Авторские колонки

24 января 2011, 21:30

Андрей Реут: Черная полоса в воздухе

Трагедия в Домодедово стала венцом в череде неприятностей, обрушившихся на российских авиаторов. Некоторые авиакомпании могут ее просто не пережить. Они сами виноваты. Расплачиваются за собственную жадность.

Мелкие неприятности и крупные теракты способны разрушать целые империи. По крайней мере в бизнесе. Чтобы понять, что может произойти с нашей авиационной отраслью, надо вспомнить одну поучительную историю из мира небесных перевозок. Не историю даже, а легенду мировой авиации.

То, что теракт случился именно в Домодедово – лучшем российском аэропорте, где стоят самые совершенные системы безопасности, – показательно

Когда в 1927 году мальчик из хорошей американской семьи по имени Хуан Трипп зарегистрировал компанию Pan American, никто и не знал, что авиаперевозки могут быть доступными. Полеты оставались уделом богатых или сумасшедших. Но этот оборотистый джентльмен сначала слетал на Кубу с самим Энтони Фоккером (и впервые прославился), а вскоре запустил первый в истории трансатлантический рейс. После войны он выдвинул вообще скандальную идею: авиаперевозки должны быть массовыми и дешевыми. Ему никто не поверил, поэтому вскоре Pan Am стала крупнейшей авиакомпанией в мире. Трипп снижал цены, а конкуренты в Европе ему за это объявляли бойкот. Не пускали в Англию, например. Трипп заказывал первые широкофюзеляжные самолеты, а ему в ответ говорили, что так много людей летать не будет. Это благодаря ему появились на свет первые гиганты «Боинг-747», определившие лицо современной авиации. Это он придумал, что стюардессы должны быть красивыми, а самолеты – иметь имена. Но в 1968 году Трипп стал слишком стар, чтобы вести за собой мировую авиационную отрасль. Он ушел из своей блистательной компании и через какое-то время умер, а его наследникам понадобилось 20 лет, чтобы отправить Pan Am вслед за ее создателем. Что же они натворили?

Для начала – нашли виноватых. Это и мировой экономический кризис 1970-х, и высокие цены на топливо, и непосильное бремя кредитов (вам это ничего не напоминает?). В общем, всё было против лучшей в мире авиакомпании. Но «контрольный выстрел» в Pan Am сделал террорист. Сотрудник ливийских спецслужб Абдельбассет Али аль-Меграхи организовал взрыв самолёта «Боинг-747-121» компании Pan American над городом Локерби (Шотландия) 21 декабря 1988 года. К тому моменту репутация авиакомпании и так уже была подмочена трагедией на Тенерифе, где из-за столкновения самолетов Pan Am и KLM погибли почти 600 человек. Были и другие, мелкие неприятности. Но громкий теракт окончательно отвратил клиентов от крупнейшего авиаперевозчика: с ним уже и сливаться никто не захотел. В результате в 1991 году после длительной агонии фирма стала банкротом.

Уроки этой истории для бизнесменов давно уже записаны в учебники: нельзя сбавлять темп, надо непрерывно развивать бизнес и подстраивать его под новые реалии. Надо бороться за клиентов ежеминутно. Стоит започивать на лаврах, и конкуренты немедленно съедят. Но самый главный урок – внимание к безопасности. С появлением террористов выиграли те, кто поставил безопасность во главу угла. Это требует затрат, но воздается доверием и деньгами.

Российский авиационный бизнес тоже мог бы почерпнуть много уроков из истории. О безопасности у нас вспоминают только после очередного теракта. Потом бдят несколько месяцев, потом забывают. Мне лично приходилось проходить в самолет с бутылкой воды, вылетать с ножом и совершать прочие противоправные действия. Не по злому умыслу, случайно. Но в наших аэропортах никто и ухом не повел. Как же обидно было, когда в парижском «Де Голле» на пересадке у меня отобрали отличный швейцарский нож, так любезно пропущенный службой безопасности «Шереметьево»... А если бы я специально готовился? Да что угодно можно пронести.

Сейчас бомбу взорвали не в самолете. Но и этого взрыва можно было избежать. Все, кто летает, видели рамки и «светилки» на входах в московские аэропорты. Они работают по несколько месяцев после каждого теракта. Сейчас вот работают. А еще недавно не работали. Потому что много народу, толпа и лень всех досматривать. И терактов давно не было. А все новогодние праздники вся страна видела по телевизору, какой в аэропортах бардак и какие толпы. Может, эти сюжеты и «вдохновили» террористов?

Конечно, будь закрыт аэропорт, могли бы взорвать и в метро, и на улице. Это уже ответственность наших спецслужб. ФСБ регулярно рапортует, что десятки терактов предотвращены. Недоглядели. Но я сейчас не об этом. Я о том, что люди всё больше боятся летать. Не хотят ничего общего иметь ни с аэропортами, ни с самолетами. А без роста пассажиропотока не может быть развития отрасли. И виноваты не террористы, а сами авиаторы. Могу по пунктам перечислить, почему у них проблемы. Пожалуйста.

Во-первых, жадность. Билеты очень дорогие. У нас, например, нет дискаунтеров. Их просто не пускают. Взятки, наверное, дают авиачиновникам или еще какие козни строят, но улететь за 20 долларов, как в Германии или в США, у нас никуда нельзя. Да что там дискаунтеры, даже обычные внутренние рейсы стоят у нас в несколько раз дороже, чем аналогичные в Китае или в Америке. Притом что топливо у нас дешевле. А самолеты – старые корыта по сравнению с их новенькими. Полеты недоступны абсолютному большинству россиян – поэтому отрасль не развивается, обороты не растут, аэропорты не строятся, самолеты не закупаются.

Во-вторых, глупость. Читай – непрофессионализм. Не закупить вовремя противогололедный реагент и испортить тысячам своих клиентов новогодние праздники – это по-нашему, по-аэрофлотовски. Продать билетов больше, чем аэропорт может переварить пассажиров, – это вообще любимое развлечение. Ввести правила безопасности, а через полгода после теракта их смягчить (авось пронесет) – это уже преступление.

В-третьих, монополизм. Пока государство продолжает кормить роялти крупнейшего своего перевозчика, он легко может устраивать вышеописанные «праздники» своим клиентам. Пока мы не пустим на свой рынок западных конкурентов, мы не научимся ни снижать цены, ни инвестировать, ни обеспечивать сервис. Мы по-прежнему будем «договариваться». Лучше пережить несколько банкротств и летать нормально, чем обрекать граждан на регулярные сбои и заставлять их платить за это втридорога.

То, что теракт случился именно в Домодедово – лучшем российском аэропорте, где стоят самые совершенные системы безопасности, – показательно. Может стать приговором всей российской авиационной отрасли. Уж если они не смогли, тогда никому веры нет. И свеженародившиеся наши крупные авиаперевозчики вполне могут повторить судьбу Pan Am, которую похоронили террористы. Не потому что взорвали, а потому что плохо работали.

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?