но какого беса? Я же тут частенько ставил, вопроса не было. Достал телефон. Думаю, куда звонить. Как же это место называется? Новобелугинская? Нижнебусыгинская? Стал гуглить «эвакуатор возврат ГАИ».

Тебе ж еще с эвакуаторщиками делиться, – сказал я. – Я правильно понимаю, что у вас совместное предприятие?

И тут из темноты идет ко мне фигура: шорты, футболка, кроссовочки. Знак ГТО на груди у него.

– Дядь, – говорит, – ты не машину, часом, ищешь? Такая серебристая? Слышь, не повезло тебе. Ну только что увезли.

И столько в нем неподдельного участия, столько теплоты и расположения, что я сразу понял: он в доле. И сейчас я это дельце обтяпаю: эвакуаторщики недалеко в переулке, договорюсь о цене, мне «Тойоту» подкатят в лучшем виде – и я поехал, благословляя тихую бытовую коррупцию и кляня себя за мягкотелость в борьбе с ней.

А парень тем временем звонит куда-то и говорит: да, он подошел. Смотрите там, поаккуратней. Я говорю:

– Дык давай, пусть разворачиваются. Выставляйте тариф. Накрутку, ночные, сверхурочные. Очень ехать надо. И так на душе кошки скребут размером с амурского леопарда, а тут еще машину увезли.

А он смотрит так, учителем младших классов, и говорит:

– Дядя, ты не понял. Тут картина такая: у эвакуаторщиков видеокамеры. Джипиэс и прочий дикий контроль. Поэтому твоя машина в лучшем виде приедет на Звенигородку. Под мост. На штрафстоянку. И альтернативы этому нет. Потому что теперича – это не давеча.

– Это, – говорю, – я понял. Сколько раз поблизости парковался – все нормально было.

– И опять ты, дяденька, не понял: вот белую полосу видишь? И букву «А»? Ты грубо нарушил. Ты поставил свою машину на буквально вчера Собяниным выделенную полосу для общественного транспорта. А ее чистят теперь с утроенной силой! Добавили техники. Работаем ночь-заполночь. Мужики с ног валятся. Учим людей правилам новой жизни.

Формулировка «работаем» в устах добровольного помощника Собянина оживила мои надежды.

– Ну, и в чем она, новая жизнь?

– А в том, что за три с полтом штуки я берусь доставить тебя в Городскую службу перемещения транспортных средств. Дороги пустые, долетим как на крыльях.

– На Нижне... Ново...

– Новобатюнинскую. Там мы получим разрешение на то, чтобы забрать машину, подъедем под мост, заводишь свою японку – и привет. Все чин по чину. От сих до сих.

– И что – там ночью есть  дежурный? Ждут нас там?

– Обязательно! Ждут! Еще как ждут. А как же! Теперича – не давеча!

Сел я в его «Жигуль», полетели как на крыльях. Большая Москва. Едем мимо Сити – горят огни, пустые помещения видны. Чего электричество жгут? Потом мрачные громады пошли. Типа элеватор (оказалось, точно – гигантский цементный элеватор). Краны Южного порта. Заборы, фанерно-каркасные постройки с надписью «Банкетный зал и шиномонтаж», кафе «У Яши», цеха, отстойники желдорвагонов (в которых тоже свет горит), храм-часовня в Печатниках. На месте дома, где был теракт. Где террористы хотели нас запугать. Хрен нас чем запугаешь.

Мой гид перекрестился на часовню. Я тоже. Разговор наш потек иначе, у него исчезла чуть наигранная услужливость, у меня досада.

– Недалеко уже, – сказал парень. – Километров пять максимум. Тут вот еще храм, красавец, а? Николо-Перервинский монастырь тут. Мужской. Старый.

Мы ж тут все не жулики. Мы обслуживающий персонал. Дорабатываем за государство. Подчищаем

Мы опять перекрестились. Дорога вильнула.

– А это тюрьма. Женская, – и парень засмеялся, словно удивившись, как в жизни все бывает рядом.

Пошел забор, мрачные серые строения, над которыми стоял беззвучный бабий вой.

А Москва все не кончалась.

И, наконец, у самого края Москвы, где обрыв пространства отвесно уходит к центру земли, а звезды космоса светят манящим переливчатым светом, где кончается московская сказка и начинается российская быль, где мой бодрый отчет про три с полтиной не все оценят, мы увидели шлагбаум и будку. Тихая ночь овевала ее. Перед будкой стоял белый «Ауди». А у будки человек в милицейской форме.

Я сунулся было к нему, но он вздохнул и сказал фразу, от которой у меня все перевернулось в голове:

– Вам не ко мне. Я тоже... Такой же... Жду вот... – и он, стесняясь, указал на будку, где сидел другой человек в милицейской форме и что-то писал. Мой гид поздоровался с ним, сказал: «Мы за разрешением», – на что тот остроумно ответил: «А сюда по другим делам не приезжают». Затем он отдал коллеге-милиционеру разрешение, квитанцию, и тот, несмотря на форму, на звезды и фуражку, как простой парень, поехал вызволять свою ласточку на белой «Ауди», которую вел то ли друг его верный, то ли такой же добрый гид, поскольку у них это целая развитая отрасль бизнеса. Я не уточнил.

Зрелище было душераздирающее.

Дальше была наша очередь. Я отдал права и техпаспорт.

– Подождите десять минут, Владимир Константинович, – сказал милиционер в будке. – Сейчас проверим и оформим.

– Ночью тут тихо, – сказал гид. – Вам выгоднее со мной ночью ехать, чем завтра день псу под хвост.

Я согласно кивнул.

– А денег... На такси вы столько бы и потратили. Да еще очередь человек двести, толкотня. Жучки местами в очереди торгуют. Вы бы тут так напарились. Это же специально сделано, чтоб вы прокляли эту Новобатюнинскую. А ночью красота. Вот обратите внимание: промрайон, казалось бы. А воздух чистый. Или мне кажется?

Воздух был как воздух. Действительно, не хуже других. Я думал-то вот о чем: ну дадут мне квитанцию на уплату штрафа. И что? Где мы будем банк искать? Тихой ночью, как на крыльях. По чистому воздушку?

Словно угадав мои мысли, гид сказал:

– Нарушений за вами не числится? Так я и думал. Вы вот такой дядя, положительный. Что у меня такое предчувствие: он ограничится предупреждением. Оно пока в ходу. Его все пытаются исключить из Кодекса об административных нарушениях. Я считаю – неправильно. Есть случаи, когда человека предупредили – и он все понял. Ну, нормальный человек. Положительный.

Оказалось, правда, что выдали мне, как и предыдущему клиенту, квитанцию на штраф.  Но оплатить его можно и после, в течение 30 дней. Мне вернули документы, пожелали счастливого пути. Мы сели в «Жигули» – и московская лента стала раскручиваться в обратную сторону.

Возвращались через Угрешскую – на дороге покороче клали свежий асфальт.

– Говорят, раньше ночью не клали. Только днем, – сказал парень. – Вы застали?

– Конечно, – ответил я и подумал, что время летит быстро: выросло поколение парней, полагающих, что асфальт класть можно исключительно ночью.

– А что на Угрешской, знаете? – спросил парень.

– Нет.

– А, значит, не москвич. Или не служили. Угрешка – это ж сборный пункт. Призывников. Такое мужицкое место! Я каждый день вожу тут дяденек разных, по таким же делам, они все – о, Угрешка, мы отсюда в часть ехали. А чего: служишь в армии – гордись, отмазался – радуйся.

Я достал кошелек, отсчитал оговоренное.

– Спасибо, – сказал гид. – Вот, заработал, могу домой ехать. С чистой совестью.

– Тебе ж еще с эвакуаторщиками делиться, – сказал я. – Я правильно понимаю, что у вас совместное предприятие?

– А вот это коммерческая тайна, – ответил парень. – Поделимся. Ясный пень. Но это после, не горит. Тут сервис такой... накатанный. – И он засмеялся. – Ну а что? Плохо, что ли? Все по-честному. Проезжая часть очищена. Для общественного транспорта. У тебя инфаркта нету. Я заработал. Мужики тоже не в обиде. Штраф стране ты заплатишь, никуда не денешься.

Парень опять засмеялся:

– Мы ж тут все не жулики. Мы обслуживающий персонал. Дорабатываем за государство. Подчищаем. Это раньше эвакуаторщики машину затянут на трейлер – и ждут, пока клиент не ополоумеет; а то, бывало, уедут – и ищи. Угоняли ведь тачки! Мне рассказывали.

Я вспомнил любимый очерк Аграновского  «Официант», где заглавный герой говорил автору:  пришел ты в ресторан – я тебя обслуживаю. Вечером читаю твою статью – ты меня обслуживаешь. Да, были времена, подумал я. Тачки эвакуаторщики угоняли, асфальт клали днем. А как будто вчера. И еще я подумал, что мне абсолютно безразлично, как там распределились мои три с полтиной и что кому досталось: мужики заработали, а у меня нет инфаркта. Он прав. Это главное.

За окном возникли в обратном порядке заборы, бетонные громады, огни Сити. Повиляв среди гигантских развязок, мы заехали под мост. Из железных ворот вышел вежливый человек в очках.

– Машину забрать? Минуту, входить по одному надо. Сейчас джентльмен отъедет, вы за ним.

Моя «Тойота» виновато стояла в стойле, оклеенная желтыми полосочками. Я завел ее и распрощался с парнем, который напоследок подробно объяснил, как в череде выездов на развязках попасть на ту, что выведет к «Динамо». Толковый, хваткий, наблюдательный паренек. На что нормальные мозги, явную тяму и природную доброжелательность тратит? Что ж это, блин, за жизнь?

– Слышь, дядя, а чего у тебя на душе кошки скребли, ты сказал?

– Да поругался с хорошим человеком. Обидел зря.

– Ты помиришься, я отвечаю, – сказал ангел и улетел.

Вам может быть интересно

Белый дом прокомментировал переброску европейских войск в Гренландию
Темы дня

Схватка за Гренландию приближает конец НАТО

Европейские страны начали направлять в Гренландию военнослужащих с целью поддержать Данию в ее противостоянии с США. Планируется проводить совместные учения. Европейские союзники Дании предупреждают, что захват Гренландии американцами будет означать конец НАТО. Можно ли считать альянс эффективным оборонным союзом, если страны-члены начали воспринимать своего главного гаранта безопасности как угрозу?

Грозят ли нефтяные качели Трампа мировым кризисом

Нефтяной рынок штормит: цены то резко растут, то столь же молниеносно падают. Главный виновник американских горок – президент США Дональд Трамп, который строчит свои твиты. Ситуация в Венесуэле показала, что он легко может перейти от слов к делу. Теперь на первый план вышел конфликт с Ираном. Почему эта история еще не закончилась – и рынок продолжит ловить сигналы Трампа? И каковы риски нового энергетического кризиса наподобие 1970-х годов?

Экономист оценил перспективы иска инвестфонда США по долгам Российской империи

Венесуэльская оппозиционерка подарила Трампу медаль Нобелевской премии мира

Макрон появился на публике с залитым кровью глазом

Новости

В Москве подросток пострадал в ходе конфликта со стрельбой

В центре столицы на улице Большие Каменщики произошел конфликт, сопровождавшийся стрельбой, ранение получил 17-летний юноша, сообщили в прокуратуре города.

Трамп пригрозил применить против Миннесоты закон о восстании

Президент США Дональд Трамп заявил о готовности применить против штата Миннесота закон о восстании, позволяющий задействовать армию внутри страны без одобрения Конгресса.

Азербайджан начал поставки газа в Германию и Австрию

С января Азербайджан начал поставки газа в Германию и Австрию через Трансадриатический газопровод (TAP).

Guardian выяснила, кто надоумил Трампа забрать Гренландию

Имеющий интересы в Гренландии Рональд Лаудер – друг президента США Дональда Трампа, первым предложил расширение страны в Арктике, а теперь заключает сделки на острове.

Родригес заявила о планах реформировать нефтяной сектор Венесуэлы

Временно исполняющая обязанности президента Венесуэлы Дельси Родригес заявила, что Венесуэла намерена провести реформы в нефтяной отрасли, чтобы привлечь иностранных инвесторов и использовать выручку для поддержки здравоохранения и инфраструктуры, сообщает Associated Press.

США задумались о создании базы ВМС возле китайского порта в Перу

Госдепартамент США согласовал потенциальную сделку на проектирование и строительство основной военно-морской базы Перу стоимостью до 1,5 млрд долларов, пишет Bloomberg.

Небензя призвал Запад снизить градус истерии вокруг Ирана

На заседании СБ ООН по ситуации в Иране российский постпред при организации Василий Небензя во время выступления призвал коллег обратить внимание на то, как США нагнетают напряженность и разжигают истерию вокруг Ирана.

В Киеве допустили массовое расселение домов без тепла и света

Жители ряда домов в Киеве могут быть вынуждены покинуть свои квартиры, если в ближайшее время не удастся восстановить там отопление и электроснабжение, заявила депутат Киевского городского совета Марина Порошенко.

Стало известно о попытках Польши сорвать создание антигитлеровской коалиции

Архивные данные из трофейных французских документов раскрыли, как Польша препятствовала созданию антигитлеровской коалиции перед Второй мировой войной, заявил глава Федерального архивного агентства Андрей Артизов.

Британия захотела создать оборонный центр в Киеве

В 2026 году Британия намеревается открыть бизнес-центр в Киеве, чтобы ускорить поставки военной техники и упростить работу оборонных компаний, сообщает Bloomberg.

АдГ вынуждена дистанцироваться от Трампа

Руководство немецкой партии «Альтернатива для Германии» публично выступило с критикой политики президента США Дональда Трампа на фоне падения популярности американского президента среди немцев.

Британия отвергла идею восстановления диалога Европы с Россией

Европейские страны столкнулись с дипломатическим расколом из-за разногласий о необходимости восстановления контактов с Россией для урегулирования ситуации на Украине.
Мнения

Игорь Караулов: Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

Игорь Переверзев: Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

Сергей Лебедев: Попытки США поменять режим в других странах почти всегда плохо заканчиваются

Похищение президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены кажется чем-то неслыханным, но на самом деле это возврат к старым и недобрым традициям американского интервенционизма.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов