Бодать его, обнимать его, страстно прыгать на него через головы ментов? Или просто изобразить «подзаборников» перед десятком ТВ-камер?
Подростки и заборы
Вся история героического противостояния «непримиримой оппозиции» и «несгибаемой власти» прежде всего напоминает начало «Приключений Тома Сойера».
Никакого «материального предмета спора» нет. Исходный и главный мотив выступает в своей прекрасной наготе, оказывается ЕДИНСТВЕННЫМ мотивом
Если кто забыл: гениальный роман начинается с того, что Том встречает незнакомого мальчика. И стали «концами мериться». Том проводит пальцем черту на песке и говорит: «Если ты ее переступишь – я тебя вздую!» Дальше развертывается увлекательная дискуссия на тему: «Вот так-таки вздуешь?! – Да, вот так и вздую!» Ну и кончается это тем, что вздул в конце концов...
Что ж, понятно, что ровно к этому «в конечном счете» сводятся ВСЕ интеллектуальные, моральные, этические и эстетические споры между homo sapiens. А очень часто – даже и споры МАТЕРИАЛЬНЫЕ, если речь не идет прямо о куске хлеба для выживания, то тогда спорят все равно о куске престижа...
Да, есть осязаемый предмет спора или нет его, но в любом случае, это спор по ЕДИНСТВЕННО ВАЖНОМУ для людей вопросу: какой альфа-самец наиболее «альфистый». И «на какой черте» ведется спор, не имеет ни малейшего значения – тем более если в поле зрения есть самки... А «общество», «толпа» – чем не самка для политиков? (Кстати, самцы самцами, но не будем же сексистами: женщины спорят – и друг с другом, и с мужчинами – ровно по той же модели).
Однако хотя ЯДРО ОРЕХА ровно такое, но на то и вся придуманная за тысячи лет культура, чтобы уйти от такой очаровательной прямоты и честности спора. Потому что если люди будут вообще вот так откровенно и без тормозов выяснять, «кто главнее», то ведь скоро выяснять станет некому...
Этим и забавно нынешнее противостояние: сюжет «кто главнее» НИЧЕМ НЕ ПРИКРЫТ. Никакого «материального предмета спора» нет. Исходный и главный мотив выступает в своей прекрасной наготе, оказывается ЕДИНСТВЕННЫМ мотивом.
Об этом совершенно прямо говорит и пишет Лимонов: цель – НАСТОЯТЬ НА СВОЕМ!
Власть, как ей и положено, выражается на словах скромнее, но позицию свою тоже не скрывает: НЕ УСТУПИТЬ!
«В нашей речке утром рано потонули два барана». Впрочем, тут-то никто не потонул: разумеется, каждая сторона «изображает триумф».
Власти совсем просто: против лома нет приема – нет у вас другого лома! «Они не пройдут», Триумфальная осталась за нами, за нашим забором... Победил тот, кто настоял на своем. Логично!
Лимонову объяснить, в чем его победа, несколько сложнее. Смотреть на чужой забор – и весь триумф?
Заборы магнитом притягивают граждан, непременно хочется нарисовать или еще что-нибудь сотворить... (фото: РИА «Новости») |
Нет, отвечает Лимонов. Тот факт, что «им» ПРИШЛОСЬ строить «против меня» заборы, показывает, что я одержал (мы одержали) победу: «они испугались», СПРЯТАЛИСЬ ЗА ЗАБОР. Мальчик из Тома Сойера до такого не додумался: раз меня вздули – значит, я победил! Бьет – значит, любит, говорят бабы в России (когда нет других доказательств любви). Бьют – значит, боятся, уверяет Лимонов. Логика мазохиста не особо вяжется с ядреным словцом «нацбол».
Само же по себе рассуждение не особенно сильное: испугались бы – пропустили бы... Впрочем, коли логика вынуждена прикрыть срам полного отсутствия аргументов – сгодится и такая.
Лимонов строит свои словесные игры беспроигрышно: если бы пропустили – сдрейфили, если не пропускают (заборы понаставили) – опять сдрейфили... Что же могла бы сделать власть, чтобы нельзя было сказать, что она «сдрейфила»? Так и не придумаешь...
Впрочем, и у власти логика не слабее. Не пропустили их – значит не испугались, не поддались на их истерики. А если бы пустили? Значит – тем более мы их-чудиков не боимся! И пошли они – хоть на Триумфальную, хоть...
Да, как говорил Достоевский: «психология – палка о двух концах». И любым легко огреть собеседника...
Цель – ничто, протест – все
Мне как человеку по натуре сугубо мирному казалось бы, что самый простой способ «убить Лимонова» – отдать ему «его площадь».
Ведь если нет упругой силы сопротивления, то вся драматургия разваливается, провисает. Человек со всего маху, бешено ударяет в незапертую дверь и... Правильно! Влетел и с разбега шмякнулся.
Ну, да, да – первой реакцией после «захвата Триумфальной», конечно, стал бы шумный триумф – «мы сделали ЭТО!». Но раз ЦЕЛЬ – «взять площадь!» – достигнута, то неизбежно встал бы неприятнейший вопрос. Что на этой площади ДЕЛАТЬ? Хороводы водить?
Легко проводить митинг в знак протеста против того, что этот митинг вам запретили проводить. Классический замкнутый круг, вернее – вечный двигатель, ускоритель элементарных частиц протеста. Но чтобы частицы вращались, посредине ускорителя должен быть мощный магнит ЗАПРЕТА. Если власть этот магнит убрала – как дальше вращаться? О чем говорить? Против чего протестовать?
«Позитивная программа», которая бы объединила национал-большевиков и их либеральных попутчиков, начисто отсутствует. В любом содержательном взаимодействии эти «частицы» и «античастицы» друг друга аннигилируют. У них просто нет НИ ЕДИНОЙ ОБЩЕЙ ТОЧКИ – кроме той самой площади.
Кстати, власть гораздо ближе к каждой из этих групп, чем обе они друг к другу.
Например, экономическая политика государства куда либеральнее, чем «программа Лимонова», – и, следовательно, ближе либералам. А внешняя политика куда империалистичнее и патриотичней, чем программа либералов, – и, следовательно, ближе Лимонову.
Единственное, что соединяет ужа с ежом, – это борьба с властью.
Так что, попав на площадь и перестав играть с властью в «казаки-разбойники» («Погоня! Какой сюжет обходится без нее! Один – бежит, другой – догоняет! Ведь детектив без погони – как жизнь без любви...», – как говорится в «Берегись автомобиля»), «нацболы» и «либералы» дико уставились бы друг на друга – и разбежались. Говорить не о чем, да что там – даже спорить не о чем, настолько на разных языках они говорят.
Собственно, «игры в площадь» удачно придумал Лимонов ровно тогда, когда после года пустой говорильни в т. н. «национальной ассамблее» стало совсем скучно... Все выпито, все съедено – 1 000 000 раз рассказали друг другу, какие бяки Путин и Медведев, а больше сдвинутому сталинисту Мухину и «масону» Осовцову беседовать не о чем... Дело было вечером, делать было нечего... Пора бесславно расходиться, лишний раз доказав себе то, что было изначально очевидно: что либералов и нацболов НИЧТО не объединяет.
И тут Лимонова осенило: если не о чем говорить, надо что-то кричать! От крика смысла требуется все-таки меньше. Так родилась «стратегия-31».
Бьет – значит, любит, говорят бабы в России (когда нет других доказательств любви). Бьют – значит, боятся, уверяет Лимонов (фото: ИТАР-ТАСС) |
Мы, собравшись вместе, понятия не имеем, чем нам заняться, буквально – чем занять себя. Тем более не имеем ни малейшего представления о каких-то возможных общих политических ДЕЙСТВИЯХ. И даже избавившись друг от друга, все равно, уже каждая группа по отдельности, плохо понимаем, что нам, собственно, ДЕЛАТЬ...
А раз так – давайте бороться! Но за что-то ОСЯЗАЕМОЕ, понятное, конкретное. Например, за право свободно проводить митинги на Триумфальной. Митинги – О ЧЕМ? О том, что нам запрещают проводить митинги...
А если РАЗРЕШАТ, что тогда? Тогда – таки плохо, возвращаемся к исходному тупику «нацассамблеи», из которого хотели вырваться на площадь... Вырвались – и получили ту же ассамблею на площади!
Итак, мне казалось, что власти стоит отцепить банку от хвоста кошки – и грохот сразу иссякнет.
Аппетит во время еды
Лимонов еще и близко не у власти, а он УЖЕ ДИКТУЕТ артисту, о чем тому «нужно думать»! И о чем же? Вы будете долго смеяться, но – ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ БЛАГЕ. Каковое, естественно, определяет Лимонов (ну не Шевчук же!)
Но у представителей власти (трудно понять, на каком именно этаже) есть, очевидно, возражения против такого простого решения.
Возражение простое: дай палец – руку откусят!
То есть: поскольку РЕАЛЬНАЯ цель у «несогласных» отсутствует, вернее, цель одна – «вся-то наша жизнь есть борьба!», то они ВЫНУЖДЕНЫ будут бороться дальше, на грубость нарываться дальше! Победа только окрылит их – и, как водится, окончательно лишит головы, оставив одни крылья.
Начнется эскалация требований и, что много хуже того, эскалация ДЕЙСТВИЙ. Прочертят на земле новую запретную черту – чтобы опять ее переходить!
Например, поскольку говорить им на этой чертовой площади и правда не о чем (стихи Маяковского и прозу Лимонова читать, что ли?!), то остается...
Ну, например, двинуться маршем несогласных по Тверской!
Конечно, вообразить эдакий бред нелегко – но зато уж если это случится, то скандал гарантирован, причем вселенского масштаба.
Признаться, когда я услыхал такое предположение, оно мне показалось слишком диким.
Создать транспортный коллапс, а пожалуй, и массовые аварии в Москве?! Ради чего? Таким образом «завоевать ПОПУЛЯРНОСТЬ» в народе?! Да, популярность, слов нет, будет. Но, пожалуй, слишком уж крутая – как бы не раздавила...
Не верю ни секунды, что Немцов, скажем, пойдет на такое продуманное политическое самоубийство. Да и Лимонов...
С другой стороны, сумасшедших и прямых провокаторов в таких сборищах всегда хватает. Ведь нашлись же козлы, разгромившие здание администрации Химок! Кстати, совершенно не обязательно, что в роли возможных провокаторов на Тверской могли бы выступить именно сами нацболы. Есть много разных психов – анархисты, например... Да и вообще – чего-чего, а провокаторов всегда хватает. И взаимных обвинений в провокациях – тоже.
Что ж, определенная логика в таких «властных опасениях» есть. Хотя, на мой вкус, опасения все же сильно преувеличены.
Но, во всяком случае, если бояться таких историй, то с какой радости власть все же предлагала «несогласным» для их игрищ – и Болотную площадь, и даже Пушкинскую? Что – там нельзя устроить шествия и провокации? А раз можно, то чем все это отличается от Триумфальной? Ну и совсем уж странно выглядит «дадим разрешение – но если заявка будет не от Лимонова»...
Похоже, что все-таки возможность «диверсий на транспорте» властями не рассматривалась слишком серьезно.
Личный проект
Однако какова бы ни была логика власти, одного она добилась. Собственно, добилась этого даже не власть, а сам Лимонов.
Фарс. Карнавал. Прикол. Перформанс. Вот так в итоге воспринимается вся эта бодяга. Причем не только сторонниками власти, но и людьми абсолютно равнодушными, аполитичными. Больше того – многие ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ противники власти при слове «стратегия-31» морщатся, как от слишком кислого лимона...
Перформанс СЛИШКОМ ГЛУПЫЙ – слишком пафосный, нелепый.
Классическая ситуация: для политики слишком карнавально, для карнавала – слишком серьезно и амбициозно.
Что же получается? ГЛУПОСТЬ получается...
Глупость можно считать обоюдной. И симпатии сторонних наблюдателей не вызывает ни одна сторона этого «упертого действа».
Но преимущество «власти» в том, что она в данном случае анонимна. А Лимонов – вот он, налицо, усы а-ля Дали, пафос не хуже Троцкого, весь в центре событий. Сияет – именинник.
В центре ГЛУПОСТИ. В глупом сиянии свет серебрится...
Собственно, кроме совсем уж специфических людей, никто «подростка Савенко» и не считал «политиком».
Думал ли Шевчук об «общественном благе», когда на сцене стоял? (фото: ИТАР-ТАСС) |
Но его харизма и карнавальность всей ситуации таковы, что в том же нимбе оказались и другие оппозиционеры. Многие, наверное, понимают, что участвуют в дурацкой постановке «Тома Сойера», где в роли Тома – Эдичка, а они для массовки. И самое глупое – что хоть черту на песке провел Том, но, как ни крути, в нашей жизни, в отличие от книжки, его «отдубасил» все-таки «другой мальчик». Силы были изначально абсолютно несопоставимы? Да кто ж спорит! Так не надо было начинаться-мериться... Или – если охота – надо было начинаться КАК-ТО ПО-ДРУГОМУ! Как именно? Ну, на то вам и даны головы – думайте...
В общем, не думаю, что «попутчики нацболов» от всего этого ловят такой же кайф, как самовлюбленный «гений Савенко». Небось в душе многие проклинают – отнюдь не власть, а собственную дурь, которая занесла их «пахать, как рабы, на лимоновских галерах». А как сдать назад?
И это – второе и ГЛАВНОЕ достижение Лимонова.
Он сделал «план-31» своим ЛИЧНЫМ ПРОЕКТОМ. Приватизировал 31-е число каждого месяца – «день лимона». И заставил остальную оппозицию питаться лимонами – болит у них от этого желудок или нет...
Если «национальная ассамблея» была рыхлой смесью всех со всеми, то «проект-31» вполне компактный – помещается в руке Лимонова.
И это очень интересный вывод.
Такова цена оппозиционных либералов – не только с властью, но с Лимоновым справиться бессильны!
Причем если у власти есть и деньги, и полиция, и ТВ, то что есть у Лимонова? В чем его преимущество перед коллегами-либералами?
У него есть – харизма. Энергия. Политические желания. И партия – собранная без политтехнологов и денег, под идею и личность.
Ни черта этого у внесистемных либералов – НЕТ. Они продули Лимонову с сухим счетом. Их место, как выяснилось, – статисты в лимоновском спектакле, «кушать подано!». Таков экспериментальный факт.
Большой вопрос – есть ли все это у либералов системных и вообще у «партии власти». Но это – отдельная тема. Во всяком случае, пока что у них нет необходимости конкурировать с Лимоновым – возможности несопоставимы. А у либералов такая необходимость возникла. И они с грохотом проиграли – примерно как кадеты и меньшевики проиграли большевикам.
Поневоле вспомнишь Великого Большевика, его слова об интеллигенции: «Мозг нации?! Говно!» Но – мыслящее и говорящее...
Ну и Вождь явил себя во всем большевистском величии. По поводу участия Шевчука в концерте Боно Лимонов брякнул: «Что ж Шевчук, о чем думал, когда на сцене стоял? Об ОБЩЕСТВЕННОМ БЛАГЕ НУЖНО ДУМАТЬ, ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОБЩЕСТВА ОТ ТИРАНИИ».
Ай да Эдичка – вот сукин сын!
Он еще и близко не у власти, а он УЖЕ ДИКТУЕТ артисту, о чем тому «нужно думать»! И о чем же? Вы будете долго смеяться, но – ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ БЛАГЕ. Каковое, естественно, определяет Лимонов (ну не Шевчук же!). Шевчук ПОСМЕЛ НЕ ПРИЗВАТЬ идти за Лимоновым на площадь ! Что ж это – предательство или просто глупость певца ? Лимонов на первый раз прощает – ограничивается выговором. (Вождь сгоряча не смекнул, что если бы Шевчук пришел на Площадь, то он легко затмил бы Вождя – что, понятно, в тысячу раз хуже, чем действия тысячи ОМОНовцев !).
И эта прелесть, повторяю, еще на берегу, еще когда власть и не маячит... Впрочем, что ж – не говорите потом, что «вас не предупреждали». Предупреждает не только ВСЯ русская история, но и лично Лимонов. Только никто не слышит...
Так и Большевик предупреждал – задолго до 1917 года написал статью «Партийная организация и партийная литература». Ее никто, разумеется, не прочел – зато потом в школах проходили...
Итак. На первом этапе большевики вытерли подошвы о «попутчиков» и «меньшевиков», перевели их на подтанцовку. А на втором стали объяснять дурачку Шевчуку, что есть «общественное благо», о котором он, Шевчук, должен думать...
Просто и убедительно, в стиле того, гениального чемпиона.Класс!
***
Смешно...
А смешнее всего, что другой оппозиции в довольно большой стране под названием Россия – вроде и нет.
Кто в этом виноват? Власть разведет руками: сами оппозиционеры и виноваты, что так умны! Оппозиция, естественно, обвинит власть - в ситуации жесткой конфронтации наверх всплывает Лимонов.
А обществу и вовсе неохота разбираться в деталях.
Ему (обществу) остается в этой ситуации одно – обхохотаться... Над кем именно? Ну, Гоголь уже ответил – все помнят.