Сейчас, наконец, зло заклеймили. На днях комиссия ПАСЕ опубликовала разоблачительный доклад. Производители вакцины от свиного гриппа подкупили ВОЗ, чиновников Евросоюза и еще нескольких стран. В результате «имела место растрата государственных средств, а населению внушались необоснованные страхи».
И вдруг – кризис. Люди опять спрятали кошельки. Но продвинутые маркетологи уже знали, что с ними делать. Пугать
Парламентская ассамблея Совета Европы давно уже производит впечатление собрания бездельников, которым лень даже скрывать собственную глупость. Вот и в этот раз они не подвели – весьма оперативно открыли свою Америку. Медленнее соображают, пожалуй, только литовские парламентарии, которые на днях приняли резолюцию, осуждающую признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.
Комиссия ПАСЕ сообщила очевидные банальности, а ведь несостоявшаяся пандемия свиного гриппа – интереснейшее явление. Стоит только копнуть поглубже, и вам откроется ни много ни мало модель экономики будущего. О ней можно писать романы и диссертации, на ее примере надо учить бизнес-лидеров. Вся постиндустриальная эфемерность хозяйственных процессов предстает перед нами как окончательная и бесповоротная победа пиара над здравым смыслом.
Главным именинником на празднике свиного гриппа стала, конечно, швейцарская лаборатория Hoffmann-La Roche, производитель препарата Тамифлю. Продажи этих волшебных таблеток выросли более чем впятеро и принесли компании дополнительно примерно два миллиарда долларов, говорится в ее годовом отчете. Повезло? Глупости. Такую разводку Hoffmann-La Roche отработала еще сотню лет назад.
Ее первый «свиной грипп» случился в 1930-е годы, когда эта еще не очень известная контора предложила миру чудодейственную диковину – витамин С. Но разводка была вовсе не в витамине (он, как и Тамифлю, действует), а в том, что на многие десятилетия контора стала мировым витаминным монополистом. Наладила массовое производство и сумела договориться с правительствами об эксклюзивных правах. Ее и штрафовали, и закрывать пытались – все бесполезно. Потом было еще несколько препаратов с той же «формулой»: придумать новое хорошее лекарство и (главное) договориться с органами власти. Десятки прошедших через лабораторию коррупционных скандалов уже забыты. Дивиденды потрачены. Жизнь прекрасна.
Заставить москвичей носить марлевые повязки – это не удавалось ни авторам птичьего гриппа, ни террористам (фото: Reuters) |
Казалось бы, ну что такого особенного в этой довольно уже старой бизнес-модели? Особенное то, как сейчас она легла на нашу изможденную рекламой и кризисом психику. Наша реакция. Она оказалась экстраординарной. Заставить москвичей носить в метро марлевые повязки – это не удавалось ни авторам птичьего гриппа, ни террористам. Мыть руки, следить за здоровьем – да что же в этом плохого? Подумаешь, свиной грипп ничем особо не отличается от обычного. Ну, кого это волнует? Важен результат. Люди стали внимательнее относиться к себе, и это уже хорошо. К тому же помогли экономике.
Подчеркну: не фармацевтам помогли, как показалось многим, а всей экономике. Ведь в кризис мы с вами только усугубляли финансовые проблемы, отказываясь тратить деньги. А разводка со свиным гриппом заставила многих как минимум отнести в аптеку пару тысяч рублей за чудо-таблетки. А дальше – мультипликативный эффект. Люди бросились зарабатывать на градусниках, стояли с этими градусниками в аэропортах, придумывали «модные» маски, печатали книги… Уже год назад, когда история только начиналась, российские производители мяса резко увеличили продажи. Люди испугались импортной свинины.
Оглушительный успех байки о гриппе показал нам любопытную вещь: технология объединения производства, пиара и манипуляции массовым сознанием уже близка к совершенству. К этой технологии мир шел многие годы. Ну, как заставить потратить деньги того, у кого все есть? Маркетологи долго ломали головы. Реклама уже не помогает, ее слишком много. Зато массовая мода прекрасно работает. Это выяснилось лет 15 назад, когда мы еще понятия не имели, что гардероб надо обновлять несколько раз в год, и наивно носили вещи до тех пор, пока они не потеряют вид. Нам улучшили сознание, и мы узнали, что покупать надо уже не ради покупки, а ради процесса. Модно покупать. Случился промышленный подъем, экономика выросла, жить стало лучше.
И вдруг – кризис. Люди опять спрятали кошельки. Но продвинутые маркетологи уже знали, что с ними делать. Пугать. Отработано на птичьем гриппе и парниковом эффекте. Сработало оружие рекламы, замешанной на страхе, – оно оказалось куда более мощным, чем все, ранее известное. Ни кризис, ни бедность не заставят человека отказаться от массового страха и от покупки чего-то, что все покупают. Именно в этом гениальность истории со свиным гриппом.
Но за гениальностью, увы, скрывается глубокая аморальность. Потому что лекарства. Не очки от света кометы, не колбаса от клещей и даже не биотопливо от парникового эффекта. А лекарство, которое прописывают врачи, давшие клятву Гиппократа. «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного», – это было в оригинале. Сейчас клятва проще, но все равно есть фраза вроде «действовать исключительно в интересах больного». А тут – в интересах фармацевтических компаний. И беда не в том, что врачи лгут. Кто сейчас этого не делает? А в том, что когда-нибудь в Европу действительно может прийти «испанка». А люди, которых пугали ею уже несколько лет подряд, не пойдут прививаться и не станут покупать дорогие чудо-препараты. Скажут «придумайте что-нибудь новенькое». И вот тут их, как того мальчика, настигнет страшный серый волк. Или свинья. Или птица. Они ведь все животные простые – сегодня помогут кому-то, одарят миллиардами, а завтра сожрут. И не поперхнутся.